Экономика стран Латинской Америки: общее и особенное

Осн. общие черты. 1. Ведущая роль продукции обраб. пром-ти в экспорте и нац. ВВП. Доля такой продукции в стоимости экспорта, как правило, превышает 40%, а в ст-ти ВВП превышает 20%. 2.Быстрые темпы эк. роста. Среднегодовые темпы прироста ВВП НИС составили около 5,5% за последние 45 лет. На этой основе НИС смогли сильно сократить свое отставание от РаС. 3. Производится около 8% ВВП мира 4. проживает около 5% населения.5. страны региона имеют общие социальные, экономические и исторические корни. 6. крупный тене­вой сектор, в котором производится до 40% ВВП 7. свойственна монокультурность хо­зяйства и его сырьеэкспортная направленность: Бразилия и Колумбия — кофе, Куба — сахар, Ар­гентина — говядина, зерно, Чили — селитра и медь, Венесуэла — нефть, Эквадор — бананы, какао, кофе и т.д. Различия: по уровню социально-экономического развития страны Латин­ской Америки представляют очень пеструю картину. С одной сторо­ны, здесь есть весьма отсталые страны вроде Гаити (относится к наименее развитым странам), с другой стороны, многие черты развитой экономики свойственны Аргентине, Бразилии, Коста-Рике, Мексике и Чили. Эти государства относятся к группе новых индустриальных стран.

Основ направлен либерал реформ в Лат Амер: 1) макроэконом стабилизация: I. Бюджетная дисциплина Дефицит консолидированного бюджета не должен превышать резервы, которые позволяют профинансировать его без инфляционного налога. Это предполагает поддержание первичного профицита на уровне нескольких процентов ВВП в целях обслуживания внешней и внутренней государственной задолженности. Дефицит по текущим статьям (включая выплаты процентов по долгам) следует удерживать в пределах не выше 3% ВВП.Результат: 1) всем странам удалось сократить дефицит по текущим статьям бюджета до уровня существенно меньше норматива.Недостат: пришлось свернуть социальные программы, достижения оказались неустойчивыми. II. Пересмотр политики госрасходов. Гос необ резко ограничить расходы и переключить финансовые потоки в область социальной и экономической инфраструктуры с одновременным повышением эффективности использования финансовых ресурсов.Результ:сокращение персонала,изменение пенсионного пенсионного.Недост: Отмена большей части госсубсидий на поддержание стабильности базовых цен встретила ожесточённое сопротивление населения, новая пенсионная схема остаётся убыточной в странах, приступивших к её осуществлению (Аргентина, Мексика). III. Налоговая реформа снижения ставок и упрощения механизма сборов. Резуль: Увеличена доля внутренних налогов относительно сборов с внешнеторговых операций. Основная нагрузка перенесена с прямых на косвенные налоги-увеличению роли НДС, что способствовало соблюдению принципа «нейтральности» налогообложения. Недостаткиналоговой реформы: Не во всех странах сформировалась более сбалансированная структура налоговых поступлений.2) Приватизация- Необходима продажа госсобственности, снимающая с государства тяжкое бремя нерентабельных предприятий и высвобождающее дополнительное пространство для частнопредпринимательской инициативы. Резуль: Основной областью приватизации стали сфера услуг и инфраструктура, включая телекоммуникации и энергетику.Недост: государство лишилось средств к существованию (особенно в нефтяной отрасли) и возможность регулировать внешнюю торговлю страны (с чем фактически уже столкнулась Мексика). 3)либерализация хозяйственной деятельности

I. Финансовая либерализация- создание открытого рынка капитала, переход на рыночные механизмы регулирования процентных ставок и других ключевых параметров при укреплении автономии центробанков. Резул: более ощутимый эффект значительно раньше других мер реформирования, Произошел переход на рыночные инструменты контроля за денежной массой, сокращена норма обязательных резервов банков.Недост: финансовая либерализация не была компенсирована встройкой эффективных защитных механизмов. Они должны предотвращать либо ослаблять кризисные шоки, вызываемые спонтанным оттоком краткосрочного капитала.

