Экономика стран Западной Европы: общее и особенное, роль в мировой экономики и ЕС
Особенности западноевропейской экономики: Зап Европа – «колыбель мирового капиталистического производства». Первая волна капитализма прокатилась по Италии и Нидерландам. Первые страновые капиталистические экономики – Великобритания, затем Франция, Германия. По уровню развития западноевропейский капитализм опередил восточный. Лидирующая группа стран- германо- романо- язычные ( Германия, Австрия, Швейцария, Голландия, Лихтенштейн).
Западная Европа обладает ограниченными природными ресурсами и располагает высококачественным трудовым потенциалом. Высокий уровень жизни, по объемам производства Западная Европа идет после США. На севере, в Северном Море, идет добыча нефти и газа, в Великобритании и ФРГ добывается уголь. Западная Европа располагает рекреационными услугами (отдых). Развит туризм. Особенность – страны Западной Европы выступают друг для друга как важнейшие торговые партнеры и внешние рынки.
В настоящее время доля Зап Европы в геопланитарном продукте уменьшилась на 9%: пром. продукция – на 11, по с/х – на 5, в численности населения – сокращение на 7 %.
Из 500 крупнейших ТНК- 28% западноевропейские ТНК. Крупнейшие ТНК Зап Европы в Великобритании: ВР, Роял Датчшел, пищевая пром. (Юнилевер) ,фарм-ка, Германии: химическая, автостроение, тяжелое машиностроение, Франции : химическая, авиа( Снегма) , металлургическая, Нидерландах, Швейцарии. При доминирующей роли ТН капитала, количественно доминируют средние и мелкие фирмы (99% всех предприятий). Мелкие и средние предприятия дают 56% регионального продукта, на них работают 2/3 населения.
По уровню развития АК лидирующие позиции занимают Великобритания, Германия, Франция, Швейцария, Италия, Нидерланды, на них приходится 79 %АК. Средний уровень развития АК: Испания, Бельгия, Швеция, Финляндия, Дания, Греция, Ирландия. Менее 1% в АК: Норвегия, Австрия, Люксембург, Исландия, Португалия.
Западная Европа почти не уступает ведущим державам по технико-экономическому уровню развития традиционных базовых отраслей (машиностроение и металлообработка, химическая промышленность), однако пока еще отстает в новейших направлениях НИОКР — микроэлектроника, робототёхника, биотехнология и т.д.
Отраслями европейской экономики обеспечивающей ее глобальную конкурентоспособность являются:
1. Традиционные: в автомобилестроение - Германия, Франция; авиационная промышленность - Великобритания, Германия, Франция; текстильная промышленность - Италия, Франция.
2. Новые: программное обеспечение - Германия, Бельгия, Нидерланды; цифровое телевидение - Франция, Германия; мобильная связь - Швеция, Финляндия, Великобритания.
При этом основная экономическая мощь всего региона приходится на четыре крупные высокоразвитые государства - Германию, Францию, Великобританию, Италию, где сосредоточено более 50 % населения и около 70% совокупного ВВП региона. Они определяют место региона в современном мировом разделении труда, общие тенденции социально-экономического развития и роста.
Особое место занимают малые страны ЗЕ по объемам ВВП, характеру специализации и другим параметрам. Наиболее развитые — это Бельгия, Нидерланды, Швеция, Испания. На их долю приходится 20 % ВВП региона. Вторая группа — это Австрия, Дания, Греция и Финляндия, на долю которых приходится более 8% ВВП. Третья группа — Португалия, Ирландия, Люксембург — имеет узкоспециализированную структуру хозяйства и занимает 2 % ВВП.
Среди тенденций экономического развития ЗЕ на ближайшие 15—20 лет следует выделить, во-первых, развитие интеграционных процессов. На ЕС приходится - 2,7%-мир. территории; 6,8%-населения; 22%-ГПП. Формируется новая многонациональная общность. Во-вторых, интеграция способствует быстрой регионализации хозяйственной жизни в ЗЕ. В ходе ее складываются прочные субрегиональные хозяйственные комплексы.
По имеющимся прогнозам, до 2015—2020 гг. ВВП Западной Европы будет расти умеренными темпами, скорее всего в пределах 2,6-3%, что будет на уровне или даже несколько ниже соответствующих показателей двух других «центров силы».
Прогнозы и перспективы развития экономики Зап Европы: 1- увеличение корпораций, 2- увеличение роли ТНК глобального типа.3- развитие электротехники, фармацевтики, приборостроение, микроэлектроника, наукоемкие производства, машиностроения.
