Структурная политика государства и ее основные направления
Структурная политика – политика,проводимая правительством страны, регионов, администрацией предприятий политика в отношении отраслевой, региональной, производственной структуры экономики в целом и отдельных ее частей, а также структуры доходов и расходов, потребления, накопления, экспорта и импорта. [3; 426]
Основным направлением структурной политики государства является повышение конкурентных преимуществ экономики страны через достижение четырех взаимосвязанных целей:
1. Содействие повышению конкурентоспособности отечественных производителей товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках и обеспечение структурного маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, и отраслей сферы услуг.
2. Исправление накопленных структурных деформаций – реструктуризация убыточного сектора экономики, искусственно поддерживаемого системой бюджетных субсидий, невостребуемых налоговых недоимок и неплатежей естественным монополиям, решение проблем монопрофильных городов.
3. Завершение трансформации существующих малоэффективных институтов экономики переходного типа в институты, отвечающие требованиям современной рыночной экономики.
4. Ускоренное развитие и перестройка экономической системы, предприятий и рынков в процессе общемировой экономической трансформации, проходящей на базе новых информационных технологий, усиления глобальных и региональных интеграционных процессов. [6; 45]
Первоочередными задачами структурной политики государства являются:
- повышение инновационной активности и опережающее развитие высокотехнологичного сектора экономики;
- стимулирование экономического роста и повышение эффективности производства на микроуровне через поддержку формирующихся цепочек импортозамещения, экспортных контрактов и использование других косвенных инструментов;
- снижение транзакционных издержек деятельности предприятий за счет развития институтов рынков товаров, услуг, труда и капитала, формирования инфраструктуры обеспечения предпринимательской деятельности;
- прекращение прямого и косвенного субсидирования неэффективных предприятий, эффективный поиск работоспособных предприятий, повышение действенности института банкротств, реструктуризация неэффективного сектора экономики, решение проблем монопрофильных городов;
- стимулирование процессов реструктуризации и реформирования предприятий, повышения их эффективности, в том числе через развитие рынка консалтинговых услуг, содействие процессам интеграции и образования крупных эффективных и конкурентоспособных компаний при всемерном содействии развитию малого и среднего бизнеса;
- окончательное снятие с предприятий бремени содержания некоммерческих звеньев;
- сокращение и оптимизация государственного сектора при росте эффективности управления государственным имуществом;
- реализация целевых программ развития инфраструктуры транспорта, связи и телекоммуникаций, формирование конкурентной среды, создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности в России, как в масштабе всей экономики, так и на конкретных отраслевых рынках.
Необходимость обеспечить решение основных социально-экономических задач – таких, как достижение устойчивых темпов экономического роста при позитивных сдвигах в структуре экономики и обеспечение роста реальных доходов населения делает экономически рациональной и реализуемой стратегию структурного маневра. Эта стратегия базируется на постепенном изменении сложившейся структуры экономики за счет имеющихся преимуществ отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке, при последовательном распространении импульсов роста в смежные отрасли промышленности и другие народнохозяйственные комплексы.
Структурная политика направлена на опережающее развитие тех отраслей и подотраслей, продукция и услуги которых пользуются спросом на мировом рынке. В рамках такого подхода можно выделить традиционные экспортные отрасли, а также новые экспортные отрасли в сфере услуг.[4;127].
Стимулирование экспортеров на использование прибыли и амортизации для вложений в техническое перевооружение своих предприятий, должно сопровождаться мерами по повышению участия в этом перевооружении отечественного машиностроения. Дополнительные заказы и финансовые инвестиции со стороны экспортеров, создают предпосылки для роста внутреннего спроса, в первую очередь на продукцию отечественного инвестиционного машиностроения.
Поощряется переход компаний с крупными государственными пакетами акций, прежде всего естественных монополий, к закупкам оборудования на основе открытых конкурсов.
Основная задача, которая решается в отношении монопрофильных городов, состоит в том, чтобы создать механизм изменения ситуации в моногородах, адекватный рыночной экономической системе и потому обеспечивающий возможность саморазвития этих населенных пунктов и их гибкой адаптации к изменениям окружающей среды без постоянного обращения к ресурсам государства.
Выведение в устойчивый режим работы и развития градообразующих предприятий моногородов требует их реструктуризации, которая должна включать: мероприятия, направленные на погашение долгов; создание управленческих предпосылок успешной реструктуризации предприятия; подготовку графика первоочередных мероприятий по реструктуризации.
Важнейшей задачей является разнообразие экспорта с постепенным увеличением доли продукции обрабатывающих отраслей с относительно высокой добавленной стоимостью, на конкретных узких сегментах рынка, где имеются выраженные конкурентные преимущества. В частности, продукции промежуточных и высоких переделов лесопромышленного, металлургического и химического комплексов, авиапромышленности, атомной промышленности, энергетического машиностроения, отдельных сегментов рынка судостроения, вооружений, услуг космического комплекса.