II. Внешнеторговая либерализация- Количественные и административные ограничения во внешней торговле следует заменить таможенными тарифами.Достиж:процесс был завершен в первой половине 90-х годов.Недот: На внешних рынках латиноамериканские экспортеры продолжают сталкиваться с недобросовестной конкуренцией со стороны ТНК и ограничительными мерами РаС.III. Привлечение иностранных предпринимательских инвестиций- Необходимо устранить барьеры, ограничивающие привлечение ПИИ. Резуль - Все НИС ЛА стали предоставлять иностранным инвесторам те же права, что и национальным, в том числе во внешнеэкономической деятельности. Недост: Начиная с 1999 года, объем ПИИ в ЛА начал стремительно сокращаться. Причинами спада стали экономические кризисы (бразильский 1998г. и аргентинский 2001-2002гг.). Большой доли краткосрочных (спекулятивных) капиталов.

4) институциональная реформа I. Дерегулирование государственного управления-Необходимо ликвидировать бюрократические процедуры, лимитирующие предпринимательскую деятельность, и предотвращать действия, ограничивающие конкуренцию либо препятствующие выходу на рынок новых хозяйствующих субъектов. Результат-способствовало развитию конкурентной сред, Сняты ограничения на его участие в банковском и финансовом деле; сокращены сферы деятельности, зарезервированные за государством и национальным капиталом; открыт доступ в закрытые прежде (по соображениям национальной безопасности) приграничные районы. Недост: формированию корпоративных сетей монополистического типа.II. Гарантирование прав собственности- права собственности будут надежно гарантированы законодательно.Роль 1) В ходе экономических реформ первого поколения произошел серьезный передел собственности и новые собственники очень заинтересованы в правовом закреплении этого результата. 2) Отношения собственности распространяются на новые сферы деятельности, включая интеллектуальную. Возрастает значение интеллектуальной собственности. Сегмент «ноу-хау» становится все более весомым в современной экономике. 3) Транснациональный бизнес требует адаптации местного законодательства к нормам, которые сложились в центрах мировой экономики. В отношениях НИС ЛА с США проблема адекватного признания интеллектуальной собственности в последние годы вышла на передний план. Достижение: В ходе реформ экономическое законодательство стало более упорядоченным. Недостатки: Проблема соблюдения прав собственности новых собственников остается наиболее уязвимым звеном реформаторского проекта.

Итоги реформ в НИС ЛА: 1) В этих странах произошел переход от государственной протекционистской системы хозяйствования к открытой либеральной системе, которая поддерживается мерами государственной экономической политики. При этом уменьшилась государственная поддержка экономики и был открыт внутренний рынок для иностранного капитала и иностранных товаров. 2) Это нередко болезненно воспринимается национальными предпринимателями. Из-за борьбы с дефицитом госбюджета происходило сокращение социальных расходов, что вызывало недовольство широких слоев населения. 3) На рубеже веков реформы, основанные преимущественно на неолиберальном схематизме, в основном исчерпали свой резерв. Не только экономическая практика, но и перемены в политической ситуации, в общественном сознании поставили вопрос о смене этапа на пути реформирования.

26. Национальная валютная политика: содержание, методы осуществления. Валютное регулирование и контроль.

Валютная политика — совокупность мероприятий, осу­ществляемых в сфере межд. валютных и других эконо­мических отношений в соответствии с текущими и стратегичес­кими целями страны. Она направлена на достижение главных целей эк. политики: обеспечить устойчивость эк. роста, сдер­жать рост безработицы и инфляции, способствовать обеспечению положительного сальдо платежного баланса и оптимального уровня курса рубля.

Конкретные за­дачи валютной политики: преодоление валютного кризиса и обеспечение валютной стабилизации; валютные ограничения, пе­реход к конвертируемости валюты, либерализация валютных опе­раций и др.. Юридически ва­лютная политика оформляется валютным законодательством -совокупностью правовых норм, регулирующих порядок соверше­ния операций с валютными ценностями в стране и за ее пределами, а также валютными соглашениями - двухсторонними и много­сторонними - между государствами по валютным проблемам.

