Платежи за природопользование

В условиях рыночных отношений особое место принадлежит плате за природопользование. Введение платежей за природопользование является необходимым условием совершенствования ценообразования, а также стимулируют эффективное и рациональное природопользование.

Не уделяя должного внимания охране окружающей природной среды, невозможно добиться экономического стимула к снижению выбросов или компенсирующих выплат за них от объектов, загрязняющих эту среду.

Сопоставление общественного ущерба и затрат на очистку с учетом сложившейся экологической ситуации позволяют сделать выводы по выработке концепции для системы налогообложения.

Налог за загрязнение окружающей природной среды должен быть достаточно высоким с той целью, чтобы предприятиям было выгоднее охранять её, а не загрязнять

Платежи за природные ресурсы - система экономических рычагов и стимулов, которые обеспечивают материальную заинтересованность природопользователей в эффективном рациональном использовании природных ресурсов, сохранении, оздоровлении окружающей природной среды и соблюдении природоохранного законодательства.

В зависимости от вида природных ресурсов З.К. Каражанов подразделяет платежи за природные ресурсы на:

• платежи за ресурсы универсального назначения;

• платежи за ресурсы специального назначения.

К платежам за ресурсы универсального назначения относятся плата за землю, водные ресурсы и использование воздушного бассейна, иначе говоря, природных ресурсов многоцелевого назначения.

Платежи специального назначения включают платежи за минерально-сырьевые и лесные ресурсы.

Платежи за землю

Согласно статье 9 «Земельного кодекса РК» от 20.06.2003 года земельные участки, находящиеся в собственности, постоянном землепользовании или первичном безвозмездном временном землепользовании, облагаются земельным налогом в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан. За земельные участки, предоставленные государством во временное возмездное землепользование (аренду), взимается плата за пользование земельными участками.

Принципы налогообложения и порядок взимания и использования платежей за землю установлены Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) от 12.06.2001 года.

Целью земельного налога является обеспечение рационального использования земельных ресурсов с помощью экономических методов и формирование бюджета для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению плодородия земель и для социально-культурного развития территории.

Объектом налогообложенияв Республике Казахстан является земельный участок. Налогообложению подлежат:

• земли сельскохозяйственного назначения;

• земли населенных пунктов;

• земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения.

Плательщиками земельного налога выступают физические и юридические лица, имеющие в пользовании и владении земельные участки на территории Республики Казахстан.

Размер земельного налога определяется, исходя из качества, местоположения и водообеспеченности участка, и не зависит от результатов хозяйственной деятельности землепользователей. Базовые ставки земельного налога устанавливаются в виде ежегодных фиксированных платежей за единицу площади земель:

• на земли сельскохозяйственного назначения- в расчете на 1 гектар площади и дифференцируется по качеству почв, выраженному баллами бонитета, с учетом природно-хозяйственной зональности (таблица 6, 7);

• на земли, предоставленные гражданам для ведения личного (домашнего) подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства- за 0.01 гектара;

• на земли населенных пунктов- в расчете на 1 кв. метр площади в зависимости от затрат на обустройство территории, статуса населенных пунктов, целевого назначения облагаемых налогом земельных участков (таблица 8);

• на земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения- в расчете на 1 гектар площади, в зависимости от стоимости освоения новых земель аналогичного качества взамен изымаемых из сельскохозяйственного оборота (таблица 9).

Согласно статье 323 п. 3 Налогового кодекса налогообложению не подлежатследующие категории земель:

1. земли особо охраняемых территорий;

2. земли лесного фонда;

3. земли водного фонда;

4. земли запаса.

В случае передачи указанных земель (за исключением земель запаса) в постоянное землепользование или первичное безвозмездное временное землепользование они подлежат налогообложению в порядке, установленном статьей 336 Налогового кодекса.

Таблица 2

Базовые ставки земельного налога на землях степной и сухостепной зоны равнинных территорий

Баллбонитета Базовая ставка налога, тенге Балл бонитета Базовая ставка налога, тенге
0.48 43.42
0.67 44.49
0.87 45.55
1.06 46.65
1.25 47.71
1.45 48.77
1.68 49.83
1.93 50.95
2.16 52.01
2.41 53.07
2.89 57.90
3.09 60.63
3.28 63.26
3.47 65.95
3.67 68.61
3.86 71.31
4.09 73.96
4.34 76.66
4.57 79.32
4.82 82.02
5.31 86.85
5.79 89.55
6.27 92.19
6.75 94.89
7.24 97.56
7.72 100.26
8.20 102.91
8.68 105.61
9.17 108.27
9.65 110.97
14.47 115.80
15.54 119.02
16.59 122,21
18.08 125.45
18.76 128,67
19.82 131.86
20.88 135.10
22,00 138.32
23.06 141.51
24.12 144.75
28.95 149.57
30.01 154.40
31.07 159.22
32.17 164.05
33.23 168.87
34.29 173.70
35.36 178.52
36.48 183.35
37.54 188.17
38.60 193.00
    свыше 100 202.65

Таблица 3

Наши рекомендации