Основы экологии (задания для самостоятельной работы к зачету)

Основы экологии (практическое занятие). Аутэкология

1. Перечислите как можно больше абиотических факторов, воздействующих на человека.

2. Какие условия необходимо создать в оранжереях для выращивания тропических растений на севере? Приведите как можно больше факторов, которые необходимо контролировать.

3. Комнатные растения по каким-то причинам остались без должного ухода. Можно ли компенсировать недостаток воды в почве снижением температуры воздуха в комнате? Каков механизм компенсации? Может ли снижение температуры компенсировать полное отсутствие воды?

4. Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений? Укажите как можно больше экологических факторов, трансформируемых вспашкой.

5. Почему предельно допустимые концентрации различных загрязняющих веществ должны быть ниже тех концентраций, которые начинают вредить здоровью человека?

6. Вредитель пищевых запасов – мучной клещик– может приносить колоссальный ущерб на зернохранилищах, приводя зерно в состояние полной непригодности для производства муки. Оптимальной для жизнедеятельности клещика является температура +20-22°С, а температура ниже+5-7°С и выше+45°С для него губительна. При влажности зерна 10-12% он погибает от повышенной сухости, а при влажности зерна70% и выше– из-за развития плесневых грибков. Оптимум влажности воздуха составляет 50-60%.

В координатном пространстве основных микроклиматических параметров (ось Х– влажность, ось Y –температура) изобразите двухмерную экологическую нишу клещика. Предложите безопасный способ защиты зерна от этих вредителей пищевых запасов без использования пестицидов.

7. Внимательно рассмотрите график зависимости выживаемости куколок яблоневой плодожорки от двух факторов – температуры и влажности и ответьте на вопросы:

1. Какой из факторов для выживаемости куколок яблоневой плодожорки является лимитирующим при их сочетаниях, соответствующих точкам 1, 2 и 3?

2. Какой диапазон температуры и влажности являются для вида оптимальными?

3. Охарактеризуйте пределы выносливости вида по температуре и влажности.

Основы экологии (задания для самостоятельной работы к зачету) - student2.ru

Основы экологии (задания для самостоятельной работы к зачету)

Часть 1. Опишите содержание перечисленных ниже закономерностей, сферу действия, примеры, практическое значение:

а) Закон толерантности Шелфорда.

б) Правило Аллена.

в) Принцип экологической индивидуальности Раменского – Глизона.

Часть 2. Выберите правильные ответы, обоснуйте выбор правильного ответа и отклонение неправильных вариантов.

1. Повышение температуры воды в водоёмах вследствие теплового загрязнения способствует:

а) потере водой растворённого кислорода;

б) поглощению азота из атмосферного воздуха;

в) усиленному размножению криофильных организмов;

г) замыканию биологического круговорота.

2. В местах, где постоянно дуют сильные ветры, обычно беден видовой состав:

а) растений-анемохоров; б) донных моллюсков;

в) почвенных червей; г) мелких летающих насекомых.

3. Распространенность фотосинтезирующих растений не выше, чем до 6200 м над уровнем моря, ограничивается:

а) озоновым слоем; б) высокими температурами;

в) высоким содержанием азота; г) отсутствием жидкой воды.

4. Зоохория является:

а) биотическим фактором; б) абиотическим фактором;

в) антропогенным фактором; г) верный ответ отсутствует.

5. Виды с узким диапазоном экологической валентности по отношению к факторам среды называются:

а) гидробионтами; б) стенобионтами;

в) эврибионтами; г) атмобионтами.

6. К проявлениям действия абиотических факторов среды относят расселение:

а) лопуха большого; в) одуванчика лекарственного;

б) рябины обыкновенной; г) дуба черешчатого.

7. К морфологическим способам поддержания нормального водного баланса относят:

а) смену местообитаний; б) выделение сухого кала;

в) ороговение покровов; г) погружение в анабиоз.

