Влияние пыли на здоровье человека
Степень запыленности воздуха при движении автомобильного транспорта зависит от следующих факторов: времени года, типа покрытия дороги и вида почвы, направления ветра, интенсивности движения, грузоподъемности автомобиля, типа шин.
Основной частью пыли является кварц. На городских магистралях в уличной пыли обнаруживаются также примеси кальция, кадмия, свинца, хрома, цинка, меди, железа. Присутствие перечисленных примесей определяется функционированием автомобильного транспорта и обработкой магистралей антиобледенительными составами. Увеличивают выброс пыли шины, оснащенные шипами. Износ дорожного полотна при их использовании в зимний период составляет 2-4 мм. В целом ряде стран использование шипованных шин запрещено, за исключением ограниченного числа автомобилей специального назначения. Воздействие пыли увеличивает скорость изнашивания машин и механизмов и оказывает вредное влияние на организм человека. Вредное воздействие пыли на организм человека зависит от ее дисперсности, твердости частиц, формы пылинок и т. д. Мелкодисперсная пыль наиболее опасна, потому что оседает в легких и бронхах и при длительном вдыхании приводит к возникновению профессиональных заболеваний. Особенно опасны для организма кислотосодержащие аэрозоли, адсорбирующие канцерогенные вещества. Первые нарушают кислотное равновесие тканевых клеток; вторые, постепенно накапливаясь в организме, могут явиться причиной возникновения злокачественных опухолей.
Роль автотранспорта, а значит и выбросов от него, во всем мире растет. Сейчас в мире ежегодно выпускается около 25 млн. машин. К 2000 г. численность мирового автопарка приблизилась к 500 млн. машин из них 400 млн. легковых. В среднем же нормально эксплуатируемый автомобиль в сутки выбрасывает 4 кг только углекислого газа! Для многих городов России выбросы автотранспорта являются превалирующими.
Известно, что количество бензапирена в выхлопных газах резко возрастает на режимах торможения автомобилей - до 50-100 мг за 1 мин работы на низкосортном бензине. Если это количество распределить равномерно, оно способно создать концентрацию, равную ПДК, в громадном объеме воздуха - чуть меньше 1 км3. Пути снижения вредного воздействия этих выбросов следующие.
• Отказ от этилированного бензина для исключения выбросов соединений свинца и уменьшения непредельных углеводородов. Переход на газ или неэтилированный бензин (токсичность при этом снижается в 18-22 раза), повышение полноты сгорания за счет автоматического управления процессом, специальных систем и регулировок. Это сказывается и на расходе бензина. Уже сегодня в Японии достигнут уровень 2,5 л на 100 км.
• Замена карбюраторных двигателей, где это возможно, дизельными, дающими менее вредные выбросы.
• Решение вопросов по созданию электротранспорта, в т.ч. по величине пробега с одной зарядки и снижению выбросов от аккумуляторных батарей. Перевод общественного транспорта на электрическую тягу там, где нет дефицита энергии (метро, троллейбусы и др.)
Загрязнение среды соединениями свинца вызывает все большее опасение, прежде всего за счет именно автотранспорта. В 1995 г. выброшено в РФ около 5,7 тыс. т соединений свинца, из них почти 4 тыс. т - от автомобилей, 700 т - от предприятий цветной металлургии; по 400 т - от авиационных и ракетных двигателей, ТЭЦ; 200 т - от предприятий лакокрасочной, стекольной и оборонной промышленности. Отказ от этилированного бензина может снизить загрязнение соединениями свинца в несколько раз.
Значительна роль архитектурно-планировочных мероприятий и зеленых насаждений в снижении количества и уменьшении вредности выбросов. Специальные развязки и объезды, улучшение качества дорог и ликвидация ненужных участков торможения могут увеличить среднюю скорость движения транспорта. При этом, если скорость возрастает, к примеру, с 20 до 60 км/ч, общее количество выбросов уменьшится в 4-5 раз, а наиболее вредных (например, бензапирена) - еще значительнее. При остановке у светофоров выбросы вредных веществ увеличиваются в 1,5-2 раза даже по сравнению с движением на первой скорости. Дороги с интенсивным движением следует выносить за пределы жилых и рекреационных зон или хотя бы защищать эти зоны «зеленым щитом» от загазованности. Даже однорядная высадка деревьев с кустарниками (высотой 1,5 м) на ширине 3-4 м снижает уровень загазованности на 10-15%, а при 4-х рядах шириной 30-50 м - на 60-70%. В НИИ им. Курчатова подсчитано, что во избежание гибельного «парникового эффекта» нужно уменьшить сжигание органического топлива в 2 раза за ближайшие 20 лет. Но того же эффекта можно добиться увеличением площади зеленых насаждений на 1-2 млн. км2 при стабилизации сжигаемой массы на сегодняшнем уровне.
