Структурная политика государства

Рациональная структура эк-ки – это такая система производства и его денежно-финансового , кадрового, научно-технич. Обслуживания, соответственно которому сформирована необходимая кооперация для производства конечной продукции в таком количестве и такого качества, что соответствует спросу и рынку сбыта.

Структурная политика государства – это обоснование целей и характеристика структур. преобразований в эк-ке страны, определение комплекса мероприятий по поддержанию развития структурных элементов НЭ, обеспечивающих эк. рост и решение актуальных соц.-эк. проблем.

Главная цель гос. структурной политики – формирование и поддержание современной, эффективной, эколого-безопасной рациональной структуры эк-ки, которая конкретизуется по таким напрвлениям:

· установление оптимальных макроэконом. Пропорций

· Развитие конкуренции и ограничение монополизма

· Повышение инновационности продукции

· Ликвидация диспропорций между отраслевыми комплексами

· Социальная ориентация эк-ки

· Создание развитого нац. Рынка

Реализация гос. структурной политики осущ-ся в зависимости от типов структ. Политики:

· Пассивная гос. стр. политика – создание в гос-ве благоприятной правовой базы для конкуренции и свободного «перелива» капитала и ресурсов из одних отраслей и регионов в другие под влиянием рыночных факторов, без непосредственного вмешательства гос-ва в этот кругооборот.

Основные черты пассивной структ. политики (американская):

· Пассивная роль гос-ва , сводящаяся к применению традиционных экон. и правовых методов

· Опор на рын. Механизм

· Длительность реализации

· Возможность возникновения значительных социальных проблем.

2) активная гос. структ. политика (японская) – применение государством широкого спектра инструментов (прямого и непрямого) влияния для ускорения структурных сдвигов в эк-ке.

Её черты:

· Использование прогнозных оценок для отдельных элементов структуры

· Определение приоритетных отраслей и производств

· Разработка гос. программ структурной перестройки эк-ки

· Гос. поддержка отдельных отраслей, регионов, производств.

Осуществление такой структур. политики происходит при помощи средств прямого и непрямого влияния. Средства прямого влияния: предоставление фин. помощи в виде субсидий, дотаций, надбавок на развитие отдельных отраслей или регионов; индикативное планирование, государ. планы и программы, централизованное установление цен. Средства непрямого влияния: предоставление налоговых и кредитных льгот, применение ускоренной амортизации, создание СЭЗ, реализация эффективной таможенной политики.

В эк-ке приоритетными считаются такие отрасли произ-ва, развитию которых гос-во уделяет особое внимание, учитывая их роль и важность для эк-ки страны.

Основные критерии определения приоритетности отрасли (производства):

· Перспективы спроса на данную продукцию на внутреннем рынке

· Снижение ресурсоёмкости производства

· Экспортный потенциал отрасли

· Минимизация зависимости отрасли от импорта

· Быстрая отдача инвестиций отрасли

· Решение проблем занятости и экологических проблем

· Способствование соц.-эк. развитию страны

Все отрасли Украины делятся на такие уровни приоритетности:

1) Наукоёмкие и технологические отрасли (ракетно-космические, самолётостроение, биотехнологии, машиностроение)

2) Отрасли АПК: пищевая, мукомольная, кондитерская….

3) Транзитные перевозки грузов, транспорт нефти, газа, электроэнергии, предоставление международных услуг

4) Рекреационно- туристический и лечебный комплексы Карпат, Причерноморья и др.

5) Виды деятельности, связанные с охраной здоровья людей и охраной окружающей среды.

Наши рекомендации