Подходы экономических школ к роли государства в экономике
Сторонники меркантилизма провозглашали необходимость активного вмешательства государства в экономику в целях пополнения государственной казны. Учитывая специфику экономического развития в тот период, а именно, что главный показатель богатства страны - количество золота меркантилисты призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.
В соответствии с классическим подходом государство должно заниматься лишь обеспечением безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики А.Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом. Главное, по мнению классиков, заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.
Марксизм - экономическая теория, основывающаяся частично на представлениях классиков и решающая задачи коренного переустройства системы экономических отношений капитализма на пути: осуществлении системы государственного регулирования в форме директивного планирования экономического развития исходя из поставленных целей и задач, сформулированных заранее.
Неоклассическая школане отрицает необходимостигосударственного регулирования экономики (в этом одно из отличий от классиков), но считает, что оно должно быть ограниченным и избирательным. Государство призвано создавать условия для эффективной хозяйственной деятельности. Рыночный механизм сам способен обеспечить сбалансированный экономический рост (в этом сходство во взглядах с классиками).
В основу монетаристского подхода, существующего в рамках неоклассической теории, положен постулат о жесткой связи предложения денег и скорости их обращения с объемом производства и уровнем цен. При анализе экономических связей сторонники монетарного подхода полагают, что скорость обращения денег стабильна. Это утверждение прямо противоречит кейнсианским постулатам о прямой пропорциональной зависимости скорости обращения денег от ставки процента и обратно пропорциональной зависимости от предложения денег.
38. Необходимость государственного регулирования экономики. Функции государства в рыночной экономике.
Основными причинами эволюции экономической роли гос-ва послужили изменения, происходящие в материальном пр-ве: увеличение объёмов пр-ва; изменение структуры как экономики, так и экономических связей; изменение роли личности в развитии современного производства.
Необходимость государственного вмешательства в рыночный механизм и его ф-ции вытекают из несовершенства рынка, среди которых:
-несостоятельность рынка с точки зрения обеспечения конкуренции, выражающаяся в возникновении монополий, которые наносят ущерб благосостоянию общ-ва.
-наличие товаров, жизненно необходимых обществу, которые либо совсем не производятся рынком, либо производятся в ограниченном кол-ве.
-неполные налоги.
-безработица, инфляция, неравновесные рынки
-неравномерное распределение доходов.
Каждая функция гос-ва имеет предметно-политическую характеристику. Её содержание показывает, что является предметом деят-сти гос-ва, какие ср-ва им используются для достижения поставленной цели.
Ф-ции гос-ва:
1)Обеспечение институционально-правовой основы, деят-сти экономических агентов. Установление правил «рыночной игры». Это касается определения прав и форм собственности, условий заключения и исполнения контрактов, взаимоотношения профсоюзов и нанимателей, общих основ экономической деятельности и т.п.
2)Ликвидация или компенсация негативных эффектов рыночного поведения и удовлетворения потребности в общественных благах.
3)Осуществление экономической политики с целью поддержания нормального функционирования рыночного механизма, сглаживания циклических колебаний, а также последствий экономических циклов. Данная функция реализуется с использованием фискальной, денежно-кредитной, структурной и стабилизационной политики.
Стабилизационная политика направлена на восстановление и поддержание макроэкономического равновесия на уровне близком к полной занятости факторов пр-ва и стабильном уровне цен.
Структурная политика связана с воздействием на совокупный спрос, как более динамичный компонент макроэкономического равновесия. Она как правило направлена на достижение долгосрочного устойчивого роста.
Ф-ции гос-ва реализуются посредством государственного регулирования, под которым понимается система мер законодательного, исполнительного и контролирующего хар-ра, осуществляемых государственными учреждениями и организациями и меняющимися условиями.