Определяющее внимание транспорта на состояние окружающей среды требует особого внимания к применению новых экологически чистых видов топлива. К ним относится, прежде всего, сжиженный или сжатый газ. Важность этого вопроса для России подтверждается тем, что на уровень федерального закона вынесен законопроект «Об использовании природного газа в качестве моторного топлива», вызвавший очень большой интерес не только у специалистов транспорта, но и у экологов.
В мировой практике в качестве моторного топлива наиболее широко используется сжатый природный газ, содержащий не менее 85% метана. По энергоемкости 1 м природного газа эквивалентен 1 л бензина марки А-76.
В меньшей степени распространено применение попутного нефтяного газа, представляющую собой смесь, преимущественно - пропана и бутана. Для замещения 1 л бензина требуется 1,3 л сжиженного нефтяного газа, а экономическая эффективность его по эквивалентным затратам на топливо в 1,7 раз ниже, чем у сжатого газа. Следует отметить, что природный газ, в отличие от нефтяного газа, не токсичен.
Особо следует остановиться на выбросах углеводородов, которые претерпевают в атмосфере фотохимическое окисление под действием ультрафиолетового облучения. Продукты этих окислительных реакций образуют так называемый смог. В бензиновых двигателях основное количество углеводородов приходится на этан и этилен, а в газовых - на метан. Легче всего под воздействием ультрафиолетового излучения окисляются непредельные углеводороды, такие, как этилен. Предельные углеводороды, включая метан, более стабильны. Поэтому в ограничительных стандартах автомобильных выбросов ряда стран углеводороды учитываются без метана, хотя пересчет ведется на метан.
Важно иметь в виду, что при использовании газового топлива увеличивается моторесурс двигателя - в 1,4-1,8 раза; срок службы свечей зажигания - в 4 раза; моторного масла - в 1,5-1,8 раза; межремонтный пробег - в 1,5-2 раза. При этом снижается уровень шума на 3-8 дБ и время заправки. Все это обеспечивает быструю окупаемость затрат на перевод транспорта на газомоторное топливо.
Внимание специалистов привлекают вопросы безопасности использования газомоторного топлива. В целом взрывоопасная смесь газовых топлив с воздухом образуется при концентрациях в 1,9-4,5 раза больших, чем с бензином и дизельным топливом, что снижает опасность образования такой смеси.
Однако определенную опасность представляют утечки газа через неплотность соединений. В этом отношении наиболее опасен сжиженный нефтяной газ, который в результате утечки образовывает местные скопления, способные «разливаться», что при возгорании увеличивает очаг пожара.
Отечественный и мировой опыт эксплуатации автомобилей не на газомоторном топливе, однако, не позволяет считать их более опасными, чем автомобили на бензине, если к этому добавить имеющийся в России на сегодня комплекс технических средств, обеспечивающих применение газа на транспорте, то необходимо признать, что переход на газомоторное топливо -вопрос ближайшего времени. Он диктуется экономическими, экологическими и технологическими соображениями.
Кроме сжиженного (сжатого газа) многие специалисты предрекают большое будущее жидкому водороду, как практически идеальному, с экологической точки зрения, моторному топливу. Но существуют проблемы, связанные как со свойствами самого водорода, так и его производством. Как горючее для транспорта водород удобнее и безопаснее в жидком виде, где в пересчете на 1 кг он превосходит по калорийности керосин в 6,7 раза и жидкий метан в 1,7 раза. В то же время плотность жидкого водорода меньше, чем у керосина почти на порядок, что требует больших баков, которые необходимо теплоизолировать, что также влечет за собой дополнительный вес и объем. Высокая температура горения водорода приводит к образованию значительного количества экологически вредных окислов азота, если окислителем является воздух. Истинный перелом в мировой топливной базе на основе водорода, может быть, достигнут путем принципиального изменения способа его производства, когда исходным сырьем станет вода, а первичным источником энергии - солнце или сила падающей воды.
Ход работы:
1) Определение числа единиц автотранспорта, проходящего по участку в течение 20 минут, 1 часа; L=2,38 км.
Расчет общего пути за 1 час ( , где j – обозначение типа автотранспорта; L – длина участка, км; Nj – число автомобилей каждого типа за 1 час.)