Проблемы Зап Европы связаны с неустойчивостью макроэкономического равновесия (негибкость цен и ставок з/п), что приводят к увеличению уровня безработицы, повышению конфликтности в регионе. При таких темпах экономического роста нынешняя острота проблемы занятости и безработицы сохранится или даже несколько увеличится.
Зап. Европа дает 20% мир. с/х продукции. Лидеры с/х: Франция, ФРГ, Италия, Великобритания. На 90% удовлетворяет свои потребности в с/х. Основной тип организации – ферма. Зап. Европа - лидер по урож-ти зерновых. По сбору винограда лидирует Италия. выращивается картофель. По темпам развития Зап. Европа уступает (кроме США) – Канаде, Австралии. Растет удельный вес теневой экономики. (Италия-23%, Бельгия-19%, Австрия и Щвейцария –6-7%.)
Зап. Европа активно участвует в межд. торговле. Особенность – в качестве экспортеров выступают заруб. фирмы (корпорации США дают 30% экспорта торг. изделий). По информационной технологии и технике на них приходится 40% регионал. экспорта. На мировом информац. рынке технологий их доля =10%. Зап. Европа лидирует по экспорту маш/строительной и хим. продукции, по наукоем. товарам высокого уровня удельный вес Зап. Европы < США в 2 раза. Зап. Европа находится в сильной зависимости от иностранных патентов и лицензий (только в США Зап. Европа закупает ½ своих новшеств). Западноевропейским инвесторам принадлежит > 2/3 ПИИ в США.
Идея создания Европейского содружества была высказана еще 9 мая 1950 года французским министром иностранных дел Робертом Шуманом. Вначале ЕС состоял из 6 государств: Бельгия, Германия, Франция, Италия, Люксембург и Нидерланды. Дания, Ирландия и Великобритания присоединились в 1973 году, Греция в 1981, Испания и Португалия в 1986, Австрия, Финляндия и Швеция в 1995. В 2004 году было самое крупное присоединение - в состав Евросоюза вошли 10 членов.
ЕС: Австрия, Бельгия, Великобритания, ФРГ, Дания, Ирландия, Испания., Италия, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция, Греция, Люкс-г, Латвия, Литва, Эстония, Кипр, Словения, Словакия, Польша, Чехия, Мальта, Венгрия.
Современные теории МТ
Теория эффекта масштаба в международной торговле, была предложена в начале 80-х гг. XX в. американскими экономистами П. Кругманом и К. Ланкастером. Суть заключается в том, что при увеличении масштабов производства удельные издержки на единицу продукции будут снижаться с ростом выпуска за счет экономии на элементах постоянных издержек. Возникает экономия за счет массового производства. Поэтому многие развитые страны, обеспеченные факторами производства в примерно равных пропорциях, сознательно соглашаются уступить друг другу определенные рынки с тем, чтобы специализироваться на производстве определенной продукции, создавать крупные предприятия в своих странах и извлекать эффект масштаба. Одно из допущений теории Хекшера-Олина предполагает, что производство товаров обеих стран характеризуется наличием постоянной отдачи от масштаба. При возрастающей отдаче от масштаба торговля может оказаться взаимовыгодной и между странами с совершенно одинаковыми условиями производства.
Возрастающая отдача от масштаба объясняется возможностью углубить разделение труда и специализацию при расширении производства.
Экономия от масштаба:1)Внутренняя:1. Предприятий в отрасли – постоянно; 2.объем производства растет;.3. Сред издержки уменьш.2)Внешняя: 1. Колич предпрития в отрасли растет. 2. Объем произв-ва 1 предприятия –постоянен;3. издержки уменьш.
Теория производственного цикла или цикла жизни продукта. Вернон 5 стадий. (4:внедрение,рост,зрелость,упадок)
2 страны: I - развитая и II - развивающаяся.
1 фаза – новый продукт (создается для внутреннего рынка); S и D совпадают.
2 фаза – растущий объем продукции. Резко увелич производство продукции. Экспорт продукции.
3 фаза – зрелости. Появляется производство и в других странах. Стандартизация продукции. Ценовая конкуренция. Продаются технологии в развивающиеся страны.
4 фаза – в самой (развитой) стране производство сокращается
5 фаза – развитая страна импортирует этот продукт, если он ей нужен.