Валютная политика в России менялась за последние пятнадцать лет неоднократно и прошла ряд этапов (основным критерием построения периодизации валютной политики - режим курса национальной валюты):

1) период множественности обменных курсов рубля: ноябрь 1989 г. - середина 1992 г. Существовала сильно дифференцированная система валютных коэффициентов для отдельных внешнеторговых операций;

2) период свободного плавания валютного курса: весна 1992 г. — весна 1994 г. Валютный курс определялся только рынком без существенного вмешательства Банка России;

3) период регулируемого плавания валютного курса: весна 1994 г. — июль 1995 г. Курс определялся действиями Банка России на валютном рынке;

4) валютный коридор; июль 1995 г. — август 1998 г. Устанавливались границы колебаний курса рубля, за которые курс не мог выходить. В августе 1998 года произошел валютный кризис, и валютный коридор был отменен. Причина валютного кризиса — завышенный курс рубля, импорт был очень выгоден и подавлял отечественное производство;

5) период регулируемого плавания валютного курса: август 1998 г. :— по настоящее время. Фактически Банк России полностью контролирует ситуацию на валютном рынке, определяет курсовую политику. Это возможно еще и потому, что золотовалютные резервы Банка России сейчас составляют примерно 60 млрд. долларов.

Валютная политика реализуется посредством механизма валютного регулирования- регламентация государством межд. расчетов и порядка проведения валютных операций; осуществляется на национальном, межгосударственном и реги­ональном уровнях. Прямое валютное регулирование реализуется путем законодательных актов и действий исполнительной власти, косвенное — с использованием экономических, в частности валютно-кредитных, методов воздействия на поведение экономических агентов рынка.

Инструменты регулирования валютного курса — это те рычаги, посредством которых государство регулирует валютные отношения.

Инструменты регулирования валютного курса можно разделить на две большие группы: административные инструменты и рыночные инструменты.

К административным инструментам валютного регулирования в России - обязательную продажу на внутреннем валютном рынке валютной выручки экспортерами, сейчас эта продажа отменена, а также целый ряд законодательно закрепленных валютных ограничений.

Валютное регулирование может осуществляться и путем введения ряда ограничений на проведение валютных операций. Валютные ограничения могут быть по текущим операциям и по операциям, связанным с движением капитала. Валютные ограничения могут различаться и в зависимости от принадлежности субъекта валютных отношений к резидентам или нерезидентам страны. Важнейшим валютным ограничением является установление Центральным банком РФ лимитов открытой валютной позиции для уполномочениых коммерческих банков. Открытая валютная позиция представляет собой несовпадение между имеющимися у коммерческого банка активами (валютой) и обязательствами (долгами банка) в иностранной валюте. С помощью этих лимитов Банк России может регулировать операции уполномоченных банков на валютном рынке.

К другой группе относятся рыночные инструменты валютного регулирования. К рыночным инструментам регулирования валютного курса относим инструменты прямого регулирования и инструменты косвенного регулирования.

Инструменты прямого регулирования оказывают непосредственное, прямое влияние на величину спроса и предложения на инвалюту на валютном рынке, курс национальной валюты.

К инструментам прямого валютного регулирования мы относим валютные интервенции и дисконтную политику.

Целью валютной интервенции является, как правило, поддержание курса национальной валюты. Банк России, когда спрос на доллары превышает предложение, может продать часть долларов из своего запаса на валютном рынке, чтобы удержать курс рубля от падения. Валютные интервенции не только оказывают прямое влияние на курс национальной валюты, они также непосредственно приводят к увеличению или уменьшению денежной массы страны. Покупая доллары за рубли, Банк России увеличивает рублевую денежную массу в обращении и наоборот.

Важным инструментом прямого валютного регулирования является также дисконтная политика. Дисконтная политика основана на регулировании процентных ставок. В развитых странах более высокая процентная ставка привлекает капиталы из-за рубежа, увеличивает предложение иностранной валюты на национальном валютном рынке, укрепляет курс национальной валюты. В России, несмотря на высокие процентные ставки, иностранцы все-таки не спешат вкладывать свои капиталы. Причина — большая инфляция в России (около 10—15 % в год, а за рубежом до 10 %) и относительно высокие риски таких вложений.

Наряду с инструментами прямого регулирования используются и косвенные инструменты валютного регулирования. Косвенные инструменты в отличие от инструментов прямого регулирования валютного курса позволяют лишь косвенно, посредством макроэкономических факторов, оказывать влияние на валютный курс.Инструменты косвенного регулированияоказывают влияние на изменения денежной массы, уровня инфляции, процентной ставки, а через них уже на потоки спроса и предложения на валюту и валютный курс.

