Методы конкурентной борьбы


На конкурентном рынке соперники используют разные методы борьбы: ценовые, неценовые, нечестные.

Исторически конкуренция в рыночной экономике начи­налась с применения преимущественно методов ценового соперничества.

Ценовые методы, конкуренции — это конкуренция, в которой главным средством борьбы является цена.

При ценовой конкуренции побеждает тот, кто добивается более низкой цены продукции, чем конкуренты. Это, в сущ­ности, борьба за сокращение издержек производства благо­даря использованию достижений научно-технического про­гресса, научной организации труда, повышения его произ­водительности и т. п.

В зависимости от форм и целей конкуренции формируют­ся следующие виды цен: монопольно высокие, монопольно низкие, демпинговые, дискриминационные.

Монопольно высокая цена — это разновидность рыноч­ной цены товара или услуги, которая устанавливается моно­полиями значительно выше стоимости товара и обеспечивает им сверхприбыль. Эта цена устанавливается вследствие вы­пуска монополиями подавляющего количества экономиче­ских благ определенного вида, ограничения ими конкурен­ции и достижения господствующего положения на рынке.

Практика установления монопольно высоких цен приво­дит к уменьшению платежеспособного спроса населения, сокращению их реальных доходов. На первый взгляд, про­давцы должны быть заинтересованы в высоких ценах на свою продукцию для получения больших прибылей (что, в принципе, соответствует действительности). Но в условиях современной конкуренции этот принцип несколько моди­фицируется. Наличие на рынке конкурентов сдерживает Родавцов от продолжительного установления сверхвысо-

ких цен на свою продукцию. Общее правило можно сформу-



Глава 9

лировать так: чем больше на рынке конкурирующих между собой продавцов — тем ниже на нем цены (при прочих рав­ных условиях), и наоборот, чем слабее на рынке конкурен­ция между продавцами определенной продукции — тем выше будет на нее цена.

Монопольно низкие цены устанавливаются на товары и услуги, которые закупают крупные компании на комплек­тующие детали у мелких и средних фирм через контракт­ную систему: на сырье, закупаемое в развивающихся стра­нах; на товары, изготовленные в государственном секторе экономики, и т. д.

Демпинговые цены — это чрезвычайно заниженные цены на товары при продаже их на внутренних и внешних рынках с целью разорения и устранение конкурентов с уже освоен­ных рынков. А затем конкурент-победитель компенсирует свои потери значительным повышением цен на товары.

Дискриминационные цены — это разные цены на один и тот же товар для различных покупателей. Устанавливая разные подходы к обслуживанию покупателей, фирма осу­ществляет ценовую дискриминацию. Различают три вида ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация первой степени, или абсолютно ценовая дискриминация, существует, когда каждому по­требителю устанавливают индивидуальную цену на уровне его готовности заплатить за благо, т. е. наивысшую из цен, по которой потребитель соглашается купить определенную единицу товара или услуги.

Ценовая дискриминация второй степени состоит в уста­новлении уровня цены в зависимости от объемов продаж-Этот способ дискриминации, как и в предыдущем случае, использует нисходящую кривую рыночного спроса, которая отражает уменьшение готовности покупателя платить при увеличении объема закупок.

Ценовая дискриминация третьей степени (на сегменти-рованых рынках) вводится монополистом, когда можно вы­делить несколько отдельных групп потребителей с разной эластичностью спроса, т. е. определить так называемые сег­менты рынка. После этого тем покупателям, спрос которых

Конкуренция и монополия в рыночной экономике

является значительно неэластичным, будет предложена вы­сокая цена, а тем, чей спрос эластичный, — низкая.

Это наиболее распространенный вариант ценовой дис­криминации. Конечно, и в данном случае монополист полу­чает возможность увеличить собственные прибыли.

Элементы так называемой скрытой ценовой дискрими­нации имеют место при продаже товаров с дополнительной "нагрузкой", с "подарком", с "низкой ценой" для постоян­ных покупателей, при сезонных распродажах и т. п.