М. Портер создал оригинальную теорию конкурентных преимуществ страны. Центральное место в его концепции занимает идея так называемого национального ромба, раскрывающего главные свойства (детерминанты) экономики, формирующие конкурентную макросреду, в которой действуют фирмы этой страны. (параметры факторов,Стратегия фирм, их структура и соперничество, Параметры спроса, Родственные и поддерживающие отрасли)
Параметры факторов представляют собой материальные (вещественные) и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества страны в целом и ее ведущих экспорто-ориентированных отраслей. Важное значение в теории М. Портера уделяется делению факторов на общие (например, сеть автомобильных дорог, персонал с высшим образованием и др.), которые создают конкурентные преимущества для широкого спектра отраслей, и специализированные (например, персонал с узкой специализацией, база данных в определенной области знаний и т.д.), которые, как правило, применимы в ограниченном числе отраслей или даже в одной-единственной отрасли. При этом специализированные факторы, обеспечивая более длительное и устойчивое конкурентное преимущество фирмам соответствующих отраслей на мировом рынке, в то же время требуют значительных и долговременных капиталовложений.
Стратегия фирм, их структура и соперничество. В обеспечении национального конкурентного преимущества немаловажную роль играет фирменная структура и конкурентная среда внутри страны, которая складывается в результате соперничества фирм. Если отсутствует конкурентная среда или соперничество между фирмами, если стратегия фирмы не ориентирована на деятельность в условиях соперничества, то на внешнем рынке у таких фирм конкурентного преимущества обычно не возникает.
Параметры спроса - это, в первую очередь, емкость спроса, динамика его развития, дифференциация на виды продукции, требовательность покупателей к качеству товаров и услуг. Именно на внутреннем рынке в условиях развитого спроса должны получать апробацию новые изделия до выхода на мировой рынок.
Родственные и поддерживающие отрасли. Наличие в национальной экономике высокоразвитых родственных и поддерживающих отраслей, обеспечивающих фирмы в экспортоориентированных отраслях необходимыми материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, информацией, выступает необходимым условием создания и поддержания конкурентного преимущества в мировой торговле для фирм соответствующих отраслей.
В общей картине конкурентных преимуществ М. Портер отводит роль также случаю и правительству. Случайными являются события, которые имеют мало общего с условиями развития экономики страны и влиять на которые часто не могут ни фирмы, ни правительство. К наиболее важным событиям такого рода можно отнести новые изобретения, крупные технологические сдвиги (прорывы), резкие изменения цен на ресурсы (например, "нефтяной шок"), значительные изменения на мировых финансовых рынках или в обменных курсах, всплески мирового или местного спроса, политические решения правительств, войны и другие непредвиденные обстоятельства. Случайные события могут изменить позиции соперничающих государств. Они могут свести на нет преимущества старых мощных конкурентов и усилить экспортный потенциал других государств.
Роль правительства в формировании национального конкурентного преимущества состоит в оказании значительного влияния на все основные детерминанты "национального ромба", причем это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.
15. Внешнеторговый контракт: содержание, порядок организации и исполнения
Внешнеторговый контракт - основной коммерческий документ внешнеторговой операции, свидетельствующий о достигнутом соглашении между сторонами. Предметом внешнеторгового контракта могут быть купля-продажа товара, выполнение подрядных работ, аренда, лицензирование, предоставление права на продажу, консигнация и др. Расчеты за поставки товаров и оказание услуг по внешнеторговому контракту могут производиться в иностранной, международной, национальной валюте и на безвалютной основе.
Валютные условия контракта - условия, которые согласовываются во внешнеторговых контрактах:
- валюта цены контракта;
- валюта платежа;
- курс пересчета валюты цены в валюту платежа;
- оговорки, защищающие стороны от валютных рисков.
Существует спец миним требования к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов.
Во внешнеторговых контрактах необходимо указывать:
унифицированный номер контракта
дата подписания контракта,
место подписания контракта;
полные официальные наименования организации Продавца и Покупателя;
Страна иностранного партнера и страна назначения (отправления) товара. Приводится
полное наименование стран и их трехзначный код в соответствии с международным
классификатором "Страны мира", используемым для целей таможенного оформления.
В ПРЕДМЕТЕ КОНТРАКТА Указываются:
Наименование и полная характеристика товара.
Тара/упаковка, маркировка товара.
Объем, вес, количество товара.