Регулирование валютных отношений включает несколько уровней:

1) уровень частных предприятий, в первую очередь национальные и международные банки и корпорации, которые располагают большими валютными ресурсами и активно участвуют в валютных операциях;

2) государственный уровень (Министерство финансов, Централь-ный банк, органы валютного контроля);

3) межгосударственный уровень.

Валютная политика в зависимости от ее целей и форм подраз­деляется на структурную и текущую.

Структурная валютная политика — совокупность долгосрочных мероприятий, направлен­ных на осуществление структурных изменений в мир. валют­ной системе. Она реализуется в форме валютных реформ, прово­димых в целях совершенствования ее принципов в интересах всех стран, и сопровождается борьбой за привилегии для отдельных валют. Структурная валютная политика оказывает влияние на текущую политику. Текущая валютная политика — совокупность краткосрочных мер, направленных на повседневное, оперативное регулирование валютного курса, валютных операций, деятельно­сти валютного рынка и рынка золота

Формы валютной политики. Применяются следующие основные ее формы: дисконтная, девизная политика и ее разновидность - валютная интервенция, диверсификация валютных резервов, ва­лютные ограничения, регулирование степени конвертируемости валюты, режима валютного курса, девальвация, ревальвация

Дисконтная политика (учетная) - изменение учетной ставки центрального банка, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на межд. движение капиталов, с одной стороны, и динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного спроса, с другой

Девизная политика — метод воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи государственными органами ино­странной валюты (девиз). В целях повышения курса национальной валюты центральный банк продает, а для снижения - скупает иностранную валюту в обмен на национальную. Девизная полити­ка осуществляется преимущественно в форме валютной интервен­ции, т. е. вмешательства центрального банка в операции на валют­ном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты. Ее характерные чер­ты — относительно крупные масштабы и сравнительно краткий период применения. Валютная интервенция осуществляется за счет официальных золото-валютных резервов или краткосрочных взаимных кредитов центральных банков в национальных валютах по межбанковским соглашениям «своп».

Диверсификация валютных резервов - политика государств, банков, ТНК, направленная на регулирование структуры валют­ных резервов путем включения в их состав разных валют с целью обеспечить межд. расчеты, проведение валютной интер­венции и защиту от валютных потерь. Эта политика обычно осуществляется путем продажи нестабильных валют и покупки более устойчивых, а также валют, необходимых для межд. расчетов.

Двойной валютный рынок - форма валютной политики, зани­мающая промежуточное место между режимами фиксированных и плавающих валютных курсов; Сущность его заключается в делении ва­лютного рынка на две части: по коммерческим операциям и услу­гам применяется официальный валютный курс; по фин. (движение капиталов, кредитов и др.) - рыночный. Заниженный курс по коммерческим сделкам используется для стимулирования экспорта товаров и выравнивания платежного баланса.

Девальвация и ревальвация - традиционные методы валют­ной политики. Девальвация — снижение курса национальной валю­ты по отношению к иностранным валютам или межд. валютным единицам, ранее и к золоту. Ее объективной основой является завышение официального валютного курса по сравнению с рыночным. Ревальвация - повышение курса национальной ва­люты по отношению к иностранным валютам или межд. счетным валютным единицам, ранее и к золоту. Девальвация способствует росту цен и снижению жизненного уровня трудящихся, а ревальвация - увеличению безработицы в отраслях, которые не выдерживают конкуренции с дешевыми ин. товарами.

В качестве одной из форм валютной политики периодически ис­пользуются валютные ограничения- законодательное или ад­министративное запрещение, лимитирование и регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валют­ными ценностями. Это составная часть валютного контроля, ко­торый обеспечивает соблюдение валютного законодательства пу­тем проверок валютных операций резидентов и нерезидентов. При валютных ограничениях в процессе валютного контроля проверя­ется наличие лицензий и разрешений, выполнение резидентами требований по продаже инвалюты на национальном валютном рынке, обоснованность платежей в инвалюте, качество учета и от­четности по валютным операциям. В России органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и Правительство РФ, а в роли агентов валютного контроля выступают Федеральная служба России по валютному и экспорт­ному контролю (ВЭК), Государственный таможенный комитет, федеральные органы налоговой полиции и др. Непосредственные исполнители валютного контроля — уполномоченные коммерчес­кие банки, подотчетные Банку России.

Валютные ограничения предусматривают: 1) регулирование межд. платежей и переводов капиталов, репатриации экспортной выручки, прибылей, движения золота, денежных зна­ков и ценных бумаг, 2) запрет свободной купли-продажи иностран­ной валюты; 3) концентрацию в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей.

