Налоговая политика государства и ее основные направления

Налоговая политика представляет собой часть экономической политики государства, ориентированная на построение такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и эффективное использование национального богатства страны, обеспечивая тем самым социально-экономический прогресс общества.

В зависимости от целей, признаваемых на данном этапе развития страны приоритетными, выделяют следующие основные формы налоговой политики:

1) политика максимальных налогов. Характеризуется максимальной налоговой нагрузкой, максимальными государственными инвестициями в экономику, максимальными социальными расходами, используется в период экономических кризисов;

2) политика экономического развития. Характеризуется минимальной налоговой нагрузкой, средними государственными инвестициями в экономику, минимальными социальными расходами, используется в период экономического спада с целью предотвращения наступления экономического кризиса;

3) политика разумных налогов. Характеризуется средней налоговой нагрузкой, минимальными государственными инвестициями в экономику, средними социальными расходами, характерна для периода стабильного экономического роста.

Налоговая политика реализуется через налоговый механизм, который представляет собой систему организационно-правовых норм и методов управления налогообложением. Элементами налогового механизма выступают: налоговое планирование и прогнозирование, налоговое регулирование, налоговый контроль.

Прямое и косвенное налогообложение хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

Прямое налогообложение деятельности предприятия делится:

1. Налог на прибыль организаций

2. Страховые взносы в социальные внебюджетные фонды

3. Налог на игорный бизнес

4. Государственная пошлина

Налог на прибыль организаций

Налогоплательщиками налога на прибыль признаются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства или получающие доходы от источников в РФ.

Объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком, а именно:

- для российских организаций;

- для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства;

- для иных иностранных организаций.

Налоговая база определяется как денежное выражение подлежащей налогообложению прибыли. Она исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода. Налогоплательщики, получившие убытки в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налогооблагаемую базу текущего налогового периода на всю сумму или часть полученного ими убытка.

Налоговая ставка устанавливается в размере 20 %. При этом:

1) сумма налога, исчисленная по ставке 2,0 %, зачисляется в федеральный бюджет;

2) сумма налога, исчисленная по ставке 18,0 %, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.

Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах:

10 % – от использования, содержания или сдачи в аренду судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок;

20 % – со всех остальных доходов.

К налоговой базе, определяемой по доходам, получаемым в виде дивидендов, применяются следующие ставки:

0 % – по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая их организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50 % вклада (доли) в уставном (складочном) капитале выплачивающей дивиденды организации;

9 % – по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями;

15 % – по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Налог на прибыль, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций. Налоговая декларация по итогам налогового периода представляется до 28 марта следующего года. Налоговые расчеты представляются не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают их не позднее 28го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.

Наши рекомендации