Платежи за природопользование
В условиях рыночных отношений особое место принадлежит плате за природопользование. Введение платежей за природопользование является необходимым условием совершенствования ценообразования, а также стимулируют эффективное и рациональное природопользование.
Не уделяя должного внимания охране окружающей природной среды, невозможно добиться экономического стимула к снижению выбросов или компенсирующих выплат за них от объектов, загрязняющих эту среду.
Сопоставление общественного ущерба и затрат на очистку с учетом сложившейся экологической ситуации позволяют сделать выводы по выработке концепции для системы налогообложения.
Налог за загрязнение окружающей природной среды должен быть достаточно высоким с той целью, чтобы предприятиям было выгоднее охранять её, а не загрязнять
Платежи за природные ресурсы - система экономических рычагов и стимулов, которые обеспечивают материальную заинтересованность природопользователей в эффективном рациональном использовании природных ресурсов, сохранении, оздоровлении окружающей природной среды и соблюдении природоохранного законодательства.
В зависимости от вида природных ресурсов З.К. Каражанов подразделяет платежи за природные ресурсы на:
• платежи за ресурсы универсального назначения;
• платежи за ресурсы специального назначения.
К платежам за ресурсы универсального назначения относятся плата за землю, водные ресурсы и использование воздушного бассейна, иначе говоря, природных ресурсов многоцелевого назначения.
Платежи специального назначения включают платежи за минерально-сырьевые и лесные ресурсы.
Платежи за землю
Согласно статье 9 «Земельного кодекса РК» от 20.06.2003 года земельные участки, находящиеся в собственности, постоянном землепользовании или первичном безвозмездном временном землепользовании, облагаются земельным налогом в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан. За земельные участки, предоставленные государством во временное возмездное землепользование (аренду), взимается плата за пользование земельными участками.
Принципы налогообложения и порядок взимания и использования платежей за землю установлены Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) от 12.06.2001 года.
Целью земельного налога является обеспечение рационального использования земельных ресурсов с помощью экономических методов и формирование бюджета для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению плодородия земель и для социально-культурного развития территории.
Объектом налогообложенияв Республике Казахстан является земельный участок. Налогообложению подлежат:
• земли сельскохозяйственного назначения;
• земли населенных пунктов;
• земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения.
Плательщиками земельного налога выступают физические и юридические лица, имеющие в пользовании и владении земельные участки на территории Республики Казахстан.
Размер земельного налога определяется, исходя из качества, местоположения и водообеспеченности участка, и не зависит от результатов хозяйственной деятельности землепользователей. Базовые ставки земельного налога устанавливаются в виде ежегодных фиксированных платежей за единицу площади земель:
• на земли сельскохозяйственного назначения- в расчете на 1 гектар площади и дифференцируется по качеству почв, выраженному баллами бонитета, с учетом природно-хозяйственной зональности (таблица 6, 7);
• на земли, предоставленные гражданам для ведения личного (домашнего) подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства- за 0.01 гектара;
• на земли населенных пунктов- в расчете на 1 кв. метр площади в зависимости от затрат на обустройство территории, статуса населенных пунктов, целевого назначения облагаемых налогом земельных участков (таблица 8);
• на земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения- в расчете на 1 гектар площади, в зависимости от стоимости освоения новых земель аналогичного качества взамен изымаемых из сельскохозяйственного оборота (таблица 9).
Согласно статье 323 п. 3 Налогового кодекса налогообложению не подлежатследующие категории земель:
1. земли особо охраняемых территорий;
2. земли лесного фонда;
3. земли водного фонда;
4. земли запаса.
В случае передачи указанных земель (за исключением земель запаса) в постоянное землепользование или первичное безвозмездное временное землепользование они подлежат налогообложению в порядке, установленном статьей 336 Налогового кодекса.
Таблица 2
Базовые ставки земельного налога на землях степной и сухостепной зоны равнинных территорий
Баллбонитета | Базовая ставка налога, тенге | Балл бонитета | Базовая ставка налога, тенге |
0.48 | 43.42 | ||
0.67 | 44.49 | ||
0.87 | 45.55 | ||
1.06 | 46.65 | ||
1.25 | 47.71 | ||
1.45 | 48.77 | ||
1.68 | 49.83 | ||
1.93 | 50.95 | ||
2.16 | 52.01 | ||
2.41 | 53.07 | ||
2.89 | 57.90 | ||
3.09 | 60.63 | ||
3.28 | 63.26 | ||
3.47 | 65.95 | ||
3.67 | 68.61 | ||
3.86 | 71.31 | ||
4.09 | 73.96 | ||
4.34 | 76.66 | ||
4.57 | 79.32 | ||
4.82 | 82.02 | ||
5.31 | 86.85 | ||
5.79 | 89.55 | ||
6.27 | 92.19 | ||
6.75 | 94.89 | ||
7.24 | 97.56 | ||
7.72 | 100.26 | ||
8.20 | 102.91 | ||
8.68 | 105.61 | ||
9.17 | 108.27 | ||
9.65 | 110.97 | ||
14.47 | 115.80 | ||
15.54 | 119.02 | ||
16.59 | 122,21 | ||
18.08 | 125.45 | ||
18.76 | 128,67 | ||
19.82 | 131.86 | ||
20.88 | 135.10 | ||
22,00 | 138.32 | ||
23.06 | 141.51 | ||
24.12 | 144.75 | ||
28.95 | 149.57 | ||
30.01 | 154.40 | ||
31.07 | 159.22 | ||
32.17 | 164.05 | ||
33.23 | 168.87 | ||
34.29 | 173.70 | ||
35.36 | 178.52 | ||
36.48 | 183.35 | ||
37.54 | 188.17 | ||
38.60 | 193.00 | ||
свыше 100 | 202.65 |
Таблица 3