Процесс валютного регулирования предполагает поиск наиболее оптимальных альтернатив. Для этого целесообразно ориентироваться на определенную систему приоритетов. Понятие «приоритет»предполагает не только первенство во времени осуществлении какой-либо деятельности, но и выбор оптимального варианта на основе имеющихся альтернатив.

Во-первых,валютная политика является частью макроэкономической политики, поэтому ее цель производна от общей цели макроэкономической политики. Достижение устойчивых темпов экономического роста — вот наша основная цель и главный приоритет. Эта проблема сейчас наиболее актуальна. В частности, Президентом России была поставлена задача о необходимости повышения темпов экономического роста.

Второй приоритетвалютного регулирования — это построение такой валютной системы, которая бы способствовала обеспечению положительного сальдо платежного баланса, устойчивого внешнего равновесия всей экономической системы.

Третий приоритетвалютного регулирования — это необходимость разработки такой курсовой политики, которая, с одной стороны, обеспечила бы конкурентоспособность национальной экономики, с другой стороны — сдерживала инфляцию спроса.

Четвертый приоритет валютного регулирования — это необходимость достижения максимального уровня золотовалютного резерва (ЗВР), который бы позволил обеспечить выполнение задач в сфере как курсовое, так и долговой политики.

Пятый приоритет валютного регулирования — это необходимость установления экономически обоснованных параметров роста денежной массы, которые в настоящее время определяются валютной политикой.

Шестой приоритет валютного регулирования — необходимость снижения валютного бремени государства для обеспечения его долго-срочной финансовой безопасности.

Седьмой приоритет валютного регулирования — уменьшение утечки капиталов, превращение нефтедолларового потока в инвестиционный.

Доя реализации системы приоритетов используется комбинация инструментов валютного регулирования.

Валютный контроль.

В соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основными направлениями валютного контроля являются:

1. Определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешения;

2. Проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

3. Проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

4. Проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Валютный контрольв Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и их агентами.

Органами валютного контроляв Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, а также правительство Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации.

Агентами валютного контроляявляются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля.

Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку Российской Федерации.

Основным видом валютных операций на валютном рынке являются экспортно-импортные операции.

Контроль экспортно-импортных операций осуществляется на основании инструкции Центрального банка РФ от 13 октября 1999 г. «О по рядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» и инструкции Центрального банка РФ от 4 октября 2000 г. «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров».

Порядок осуществления валютного контроля при экспортных операциях состоит в следующем.

Базовым документом валютного контроля является паспорт сделки (ПС), который оформляется экспортером в уполномоченном банке и содержит все необходимые сведения о внешнеэкономической сделке. Паспорт сделки оформляется по каждому заключенному экспортером контракту в двух экземплярах. Для этого экспортер представляет в банк оригинал или заверенную копию контракта.

После подписания паспорта сделки экспортер принимает на себя ответственность за полное соответствие данных паспорта сделки условиям контракта и отражение в полном объеме и в установленные сроки экспортной выручки на транзитном валютном счете.

Банк проверяет представленные документы с точки зрения законности предусмотренных контрактом валютных операций, наличия в контракте условий, предусматривающих зачисление валютной выручки на транзитный счет и другие обстоятельства.

При поступлении на транзитный валютный счет экспортера валютной выручки в банке происходит сопоставление сверка предполагаемой валютной выручки и фактически поступившей.

Значительная доля злоупотреблений, связанных с неполным поступлением экспортной выручки, объясняется недостатками в системе оценки количества, качества и цены экспортных товаров. Нередко российские экспортеры умышленно или по незнанию конъюнктуры рынка занижают цены на экспортируемые товары, продают их по демпинговым ценам. В результате Россия недополучает огромном количестве иностранной валюты.

Все участники внешнеэкономической деятельности независимо от их организационно-правовых форм обязаны представлять экспортируемые товары для экспертной оценки количества, качества и цены. В подтверждение проведенной экспертизы они получают соответствующие сертификаты, которые являются обязательными товаросопроводительными документами экспортируемых товаров.

Порядок осуществления валютного контроля за импортными операциями во многом схож с контролем за экспортной валютной выручкой, хотя имеются и определенные особенности.

