Социальная политика государства и ее основные направления.
Социальная политика – деятельность государства, других экономических субъектов, направленная на обеспечение условий для удовлетворения потребностей и повышения благосостояния населения, создание системы социальных гарантий. Основным субъектом, координирующим эту деятельность, является государство.
Социальная политика государства в переходной к рынку экономике имеет особенности, выражающиеся в поддержке различных слоев населения, социальной поддержке малоимущих граждан, создании условий для развития предпринимательства, финансировании в достаточном объеме образования и здравоохранения, заботе об охране экологии, окружающей среды, регулировании сферы трудовых отношений.
В соответствии с одной из предложенных учеными классификаций, социальная политика строится на основе определенных принципов— основных исходных положений, на которых строится деятельность государства в социальной области. К ним относятся:
1) политика доходов населения (уровень и качество жизни, потребительская корзина, благосостояние);
2) политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата, нормирование и охрана труда, занятость, социальное партнерство, защита трудовых прав граждан)
3) социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан (социальное страхование, социальная помощь, социальное обслуживание населения);
4) развитие отраслей социальной сферы (здравоохранения, образования, науки, культуры, жилищной сферы, физической культуры и спорта);
5) защита отдельных групп населения (инвалидов, ветеранов, молодежи, семьи);
6) политика в области инфраструктуры социальной сферы (жилье, транспорт, дороги, связь, бытовое обслуживание);
7) экологическая политика;
8) демографическая и миграционная политика [4, с.15].
Все выше перечисленные направления связаны между собой, что вызывает необходимость проведения сбалансированной социальной политики на основе выделения ее основных приоритетов. Приоритеты социальной политики – это основополагающие направления целевых действий, ориентированных на решение наиболее значимых социальных проблем в конкретном пространственно-временном измерении [4, с.15].
Социальная политика в переходный период реализуется по трем основным направлениям: политика доходов; политика занятости; политика социального партнерства.
Политика доходов предполагает осуществление мер по смягчению их неравенства; политика занятости состоит в обеспечении условий эффективности трудовой деятельности; политика социального партнерства направлена на регулирование взаимоотношений между работодателями и работниками.
Уровень и качество жизни.
Под уровнем жизни чаще всего понимается степень обеспеченности населения необходимыми материальными и нематериальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах.
Качество жизни – это категория, отражающая объективные условия существования и их оценку на уровне общества и индивида.
Значение изучения: характеризует степень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей в обществе, т.е. качества жизни населения, величины его благосостояния и благополучия и служит важным социально-экономическим критерием при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства.
Объективные индикаторы качества жизни делятся на 2 группы:
• Природные: географическое положение, климат, экология, биологическая безопасность…
• Социальные: демографические, экономические, правовые, культуры, здравоохранения…
В числе субъективных индикаторов качества жизни выделяют:
1. Когнитивную компоненту (рациональную), которая состоит из оценки общей удовлетворенности жизни и оценок удовлетворенности различными сферами жизни (здоровье, семейное положение и отношение к семье, работа, социальный статус, финансовое положение, жилищные условия, возможности получения образования и др.).
2. Аффектную (эмоциональную компоненту), которая представляет собой соотношение величин позитивного и негативного аффектов. К позитивным аффектам относятся ощущение счастья, социальной поддержки и защищенности, личной компетенции и состоятельности и т.д. Негативные аффекты выражаются в ощущении депрессии, тревоги, безысходности, стресса и т.д.
Таким образом, концепция качества жизни включает все взаимосвязи человека с окружающей средой, характеризующей как степень удовлетворения потребностей, так и степень соответствия реальных возможностей ожиданиям.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), характеризуя качество жизни, выделяет 8 основных аспектов жизнедеятельности человека:
o здоровье,
o развитие через образование,
o занятость и качество трудовой жизни,
o досуг и отдых,
o состояние потребительского рынка товаров и услуг,
o состояние окружающей среды,
o личная безопасность,
o социальные возможности и социальная активность.
4 уровня жизни населения:
• Достаток – пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека;
• Нормальный уровень – рациональное потребление, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил;
• Бедность – потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы;
• Нищета – минимально допустимый набор благ и услуг, потребление которых позволяет лишь поддержать работоспособность человека.