В условиях современной конкуренции преобладают неце­новые методы конкуренции.

Неценовая конкуренция — это стратегия конкурент­ной борьбы, направленная не на изменения цен, а на созда­ние предпосылок, которые улучшают реализацию продук­ции.

Это значит, что, разрабатывая стратегию и тактику пове­дения на рынке, фирма прежде всего заботится о том, чтобы созданная продукция по своим потребительским качествам отвечала запросам потребителей. Поэтому непременным условием экономической политики фирмы является учет динамики ожиданий потребителей. И в рамках этих пара­метров она определяет пути уменьшения издержек и сниже­ние цены.

Неценовые методы конкуренции делятся на два вида: конкуренцию по продукту и конкуренцию по условиям про­дажи.

Конкуренция по продуктам предусматривает усиление таких неценовых характеристик товаров, как улучшение их качества при сохранении цены, повышение надежности при эксплуатации, обновление ассортимента, соответствие товаров международным стандартам и т. п.

Конкуренция по условиям продажи предусматривает рас­пространение и усовершенствование услуг, которые сопро­вождают реализацию товаров. К ним относятся:

— продажа товаров в кредит;

— продление срока гарантийного обслуживания;

Глава 9

— бесплатная доставка товара на дом и его установка;

— безвозмездные консультации относительно использо­вания купленного товара;

— продажа товара с предоставлением к нему запасных частей;

— интенсивное использование рекламы, которая пока­зывает преимущества продукции продавца;

— открытие ремонтных мастерских и сервисных цен­
тров, которые осуществляют гарантийный ремонт и теку­
щее обслуживание проданного товара.

Передовые фирмы предоставляют и ряд других допродаж-ных и послепродажных услуг покупателям своих товаров.

Нечестная конкуренция — это нецивилизованные формы конкурентной борьбы, которые проявляются в на­рушении субъектами рыночных отношений действующе­го законодательства, профессиональных, этических, мо­ральных норм и правил поведения для достижения непра­вомерных преимуществ в конкуренции.

Наиболее распространенными методами нечестной кон­куренции являются следующие.

Неправомерное использование обозначений товара другого производителя. Это осуществляется путем копи­рования внешнего вида товара, наименования, фирменного знака, упаковки и других обозначений, которые могут при­вести к смешению его с товаром конкурента. Тем самым по­купатели низкокачественной подделанной продукции под­вергаются обману. А к фирмам, чья продукция подделана, падает доверие потребителей, у них сужается рынок сбыта, снижаются прибыли.

Дезинформация потребителей о собственном товаре проявляется в неправдивых сведениях о свойствах своего товара — о качестве, сорте, безопасности использования, сроках хранения, в сокрытии дефектов и т. п.

Компрометация товаров конкурентов осуществляет­ся путем распространения в любой форме, в том числе и по­средством сравнительной рекламы, неправдивых, неточных или неполных сведений о свойствах товаров своих конку-

конкуренция и монополия в рыночной экономике

рентов. Конечно, такая информация наносит вред деловой

репутации конкурентов и отрицательно отражается на ре­зультатах их коммерческой деятельности.

Давление на поставщиков ресурсов и банки, чтобы они не заключали или разрывали договора по снабжению кон­курентов сырьем, материалами, предоставлению кредитов.

Неправомерное получение, разглашение и использова­ние коммерческой тайны о деятельности соперника-кон­курента. К этому можно также добавить и экономический шпионаж.

Переманивание ведущих специалистов фирм-конку­рентов путем подкупа, установления более высоких окла­дов и предоставления разных льгот.

Иногда некоторые нечестные методы конкурентной борь­бы перерастают в уголовные преступления: шантаж, подло­ги, взрывы, убийства.

Все это вызывает необходимость вмешательства государ­ства в регулирование и устранение недопустимых форм кон­курентной борьбы.

Наши рекомендации