Тип автотранспорта | Кол-во автомобилей за 20 мин. в одном направлении | Интенсивность движения за 1 час, Nj (в обоих направлениях) | Средний эксплуатационный расход топлива л/км, Yj | Общий путь, Lj за 1 час |
Легковые автомобили | 0,12 | 2513,3 | ||
Грузовые автомобили (бенз.) | 0,17 | 114,3 | ||
Автобусы (бенз.) | 0,37 | 99,96 | ||
Грузовые автомобили (диз.) | 0,34 | 57,1 | ||
Автобусы (диз.) | 0,28 | 199,9 |
2) Определение количество топлива (Qj, л) разного вида, сжигаемого при этом двигателями автомашин, по формуле: Qj = Lj*Yj, где Lj - общий путь, пройденный выявленным числом автомобилей, Yj - удельный расход топлива Yj (л на 1 км) каждого типа за 1 час (L, км); Определение общего количества сожженного топлива каждого вида.
Qлегк. = 2513,3 ∙ 0,12 = 301,6 л.
Qгруз. бенз. = 114,3 ∙ 0,17 = 19,4 л.
Qавт. бенз. = 99,96 ∙ 0,37 = 37 л.
Qгруз. диз. = 57,1 ∙ 0,34 = 19,4 л.
Qавт. диз. = 199,9 ∙ 0,28 = 56 л.
Расход топлива
Тип автомобиля | Nj | Qj | |
Бензин | Дизельное топливо | ||
Легковые автомобили | 211,1 | 90,5 | |
Автобусы | |||
Грузовые автомобили | 19,4 | 19,4 | |
Всего | ∑Q | 267,5 | 165,9 |
3 Рассчитываем объем выделившихся вредных веществ в литрах при нормальных условиях по каждому виду топлива(К·Q).Значения эмпирических коэффициентов (К), определяющих выброс вредных веществ от автотранспорта в зависимости от вида горючего, приведены в таблице:
Вид топлива | Значение коэффициента (К) | ||
Угарный газ | Углеводороды | Диоксид азота | |
Бензин | 0,6 | 0,1 | 0,04 |
Дизельное топливо | 0,1 | 0,03 | 0,04 |
qco авт. бенз. = 0,6 ∙ 267,5 = 160,5 л.
qco авт. диз. = 0,1 ∙ 165,9 = 16,6 л.
qC6H6 авт. бенз. = 0,1 ∙ 267,5 = 26,8 л.
qC6H6 авт. диз. = 0,03 ∙ 165,9 = 5 л.
qNO2 авт. бенз. = 0,04 ∙ 267,5 = 10,7 л.
qNO2 авт. диз. = 0,04 ∙ 165,9 = 6,6 л.
Объем выбросов
Вид топлива | ∑Q, л | Кол-во вредных веществ, л Угарный Газ Углеводороды Диоксид азота | ||
Бензин | 267,5 | 160,5 | 26,8 | 10,7 |
Диз. топливо | 165,9 | 16,6 | 6,6 | |
Всего | V, л | 177,1 | 31,8 | 17,3 |
4) Расчет массы выделившихся вредных веществ (m, гр) по формуле:
; расчет количества чистого воздуха, необходимого для разбавления выделившихся вредных веществ для обеспечения санитарно допустимых условий окружающей среды.
Вид вредного вещества | Кол-во, л | Масса, г | Объем воздуха для разбавления, м3 | Значение ПДК, мг/м3 |
Угарный газ | 177,1 | 221,375 | 59 033,3 | |
Углеводороды | 31,8 | 110,73 | 21 200 | 1,5 |
Диоксид азота | 17,3 | 35,5 | 432 500 | 0,04 |
mCO = 177,1 ∙ 28 / 22,4 = 221,375 гр.
mC6H6 = 31,8 ∙ 78 / 22,4 = 110,73 гр.
mNO2 =17,3 ∙ 46 / 22,4 = 35,5 гр.
V1 = 177 100 / 3 = 59 033,3 м3
V2 = 31 800 / 1,5 = 21 200 м3
V3 = 17 300 / 0,04 = 432 500 м3
5) Расчет необходимого объема воздуха для разбавления на исследуемом участке. Данный участок имеет длину 2380м, ширину (4·2,75м + 2·7м = 25м), высоту 1,6 м. Vвоз = 2380*25*1,6=95200
Суммарное количество чистого воздуха, необходимое для разбавления выделившихся вредных веществ:
V=59 033,3 + 21 200 + 432 500 = 512 733,3 м3
Вывод: Принимая во внимание то, что вблизи исследуемого участка дороги находятся жилые и общественные здания, а содержание вредных веществ в атмосфере значительно превышает норму и практически отсутствует растительность, можно сделать вывод, что в районе исследуемого участка автомагистрали сложилась неблагоприятная экологическая обстановка, негативно воздействующая на человека.