Организация управления рыбоохраной в России

Непосредственное осуществление рыбоохранных мероприятий возложено на Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) − орган исполнительной власти Российской Федерации, созданный на основании Указа Президента РФ от 12.05.2008 № 724 путём преобразования ранее существовавшего Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству. Первоначально планировалось, что Росрыболовство будет находиться в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, однако уже 30 мая 2008 года Указом Президента РФ № 863 руководство Росрыболовством было поручено непосредственно Правительству РФ.

Росрыболовство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

─ по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесённых в Красную книгу Российской Федерации;

─ по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, а также Каспийского и Азовского морей до определения их правового статуса;

─ по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также рыбоводства (за исключением промышленного рыбоводства), рыбопереработки, обеспечения безопасности мореплавания и аварийно-спасательных работ в районах промысла, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских портах в части, касающейся обслуживания судов рыбопромыслового флота.

Подведомственными организациями Росрыболовства являются территориальные управления (ТУ), научно-исследовательские организации и учебные заведения (рисунок 1.3).

Организация управления рыбоохраной в России - student2.ru

Рисунок 1.3 – Структура подведомственных организаций Росрыболовства

В настоящее время функционирует двадцать территориальных управлений Росрыболовства:

· Амурское;

· Азово-Черноморское;

· Ангаро-Байкальское;

· Баренцево-Беломорское;

· Верхневолжское;

· Верхнеобское;

· Волго-Каспийское;

· Двинско-Печорское;

· Енисейское;

· Западно-Балтийское;

· Западно-Каспийское;

· Ленское;

· Московско-Окское;

· Нижнеобское;

· Охотское;

· Приморское;

· Сахалино-Курильское;

· Северо-Западное;

· Северо-Восточное;

· Средневолжское.

Территориальные управления представляют ежегодные отчёты, в которых содержится:

1. Характеристика экологического состояния водных объектов рыбохозяйственного значения, включающая:

− сведения о состоянии среды обитания водных биоресурсов;

− гидрологические данные водных объектов, влияющие на состояние водных биологических ресурсов;

− эпизоотическую обстановку в зоне деятельности ТУ;

− влияние сточных вод промышленных предприятий, сельского и коммунального хозяйства;

− нарушение правил хранения и применения пестицидов, агрохимикатов;

− госконтроль за лесопользователями в водоохранных зонах рыбохозяйственных водных объектов.

2. Пояснительная записка по надзору в сфере охраны среды обитания водных биологических ресурсов, содержащая:

− структуру подразделений территориального управления;

− контроль за соблюдением объектами надзора режима в рыбоохранных зонах водных объектов, водоохранных зонах и их прибрежных полосах;

− предупредительный надзор;

− массово-разъяснительную работу по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания;

− результаты расследования фактов загрязнения среды обитания, и гибели водных биоресурсов;

− контроль за работой водозаборных сооружений;

− контроль за выполнением компенсационных работ.

Азово-Черноморское ТУ ведёт свою деятельность в Карачаево-Черкесской Республике, Республике Адыгея, Краснодарском и Ставропольском краях, а также в Волгоградской, Воронежской, Липецкой, Ростовской и Саратовской областях. Территориальное управление организует и осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области рыболовства и сохранении водных биологических ресурсов (ВБР) и среды их обитания, за выполнением юридическими и физическими лицами обязательных требований природоохранного законодательства при комплексном использовании водных объектов рыбохозяйственного значения. В рыбохозяйственный фонд этой территории входят:

· Чёрное море, Керченский пролив, Азовское море и Таганрогский залив – общей площадью акваторией 119,5 тыс.км;

· более 8379 рек общей протяжённостью 48555 км;

· 21 водохранилище общей площадью 551,015 тыс.га;

· 7848 прудов и озёр общей площадью 88,16 тыс.га;

· более 146 лиманов, общей площадью 206,4 тыс. га.

В зону ответственности Азово-Черноморского ТУ входят Федеральные государственные учреждения «Аздонрыбвод», «Азчеррыбвод», «Нижневолжрыбвод».

Наблюдения за работой водозаборных сооружений в ФГУ «Аздонрыбвод» возложено на отдел мониторинга, сохранения водных биологических ресурсов и рыбохозяйственной мелиорации и осуществляется 10-ю отделами и 3-я филиалами ФГУ «Аздонрыбвод» (Ставропольским, Карачаево-Черкесским и Цимлянским).

Научные исследования в области охраны рыбных ресурсов осуществляют Федеральное государственное унитарное предприятие «Азовский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства» (ФГУП «АзНИИРХ»), Федеральное государственное унитарное предприятие «Каспийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства» (ФГУП «КаспНИРХ»),
Федеральное государственное учреждение «Межведомственная ихтиологическая комиссия» (ФГУ «МИК»), Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» (ФГУП «ВНИРО»), Федеральное государственное научное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт озёрного и речного рыбного хозяйства (ФГНУ «ГосНИОРХ»), ОАО «Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт экономики, информации и автоматизированных систем управления рыбного хозяйства» (ОАО «ВНИЭРХ») и другие.

1.5 Современное состояние рыбоохраны на
гидротехнических сооружениях

Использование водных ресурсов для забора и подачи воды потребителю является одной из сложных технических, экономических и экологических задач природопользования и предусматривает устройство специального комплекса сооружений. Устойчивой тенденцией конца прошлого и начала ХХI в. в России является снижение количества водозаборных сооружений, вызванное экономическим спадом в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Однако, несмотря на спад водопотребления, объём изъятия поверхностных водных ресурсов на различные нужды достаточно высок (75 км3 на начало ХХI в.), что оказывает значительное влияние на состояние экосистемы, в том числе ихтиофауны, водных объектов.