ЦЕНА И СУММА(Указывается общая сумма контракта и цена за единицу товара в валюте цены, с
приведением краткого наименования базиса поставки в соответствии с правилами толкования стандартных формулировок условий поставки товара (ИНКОТЕРМС-2000"). Наименование и код валюты, в которой оценен товар в соответствии с классификатором валют, используемым для целей таможенного оформления.
В случаях, когда цена за единицу товара и сумма контракта не могут быть точно установлены на дату подписания контракта, приводится подробная формула цены либо условия ее определения с таким расчетом, чтобы при реализации всех оговоренных условий можно было однозначно установить цену товара и сумму контракта.
УСЛОВИЯ ПЛАТЕЖА Указываются наименование и код валюты, в которой будет производится платеж, в соответствии с классификатором, используемым для целей таможенного оформления, сроки платежа и условия рассрочки, при ее предоставлении, а также обязательный перечень документов, передаваемых Продавцом Покупателю и подтверждающих факт отгрузки, стоимость и номенклатуру отгруженных товаров.
Рекомендуется предусматривать аккредитивную форму платежа или другую форму, гарантирующую безусловное поступление валютной выручки при экспорте товаров, а также предоставление гарантий на возврат платежа, ранее переведенного в оплату импортируемых товаров, в случае их непоступления.
Указываются полные наименования и почтовые адреса банков (филиалов) сторон, номера счетов, платежные реквизиты.
СРОК ПОСТАВКИ. Приводится порядок поставки товаров, т.е. дата завершения поставок и/или график поставок конкретных партий товара с указанием срока действия контракта, в течение которого должны быть завершены поставки товаров и взаимные расчеты по контракту.
УСЛОВИЯ ПРИЕМКИ ТОВАРА ПО КАЧЕСТВУ И КОЛИЧЕСТВУ
Указываются место и сроки проведения инспекции качества и количества товара, наименование независимой экспертной организации, порядок предъявления рекламаций.
ФОРС-МАЖОР. Формулируются форс-мажорные обстоятельства.
ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА СДЕЛКИ. В специальных пунктах или разделах контракта оговариваются другие условия и обстоятельства сделки (гарантийные обязательства,, лицензионные платежи, техническая помощь, сборка, наладка и монтаж оборудования, обучение персонала, информационные и другие услуги).
РАССМОТРЕНИЕ СПОРОВ. Приводится порядок предъявления и рассмотрения неурегулированных претензий, порядок платежей по претензиям, рассмотрение спорных вопросов в Арбитраже. Указывается, правом какого государства будут регулироваться отношения по контракту.
САНКЦИИ. Указываются санкции за ненадлежащее исполнение обязательств сторон, в частности за просрочки в поставке товара и/или просрочки в оплате стоимости товара, а также поставки товара ненадлежащего количества и качества.
АДРЕСА ПОКУПАТЕЛЯ И ПРОДАВЦА. Юридические и полные почтовые адреса Продавца и Покупателя, контактный телефон, факс, телекс организации (предприятия) - Продавца и Покупателя.
Подписи сторон.
Права и обязанности по внешнеторговым сделкам определяются по праву страны, избранному сторонами при совершении сделки или в силу последующего соглашения. При отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве применяется право страны, где учреждена сторона, являющаяся продавцом в сделке купли-продажи.
При заключении контрактов российским предпринимателям помимо отечественного законодательства нужно руководствоваться также правилами, содержащимися в международных правовых документах, которые обязательны для предприятий всех государств, их подписавших. Это принятая в 1980 г. в Вене Конвенция ООН «О договорах международной купли-продажи товаров». Желательно ознакомиться также с правилами толкования международных торговых терминов (ИНКОТЕРМС), которые в настоящее время применяются в редакции 1990 г.
Заключая контракт, следует убедиться, что вы имеете дело с правоспособным субъектом. Гражданская правоспособность (способность иметь гражданские права и нести обязанности) иностранных юридических лиц определяется по праву страны, где учреждено соответствующее юридическое лицо. Покупателю следует убедиться и в надлежащем качестве товара, прежде чем совершить сделку.
Заключив контракт стороны тем самым взяли на себя определенные обязательства, а именно: покупатель обязуется принять поставленный ему товар и оплатить его; продавец обязуется поставить товар в согласованный срок в соответствии с условиями заказа по указанной в контракте цене. Во избежание возможных споров, которые могут возникнуть в ходе исполнения контракта, покупатель, размещая заказ, должен четко определить количество и качество товара, условия поставки, цену, условия платежа, упаковки, транспортировки.