Методы конкурентной борьбы в товародвижении

Осуществляя товародвижение, фирма часто сталкивается с со­перничеством других фирм, выпускающих и продающих аналогичные товары. Каждая из них, как правило, стремится занять лидирующее положение на рынке, захватить максимально возможную долю рынка.

Конкуренция (лат. concurrere — сталкивать) - механизм соперни­чества, состязательности участников рынка за право найти своего по­купателя, за возможность продать товар на наиболее выгодных услови­ях, захватить большую долю рынка и получить соответствующую при­быль.

Существование независимых конкурентов заставляет предпри­нимателя с большим уважением относиться к запросам потребителей из опасения, что они станут клиентами конкурентов. В маркетинге конкуренция понимается как борьба за потребителя, борьба за право данной фирмы наиболее полно удовлетворять спрос потребителя. Конкуренция выступает в роли своеобразного раздражителя, побуж­дающего участников рынка совершенствовать и обновлять свои това­ры, повышать их качество, снижать цены, улучшать систему торгово-сбытового обслуживания. Конкурентная борьба проявляется не только в товародвижении, когда товар уже меняет владельца, но и в сфере продвижения, когда каждая фирма стремится придать своей рекламе более изощренный характер, чем у конкурента.

Конкурент - физическое или юридическое лицо, ко­торое конкурирует с кем-либо, оспаривает его место на рынке, старается продать свой товар вместо товара друго­го участника рыночного процесса, старается оттеснить по­следнего на задний план или вообще вытеснить с рынка.

В методах конкурентной борьбы существуют два основных на­правления:

· ценовое, когда цены на товар фирмы устанавливаются ниже, чем на товар конкурента с примерно одинаковыми свойствами и того же качества (например, скрытая ценовая конкуренция, когда товар фирмы, обладающий лучшими, чем у конкурента, свойствами и ка­чеством, продается по цене, одинаковой с конкурирующим това­ром);

· неценовое, осуществляемое за счет более высокого качества товара или лучшей организации сбыта, торговли, сервиса, рекламы, имид­жа фирмы и других методов продвижения товара.

В странах с развитой рыночной экономикой ценовая конкурен­ция уступает место неценовой. Ценовые войны слишком разруши­тельны по свои макро- и микроэкономическим последствиям. Однако цены продолжают в ряде случаев оставаться орудием обеспечения конкурентоспособности товара. Продажа нового товара по цене, близкой к себестоимости, - повсеместная и достаточно распростра­ненная практика. Сохранилась и такая разновидность ценовой конку­ренции, как скрытая, когда новый товар, превосходящий по своим качествам и себестоимости товар конкурента, продается по цене кон­курирующей фирмы.

В неценовой конкуренции видное место принадлежит бенч-маркетингу, где главным фактором конкурентной привлекательности выступает качество товара. В неценовой конкуренции проявляется связь между качеством товара и той прибылью, которую получает фирма, сумевшая продвинуть данный товар. Потребитель, как прави­ло, согласен платить дороже за высококачественный, подходящий ему по своим свойствам товар, но есть некоторый предел удорожания, за которым круг покупателей начинает сужаться, объем продажи прояв­ляет тенденцию к падению, а рост прибыли соответственно замедляет­ся.

Конкурентная среда - рынок, на котором независимые продавцы свободно соперничают за право продать свой товар независимому покупателю.

Одной из важнейших функций маркетинга является организа­ция конкурентной борьбы. Если фирма не борется с конкурентами, она обречена на отставание и поражение. Формы конкурентной борьбы разнообразны и зависят от сложившихся условий, времени и места, но суть конкурентной борьбы - стремление продать товаров больше, чем конкурент, отобрать у конкурента часть потенциальных клиентов и, в конечном счете, получить ту прибыль (или часть ее), на которую рассчитывал конкурент, - остается одной и той же.