Данное обстоятельство требует разработки и использования широкого круга мероприятий по охране рыбных запасов, включая меры по защите рыб от попадания в водозаборные сооружения.

На начало 2010 года органами рыбоохраны на территории России взято на учёт около 6,3 тысяч (1992 г. − около 14,1 тыс., 1999 г. – около 9,0 тыс.) водозаборных сооружений различного назначения и производительности, осуществляющих забор воды из важных в рыбохозяйственном отношении водных источников. Динамику изменения количества учтённых водозаборов можно проследить на основе данных ФГУ «Нижневолжрыбвод» (таблица 1.2).

Таблица 1.2 – Количество учтённых водозаборов, находящихся в зоне

деятельности ФГУ «Нижневолжрыбвод»

2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Согласно приведенным показателям за период 2001−2009 гг. отмечалась устойчивая тенденция к снижению количества действующих водозаборных сооружений. Снижение общего количества действующих водозаборных сооружений в эти годы было связано, в основном, с прекращением поливной деятельности рядом сельхозпредприятий. Однако с 2007 года отмечается некоторое увеличение общего количества учтённых водозаборов, также в основном за счёт сельхозпроизводителей (крестьянско-фермерские хозяйства, арендаторы и др.).

Необходимость оборудования водозаборов надёжными, простыми и эффективными средствами рыбозащиты не вызывает сомнений. Между тем по данным на начало 2010 г. из 6281 учтённых водозаборов общей производительностью 9935,8 м3/с не имеют средств рыбозащиты − 361 (6 %) производительностью 4837,8 м3/с (49 %), оборудованы рыбозащитными устройствами (РЗУ), не отвечающими требованиям по защите рыб − 2630 (42 %) производительностью 1320,9 м3/с (13 %) и «специальными» РЗУ – 3290 (52 %) водозаборов производительностью 3776,4 м3/с (38 %) (рисунок 1.4).

Организация управления рыбоохраной в России - student2.ru Организация управления рыбоохраной в России - student2.ru

Рисунок 1.4 − Распределение водозаборных сооружений России
на начало 2010 г.

Распределение всех водозаборов и только водозаборов с РЗУ по назначению (отраслевой принадлежности) с указанием их суммарной производительности приведено на рисунках 1.5 и 1.6.

Организация управления рыбоохраной в России - student2.ru

Рисунок 1.5 – Распределение водозаборов, оборудованных РЗУ,
по назначению (в процентах) на начало 2010 г.

а
Организация управления рыбоохраной в России - student2.ru

б
Организация управления рыбоохраной в России - student2.ru

Организация управления рыбоохраной в России - student2.ru

Рисунок 1.6 − Сведения о водозаборных сооружениях по назначению
на начало 2010 г.

Показатели численности и производительности водозаборов, а также их оснащение рыбозащитными устройствами значительно изменяется по территориальным управлениям. Так, в Волго-Каспийском ТУ 1047 водозаборов и все они оборудованы РЗУ, в Верхневолжское ТУ – 342, из них 40 водозаборов без РЗУ, в Западно-Балтийском ТУ все 7 водозаборов оснащены РЗУ. На территории Азово-Черноморского ТУ, где расположены крупные оросительные системы, находятся 410 водозаборов, из которых 180 оснащены специальными РЗУ, 205 – примитивными РЗУ и 25 водозаборов без РЗУ. Сведения о водозаборах, находящихся в зоне ответственности отдельных территориальных управлений и ФГУ «Аздонрыбвод», приведены на рисунках 1.7 и 1.8.

Рыбоохранными организациями ежегодно проводится выборочное обследование водозаборов с проведением всего комплекса работ по оценке рыбозащитной эффективности и определению ущерба рыбному хозяйству. На рисунке 1.9 приведены сведения о результатах обследования отдельных водозаборов за последние годы в различных регионах страны с указанием количества, производительности, размеров ущерба от работы в натуральном и денежном выражении (в ценах 1998 г.).

Организация управления рыбоохраной в России - student2.ru

 
  Организация управления рыбоохраной в России - student2.ru

Рисунок 1.7 − Сведения о водозаборных сооружениях
ФГУ «Аздонрыбвод» на начало 2010 г.

Организация управления рыбоохраной в России - student2.ru

 
  Организация управления рыбоохраной в России - student2.ru

Рисунок 1.8 − Производительность водозаборов с РЗУ и без РЗУ в территориальных управлениях Организация управления рыбоохраной в России - student2.ru Организация управления рыбоохраной в России - student2.ru на начало 2009 г.

Организация управления рыбоохраной в России - student2.ru

1 – количество обследованных водозаборов, шт.; 2 – производительность
водозаборов, м3/с; 3 – ущерб в натуральном выражении, млн. шт. молоди;
4 – ущерб в денежном выражении, тыс. руб.

Рисунок 1.9 − Данные о размерах ущерба от работы обследованных

водозаборов

Как показывает накопленный опыт, решение проблем защиты рыб от попадания в водозаборные сооружения возможно только в тесной взаимосвязи биологических, технических и экономических исследований.

Наши рекомендации