Приоритетными направлениями государственной инвестиционной политики станут комплексное обновление производственной и непроизводственной инфраструктуры и содействие научно-техническому прогрессу, прежде всего, в сферах высоких технологий.
Заключение
Под структурной политикой понимается деятельность государства и его подразделений, связанная с формированием и поддержанием наиболее эффективных меж- и внутриотраслевых пропорций национальной экономики. Высшей целью структурной политики является обеспечение сбалансированности экономики, поддержание такой пропорциональности различных структур национального хозяйства, при которой достигается наиболее динамичное и устойчивое развитие народного хозяйства при органичном его участии в мировой экономике. Кроме того, структурная политика стремится к стимулированию научно-технического прогресса, повышению конкурентоспособности национальной экономики, решению ряда социальных проблем, ускорению экономического роста. Объективными критериями сбалансированности народного хозяйства и эффективности структурной политики является рост среднедушевых показателей валового внутреннего продукта и национального дохода.
В заключение контрольной работы на тему «Структурная политика государства и ее основные направления», можно сделать следующие выводы: цель данной контрольной (рассмотрение структурной политики государства и ее основных направлений) была достигнута.
В процессе написания работы были решены следующие задачи:
- раскрыто понятие структурной политики государства;
- названы цели и задачи структурной политики;
- рассмотрены ее основные направления.
Эссе на тему: «Структурные изменения в российской экономике с 1990-х гг. по настоящее время. Их причины и последствия для дальнейшего развития нашей страны».
Состояние экономики России в 90-х гг. XX века характеризовалось глубоким структурным кризисом. Коренные социально-экономические преобразования были обусловлены, с одной стороны, исчерпавшими себя индустриальной стадией развития и типом мобилизационной экономики, с другой – назревшей необходимостью трансформации огосударствленной системы планового хозяйствования. Несоответственность в приоритетах экономического и социального развития привела к деформации воспроизводственной и отраслевой структур экономики, недопотреблению населения и снижению мотивации к труду, высокой материало- и фондоемкости, низкой производительности труда.
Сложившаяся в годы плановой экономики, вследствие неразвитости сферы услуг, диспропорции считали ликвидированной, т. к. доля услуг превышала и неуклонно росла. Однако рост доли услуг происходил при снижении производства товаров в абсолютном выражении. Прирост производства товаров в физическом выражении существенно ниже уровня начала реформ. Кардинальное изменение соотношений первичного, вторичного секторов и секторов услуг является не следствием внедрения новых технологий и повышения производительности, а следствием сокращения выпуска сельскохозяйственной продукции и товаров обрабатывающей промышленности, увеличения доли импорта. Страна фактически пережила деиндустриализацию. Прогрессивной тенденцией можно было бы считать увеличение производства как товаров, так и услуг в абсолютном выражении при опережающем росте доли услуг.
При снижении доли чистого экспорта в структуре ВВП в течение 20 лет происходило снижение физического объема чистого экспорта, за исключением 2009 года. При этом доли экспорта и импорта в структуре ВВП стабильно высоки, а прирост импорта превышает прирост экспорта в физических объемах.
Доля экспорта растет, в структуре экспорта преобладает продукции добывающих отраслей. Существенное увеличение экспорта приходится на 1999 и 2000 годы. Годы существенного снижения доли экспорта – 2001, 2007 и 2009-ый. Экспорт в сопоставимых ценах в 2008 году по сравнению с 2002 го дом увеличился в 1,5 раза, в действовавших ценах – более чем в 3,5 раза. Экспорт России в январе-июле 2012 года составил 302,1 млрд. долларов США и по сравнению с январем-июлем 2011 года увеличился на 5,6%. Столь высокая доля экспорта в структуре ВВП делает национальную экономику чувствительной как к внешним ценовым факторам на экспортируемые товары, так и к изменениям на внешних валютных рынках.
Важным аспектом увеличения импорта является то, что данное обстоятельство ограничивает развитие соответствующих национальных производителей. В структуре российского импорта преобладают сельскохозяйственная продукция и товары с высокой долей обработки. В условиях современной глобализации негативное влияние на перспективы агропромышленного комплекса России и других отраслей и их комплексов с высокой долей импортозамещения также оказывает политика укрепления курса рубля, в отличие от политик занижения курса национальных валют, проводимых, например, Китаем и США.
В результате анализа динамики отраслевой структуры экономики выявлены следующие изменения:
- увеличение в валовой добавленной стоимости доли финансовых услуг, торговли, управления и уменьшение доли промышленности, сельского хозяйства, науки, научного обслуживания, образования;
- увеличение в структуре промышленности доли топливно-сырьевого комплекса и снижение доли высокотехнологичных отраслей: химической, машиностроения и некоторых других.