Конкурентная борьба - деятельность фирмы, направ­ленная на приобретение конкурентных преимуществ, на завоевание прочных позиций на рынке и на вытесне­ние с рынка конкурента.

Цель конкурентной борьбы - достигнуть конкурентного пре­имущества, т.е. занять более прочную конкурентную позицию на рынке (что проявляется, как правило, в захвате большей доли рынка) за счет предложения товаров более высокого качества либо более про­стых и дешевых или же за счет более высокого уровня обслуживания потребителей. Иногда в целях обеспечения конкурентного преиму­щества и вытеснения конкурента с рынка практикуется снижение цен на товары высокого качества, пионерные товары и т.п. (см. стратегию ценообразования).

Конкурентная позиция - сравнительная характеристика II основных параметров фирмы относительно конкурента.

Американский маркетолог А. Литтл следующим образом рас­пределил конкурентные позиции: доминирующая, сильная, благопри­ятная, надежная, слабая, нежизнеспособная. Инструментами конку­рентной борьбы являются сегментирование рынка, методы стимули­рования сбыта и продажи, гибкое регулирование цен, сервис, техно­логическое, экономическое и маркетинговое обеспечение конкуренто­способности товара.

В конкурентную борьбу вовлекаются не только продавцы, но и покупатели. По существу, конкурентным процессом является дистрибьюция, когда предпочтение отдается торговому посреднику, предла­гающему наиболее выгодные условия реализации товара. Покупатели вступают между собой в конкурентную борьбу, если объект покупки ограничен и достается покупателю, предлагающему максимально вы­сокую цену. Такая конкуренция наблюдается на аукционах, торгах, тендерах. Конкурентная борьба ведется между различными каналами товародвижения за рынок сбыта, но она не исключена и в пределах одного канала, когда участники канала (даже организованного -конвенционального) стремятся получить максимальную прибыль, не­смотря на то, что их действия наносят вред другим участникам канала. Только вертикальные и горизонтальные маркетинговые системы превращают участников канала товародвижения из потенциальных конкурентов в сотрудничающие на основе взаимной выгоды стороны.

Известный американский маркетолог И. Портер в своей матрице конкуренции рассматривает в качестве конкурентных сил не только производителей и торговцев конкурирующего товара-аналога, но и поставщиков и даже покупателей, выдвигающих свои требования при подготовке сделки, а также отмечает конкурентную угрозу со стороны товаров-субститутов. Различаются видовая конкурентная борьба - между разновидностями товара, в принципе, удовлетворяющими одну и ту же потребность, функциональная - между товарами-аналогами различных фирм и предметная - между разными марками одного и то­го же товара, выпускаемого разными фирмами.

Важным моментом конкурентной борьбы является система обеспечения конкурентоспособности. Исходная цель заключается в том, чтобы правильно определить потребность в товаре (объем, ассорти­мент, качество, доступную равновесную цену) и сроки его массового производства и сбыта с учетом жизненного цикла. Для того чтобы отстаивать или расширять свое место на рынке, фирма должна распо­лагать определенным набором технологических, финансово-кредитных, маркетинговых и торгово-организационных достоинств и преимуществ по сравнению с конкурентами.

Конкурентоспособность фирмы определяется ее про­изводственным, финансово-коммерческим потенциалом, достаточным, чтобы удержать или расширить зани­маемую долю рынка в условиях конкурентной борьбы.

Конкурентоспособность - явление комплексное, оно включает в свою сферу и производственный, и торгово-сбытовой потенциал фирмы. Уровень конкурентоспособности зависит от наличия или от­сутствия плодотворных идей и разработок, способности быстро во­плотить их в жизнь, эффективности маркетинговой службы, действен­ности методов продвижения товара, экономического и финансового потенциала и, наконец, от ее имиджа. Важную роль в обеспечении конкурентоспособности фирмы играет ее интеллектуальный и научный потенциал. Одним из перспективных путей повышения конкуренто­способности является создание наукоемкой продукции за счет роста научно-технического уровня производства, внедрения методов логистики, а также сокращения времени производства и обращения, со­блюдения дисциплины поставок. Поскольку для малых фирм большие вложения в НИОКР часто недоступны, им в целях выживания, на кон­курентном рынке рекомендуется стратегия следования за лидером, ис­пользования возможностей френчайзинга т.п.