8. К физиологическим приспособлениям регуляции температуры тела относят:

а) потоотделение; б) изменение размеров тела;

в) развитие волосяных покровов; г) густое оперение.

9. Озерная лягушка – одна из распространенных амфибий нашей страны. Во времена «борьбы с природой» это животное считали вредным по той причине, что:

а) кожные покровы (как и у всех бесхвостых амфибий) выделяют секрет фринолизин, вызывающий у человека кожные заболевания;

б) поедание ядовитой лягушки вызывает гибель промысловых рыб и птиц;

в) личинки (головастики) конкурируют из-за пищи с мальками рыб;

г) личинки (головастики) подрывают кормовую базу промысловых птиц.

10. Переход от собирательства к оседлому образу жизни получил название:

а) «промышленная революция»; б) «неолитическая революция»;

в) «зеленая революция»; г) «научно-техническая революция».

11. Российская государственная нефтяная компания ОАО «Транснефть» планирует построить крупнейший в мире нефтепровод (4188 км) для транспортировки нефти из месторождений Западной и Центральной Сибири к берегам Японского моря (см. карту). Однако наибольшая потенциальная экологическая опасность проекта «Восточная Сибирь – Тихий Океан» обусловлена тем, что:

а) строительство трубопровода создаст серьезные проблемы в густонаселенных районах на участке «Тайшет – Сковородино»;

б) маршрут нефтепровода проходит в непосредственной близости от озера Байкал;

в) из-за случайных разливов нефти могут быть загрязнены протяженные полосы морского побережья;

г) из-за случайных разливов нефти могут быть загрязнены приграничные с Китаем территории, что может привести к трансграничному переносу загрязняющих веществ и привести к напряженности политических отношений с Китаем.

Маршрут строительства нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан»

Часть 3. Дайте краткий или развернутый ответ на вопросы:

1. Почему у деревьев, которые растут в городах возле уличных фонарей, часто задерживается подготовка к зиме, и из-за этого бывают обморожения?

2. Почему у песца ноги короче, а ушные раковины меньше, чем у рыжей лисицы?

3. Почему массовое «цветение» воды часто сопровождается замором рыбы?

4. Где обитают стенооксибионты? а) в водоемах, богатых кислородом, б) в водоемах с низким содержанием кислорода в воде, в) в водоемах, в которых наблюдаются значительные колебания содержания кислорода в воде.

5. Составьте схему трофической сети, включающую пастбищную, детритную трофическую цепь, трофическую цепь паразитизма, петлю обратной связи. Рассмотрите возможные варианты изменений при исчезновении популяции одного из консументов первого порядка.

6. Какие экологические проблемы являются, на Ваш взгляд, самыми острыми:

а) для мира

б) для России

в) для Калужской области (Вашего региона)

г) лично для Вас.

7. В публикациях о физкультуре и спорте (печатные средства массовой информации, Интернет) найдите экологические термины (включая слово «экология»). Оцените, правильно или неправильно (неточно) применяются данные термины. На все цитируемые публикации нужно дать ссылки (Автор, Название, URL, дата публикации или дата обращения).

Литература по курсу «Основы экологии»

Дажо Р. Основы экологии / Пер. с фр. В. И. Назарова ; Ред. В. В. Алпатова. – Москва : Прогресс, 1975 . – 415 с.

Дедю И.И. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев, 1990. http://www.cnshb.ru/AKDiL/0039/default.shtm

Общая экология. http://ggf.bsu.edu.ru/ElBook/Ekologia/start.htm

Одум Ю. Основы экологии. М.: Мир, 1975

Розенберг Г.С., Мозговой Д.П., Гелашвили Д.Б. Экология. Элементы теоретических конструкций современной экологии (Учебное пособие). - Самара: Самарский научный центр РАН, 2000. - 396 с.

Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990- 637 с.

http://www.ecosystema.ru/

Фундаментальная электронная библиотека «Флора и фауна». http://ashipunov.info/shipunov/school/sch-ru.htm (много сканированных книг)

Наши рекомендации