Каждый импортер обязан обеспечить ввоз в Российскую Федерацию товара, эквивалентного по стоимости уплаченным за него денежным средствам в иностранной валюте. В случае недоставки товара он должен обеспечить возврат указанных средств, ранее переведенных по импортному контракту иностранной стороне, в сроки, установленные контрактом, но не позднее 180 календарных дней с даты перевода, если иное не разрешено Банком России.

Оплата импортируемого товара может осуществляться только со счета импортера и только банком импортера и (или) банком-корреспондентом, действующим по его поручению.

27. Международный обмен знаниями: необходимость, содержание. Формы обмена: технологическая, научная, образовательная, информационная

Международный обмен знаниями на коммерческой и некоммерческой основе осуществляется через научные, образовательные, информационные каналы и путем купли-продажи технологий. Процессы глобализации в сфере обмена знаниями выходят за рамки триады CШA - Западная Европа - Япония и распространяются на развивающиеся и переходные страны.Международный обмен знаниями осушествляется в некоммерческой, смешанной и и.коммерческой формах в условиях роста значения сетевых систем и неформальных объединений.Международный обмен знаниями ироисходит через научный, образовательный, информационный обмен и церез международный обмен технологией. Под влиянием процессов глобализации происходит формирование глобальной инновационной сферы, основой которой становятся мировые научные сети, мировой рынок высшего образования, мировое информационное пространство.Технология - это систематические знания о производстве продукта, а обмен технологией - это специфический вид обмена знаниями. Особенностью международного обмена технологией является то, что хотя этот обмен осуществляется преимущественно в рамках такой формы МЭО, как международный обмен знаниями, он также осуществляется в рамках других форм МЭО.В рамках международного обмена знаниями торговля технологией принимает прежде всего вид международных патентгно-лицензионных операций и международной технической помощи. В рамках других форм МЭО - это международное движение капитала (в основном в виде прямых инвестиций), международные стратегические альянсы, международная торговля машинами и оборудованием и международная миграция рабочей силы.Международный научный обмен.Глобализация НИОКР проявляется в расширении международного сотрудничества ученых, в растущей доле зарубежного финансирования НИОКР, создании все большего числа зарубежных исследовательских подразделений ТНК, организации научно-технических альянсов, росте объемов торговли интеллектуальной собственностью, международном аутсорсинге.

Высокая доля совместного патентования характерна, прежде всего, для развивающихся и переходных стран, а также для малых стран Западной Европы. В России свыше 40% патентных заявок в Европейскую патентную организацию (ЕПО) подается в соавторстве, по крайней мере, с одним иностранным партнером, в то время как средний показатель для ОЭСР - около 10%. Основными партнерами российских заявителей являются США и Германия. Подобное соавторство свидетельстаует, с одной стороны, о вовлеченности российских специалистов в международную кооперацию, но с другой стороны, это партнерство во многих случаях объясняется недостаточной материально-технической базой российских изобретателей.

Необходимость оптимизации инвестиционных процессов в высокотехнологичных отраслях стимулирует создание международных технологических альянсов (как одного из вариантов международных стратегических альянсов – см. далее). Если в начале 70-х гг. прошлого века в мире создавалось ежегодно 30-40 таких альянсов, то с начала ХХI в. их число стабильно превышает 600, преимущественно между западными ТНК. Участие в международном технологическом альянсе дает ТНК ряд преимуществ: разделение затрат и рисков, проведение согласованной стратегии при выполнении доконкурентных НИОКР; возможность отслеживать научные заделы партнеров и доступ к ресурсам знаний другой страны и т.д. Снятие антимонопольных ограничений в сфере научного сотрудничества (CIIIA) и меры по стимулированию научной кооперации (ЕС) способствовали росту различных форм международных научно-технических союзов.