Известны различные формы и методы конкурентной борьбы. Предметная конкуренция, или межфирменная (внутриотраслевая), ве­дется между фирмами, предлагающими потребителю аналогичные то­вары, рассчитанные на удовлетворение одних и тех же потребностей. Однако эти товары обладают неодинаковым качеством, ассортимент­ным составом и ценой. Борьба ведется путем повышения уровня конкурентоспособности товара или/и улучшения способа его реализа­ции.

Другой вид конкуренции - функциональной (межотраслевой) - проявляется в борьбе между фирмами и отдельными отраслями, про­изводящими и продающими различные по своему потребительскому назначению товары. По существу, это борьба за место в структуре покупательского спроса, за деньги покупателей.

Конкурировать между собой могут и монополии (монополистическая конкуренция). Монополисты - производители то­вара соперничают между собой за более выгодные условия сбыта продукции. Как правило, инструментом этого вида конкурентной борьбы является качество товара и тактика маркетинговой деятель­ности.

Особой формой предметной конкуренции является олигополистическая конкуренция крупных производителей за лучшие, более выгодные условия производства и продажи товара. Важную роль здесь играет переговорный процесс с целью устранить возможность ценовой войны. Обычно достигается договоренность о единых ценах и квотах продаж. Конкуренция проявляется в форме укрепления мар­ки товара, дифференциации потребительских свойств товара, органи­зации сбыта и поставки, сервиса и т.п.

Когда же на рынке выступает большое число предприятий, предлагающих массовую продукцию с однородными свойствами (зерно, нефтепродукты, некоторые виды сырья и т.п.), их соперниче­ство принимает вид чистой (простой) конкуренции, где отсутствуют явные конкурентные преимущества. Важным фактором конкурентной борьбы становится устойчивая, надежная репутация фирмы, сло­жившаяся в результате неизменно высокого качества и надежности товара, строго выдерживаемых сроков и условий поставки, системы сбытовых льгот и т.п.

Цивилизованный рынок требует упорядочения конкуренции, ограничения некоторых ее проявлений законодательными актами, за­прещения недобросовестной конкуренции. Большинство государств с рыночной экономикой имеют комплекс антимонопольных законов и законов, регулирующих конкуренцию и рекламу. Парижская конвен­ция по охране промышленной собственности считает недобросовестной конкуренцией всякое действие, противоречащее "честным обыча­ям в промышленных и торговых делах".

Законы, направленные против недобросовестной конкуренции, приняты и в России. К недобросовестной конкуренции относится рас­пространение ложной и искажающей информации о себе и конкуренте (в частности, приписывание в рекламе собственному товару свойств, которыми он на самом деле не обладает). Запрещается публикация ин­формации, порочащей честь и достоинство конкурента, дискредити­рующей его фирменный знак и т.п., наносящей ему коммерческий или моральный ущерб. К недобросовестной конкуренции также отно­сятся: демпинг - продажа товара по цене ниже себестоимости, если она имеет целью подорвать позиции конкурента на рынке; установле­ние контроля за деятельностью конкурента с целью его устранения с рынка; злоупотребление господствующим положением на рынке; тайный сговор на торгах и создание тайных картелей; установление дискриминационных цен или коммерческих условий; навязывание клиентам при поставке товаров каких-либо ограничений в произ­водстве и распределении товаров. Преследуется законом самовольное использование торговой марки, названия чужой фирмы, имитация или копирование чужих товаров (особенно исполненных на низком каче­ственном уровне и продаваемых по заниженным ценам), нарушение качества, стандартов и условий поставки. Проявлением недобросо­вестной конкуренции является получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца, а также все виды коммерческого шпионажа.

В заключение следует сказать, что единственным рыночным ар­битром в конкурентном споре фирм и товаров является потребитель, который своим кошельком голосует за тот или иной товар/фирму.

Тренировочные задания

Примите решение по выбору канала товародвижения, пользуясь критерием эффективности (затратоотдачи); расчеты в млрд. руб.:

канал нулевого уровня - расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией собствен­ной розничной торговой сети, - 150: издержки обращения (оптово-сбытовые и розничные) - 100; прибыль от реализации товаров - 500;

одноуровневый канал (прямые связи с розничной торговлей) - издержки обращения (оптово-сбытовые, транзитные) - 60; прибыль - 300;

двухуровневый канал (производитель продает товар оптовому посред­нику) - издержки обращения (сбытовые) - 40; прибыль - 120.

2. Производственное предприятие продало товары крупной оптовой фирме (дистрибьютору) и оптовой фирме-джобберу. Те в свою оче­редь продали товары 12 розничным фирмам. Укажите тип канала, определите длину и ширину канала.

3. Производственное предприятие выпускает новый технически слож­ный и требующий значительных затрат на перевозку товар на сумму около 500 млрд. руб., а также транспортабельный товар повседневно­го спроса на сумму около 80 млрд. руб. Какие из трех фирм Вы выбе­рете в качестве дистрибьютора? Известны следующие характеристики фирм:

Характеристики Названия фирм
  "Ирина" "Иванов & К"" "Быстрота"
Оборот (годовой), млрд.руб.
Образована в году
Рейтинг известности (по 10 балльной шкале)
Кредитоспособность Высокая Средняя Факторинг джоббер
Наличие складов      
а) современных Да, 50% Да, 20% Нет
б) устаревших Да, 50% Да, 80% Нет
Наличие      
службы изучения спроса Да Нет Да
послеторгового обслуживания Да Да Нет

Тест

1. Что такое товародвижение?

а) перевозка товаров по железной дороге;

б) сфера товарного обращения;

в) перемещение товаров в экономическом и географическом пространстве.

2. Что такое торгово-сбытовая логистика?

а) управление транспортировкой и складированием товаров на основе эконометрического моделирования и компьютериза­ции;

б) отрасль логики;

в) отрасль математики.

3. Что собой представляет отгрузка?

а) операция по отпуску товара для транспортировки;

б) размещение товара на складе;

в) перевозка товара.

4. Что является каналом товародвижения?

а) водный путь перевозки товара:

б) цепочка торговых посредников, через которых проходит товар;

в) маршрут движения товара в географическом пространстве.

5. Канал нулевого уровня включает:

а) только оптовых посредников;

б) только розничных посредников;

в) исключает участие посредников.

6. Канал косвенного маркетинга:

а) предусматривает участие посредников;

б) не предусматривает участия посредников;

в) предусматривает отсутствие отношений купли-продажи.

7. Оптовые торговые предприятия - это:

а) торговые посредники, занимающиеся куплей-продажей круп­ных партий товаров;

б) крупные магазины, продающие товар населению;

в) сеть складских помещений.

8. Кто такие дилеры?

а) лица, занимающиеся техническим обслуживанием автомоби­лей;

б) физические или юридические лица, закупающие товар у про­изводителя и продающие его потребителю, а также зани­мающиеся послеторговым обслуживанием;

в) агенты производителя.

9. Что такое френчайзинг?

а) продажа или сдача в аренду лицензий, патентов, марок и ло­готипов и других нематериальных товаров;

б) продажа технически сложных товаров;

в) бартерная торговля.

10. Что такое факторинг?

а) анализ факторов, влияющих на дистрибьюцию;

б) сбор фактов о купле-продаже товара;

в) приобретение дебиторской задолженности фирмы-продавца.

Наши рекомендации