Сравнительно новой формой международной кооперации является научный аутсорсинг - выполнение НИОКР по контрактам иностранными фирмами и университетами. Наибольшее распространение эта форма получила в разработке программного обеспечения (так называемое оффшорное программирование) в таких странах, как Ирландия и Индия, развивается научный аутсорсинг в России и на Украине. Процессы глобализации в сфере обмена знаниями обусловливают рост роли наднационального регулирования рынков интеллектуальной собственности и координации деятельности государств в этой области. Примером является Соглашение ТРИПС, разработка системы Единого европейского патента, совершенствование деятельности региональных патентных организаций развивающихся стран и т.д. Некоторые показатели, характеризующие международный обмен знаниями, приведены в следующей таблице:

Образовательный обмен-Одним из свидетельств конкурентоспособности и качества национальной системы образования становится академическая миграция (перемещение преподавателей и студентов). В начале 2000 г. около 2 млн. студентов учились за пределами своей страны. В числе причин роста доли иностранных студентов: возросший интерес к высшему образованию, система мер пo привлечению иностранцев (в частности, Болонский процесс), демографические факторы. Наибольшей популярностью при обучении за рубежом пользуются такие спеииальности, как социальные науки, бизнес и право, однако в таких странах как Австралия, Финляндия, Германия, Швеция, Швейцария и Великобритания свыше 30% иностранных студентов выбирает научно-технические дисциплины.

Увеличение численности иностранных студентов, с одной стороны, дает ощутимый финансовый вклад в бюджеты университетов, а с другой - характеризует положение страны на мировом рынке высшего образования. Доля иностранных студентов в общей численности студентов в Австралии и Швейцарии превышает 17%, Великобритании – 11%, Германии – 10%, США - 3%, для России этот показатель составляет около 1%.

Свыше 70% иностранных студентов, обучающихся в странах ОЭСР, приходится на 5 стран: CШA, Великобританию, Францию, Германию и Австралию. Лидируют в этой области CША, где учатся 40% всех иностранных студентов стран ОЭСР. В 2004-2005 гг. в CШA обучались 565 тыс. иностранных студентов, идущая следом Великобритания по численности иностранных студентов уступает США в два раза.

Стимулируют международный обмен знаниями различные международные и региональные программы развития мобильности квалифицированных кацров, в частности Болонский процесс, программы ЕС по поддержке академической и научной миграции и т.д.Информационный обмен-Развитие телекоммуникационных систем, в первую очередь Интернета, а также либерализация рынков связи, повлекшая за собой снижение стоимости коммуникационньах услуг, привели к активному развитию мирового информационного рынка. В 2003 г. продажи информационных услуг составили в мире около 570 млрд. долл. На мировом рынке информационных технологий лидируют компании CШA, на их долю приходится 59% глобальных продаж. Ведущей компанией в 2002-2003 гг. являлась IBM, доля которой составила 7,5% мирового рынка информационных услуг.

Особенно большой вклад в создание мирового информационного рынка внес Интернет, который превращает информационные ресурсы мира в единое целое, где понятие географагческого и физического расстояния практически исчезает. В результате процессов глобализации информационные потоки выходят за национальные рамки и интегрируются в мировое информационное пространство, создавая предпосылки для формирования глобального информационного общества.В 2006 г. число пользователей Интернета в мире превысило 1 млрд. чел., при этом свыше 90% международного Интернет-трафика проходит через США. По оценкам экспертов, в ближайшие несколько лет объем международного трафика будет удваиваться каждые два года, а общий объем хранения новой информации в цифровой форме - на 30% в год (в 2002 г. ее объем составил 3,4-5,4 млн. Тбайт).В 2004 г. число интернет-пользователей в расчете на 1 тыс. населения составило в Японии - 606; США - 569; Великобритании - 533; Германии - 472; Франции - 399, в России - 91. Обеспечению равноправного доступа развивающихся и переходных стран к глобальным информационным ресурсам препятствуют такие факторы, как разница в уровне дохода и возможностях подсоединения к телекоммуникационным сетям; уровень образования и компьтотерной грамотности населения; неравномерность распределения инфраструктуры; попытки отдельных государств (Китай, KНДP) ограничивать доступ, населения к международным информационным каналам.Большой вклад в развитие информационного обмена вносят ведущие международные организации - ЮНECКО, ОЭСР, ЕБРР, Всемирный банк, Международный союз телекоммуникаций, а также Международная конвенция по борьбе с кибер-преступлениями, «кодексы поведения» в глобальных информационных сетях и т.д.Международный обмен технологией- это специфический вид международного обмена знаниями. Его специфика обусловлена особенностями объекта обмена - техналогии, развитие которой происходит согласно теории жизненного цикла продукта. Нa ранних стадиях технология дает существенные преимущёства ее владельцу, так как используя ее, он может создать продукт, ранее не известный на рынке. Поэтому обмен технологией существе

Наши рекомендации