Комбинированные перевозки грузов за рубежом
Одним из видов совершенствования перевозок являются комбинированные перевозки. Так в странах с развитой экономикой комбинированная перевозка считается эффективным видом перевозок, основанным на современных достижениях науки и техники.
В Европейских странах при средней дальности грузовых перевозок 450-500 километров на долю автомобильного транспорта приходится 62 % объема перевозок, на долю железнодорожного транспорта - 31 %, остальное речной и трубопроводный транспорт. За последние несколько лет автомобильные перевозки грузов увеличились почти вдвое. Автодороги США и Европы уже не справляются с потоком автотранспорта, особенно грузового. Это вынуждает власти вводить различные ограничения (технические, экологические) на автоперевозчиков.
При комбинированных железнодорожно-автомобильных перевозках в основном используются контейнеры. Например, в Европе на их долю приходится примерно 80 % объема всех смешанных перевозок. Помимо контейнерных перевозок, которые становятся все более распространенными, в США и Западной Европе осуществляются и контрейлерные перевозки. Это вид перевозки, при котором грузовой автомобильный подвижной состав загружается на специальный железнодорожный подвижной состав и перемещается по железным дорогам. Это наиболее успешный пример взаимодействия двух видов транспорта при перевозке грузов.
Для грузовладельца контрейлерные перевозки обеспечивают высокий уровень безопасности перевозки и сохранности грузов, снижение сроков доставки. Средняя скорость контрейлерных поездов, а они движутся по ускоренным маршрутам, превышает среднюю скорость движения по загруженным автострадам. Для автоперевозчиков контрейлерные перевозки являются эффективным субподрядом с высоким уровнем регулярности, обеспечивающим доступ к обширной транспортной сети железных дорог. При этом, снижаются издержки автоперевозчиков, и, как следствие, уменьшается стоимость доставки груза «от двери до двери». В США и Западной Европе экономически доказано, что контрейлерные перевозки являются более эффективными, чем автоперевозки, особенно на дальние расстояния. Контрейлерные перевозки, как один из видов комбинированных перевозок, способствуют охране окружающей среды за счет снижения вредных выбросов в атмосферу, так как железнодорожный транспорт является экологически более чистым по сравнению с автомобильным, хотя на автомобильном транспорте в условиях ужесточения экологических норм проводится техническое совершенствование подвижного состава. Другой важный экономический аспект эффективности контрейлерных перевозок на общегосударственном уровне это разгрузка автомагистралей, по которым перевозится основная масса грузов большегрузными автомобилями.
Во Франции комбинированные перевозки являются одним из составных элементов транспортной политики, обеспечивающим лучшую взаимосвязь между различными видами транспорта. Цель такой политики заключается также в сокращении "узких" мест на основных автомобильных магистралях, вызываемых увеличением интенсивности движения, снижении числа дорожно-транспортных происшествий и вредного влияния автомобильного транспорта на окружающую среду.
В Германии широкий ассортимент транспортных услуг, обеспечивающих ускоренные доставки грузов, предоставляется специализированной фирмой комбинированных перевозок "KOMBIVERKEHR".
Перспективы развития технологий грузовых железнодорожных перевозок в США можно проследить путем анализа инвестиций крупнейших железнодорожных компаний страны.
Одно из важнейших направлений деятельности американской железнодорожной компании "Santa Fe" — это развитие комбинированных перевозок, дающих примерно 40 % годовых дохода. Основные перевозки этой компании концентрируются в нескольких головных транспортных коридорах с использованием поездов с двухъярусной погрузкой контейнеров и технологией доставки полуприцепов по известной системе "piggiback". В ближайшие годы намечено существенно увеличить долю контейнерных перевозок с доведением ее до 65-70 %.
В европейских промышленно развитых странах контрейлерные перевозки начинают развиваться с конца 60-х годов. Осуществляется контрейлерная перевозка исключительно через посредника между автотранспортным перевозчиком и железнодорожной компанией, которым является предпринимательская организация.
Правовая ответственность и диапазон деятельности таких компаний различны. Однако для всех характерно то, что их деятельность, как правило, состоит из получения услуг, предоставляемых на оптовой основе железнодорожным транспортом в целях их дальнейшего предоставления на розничной основе своим клиентам.
Структура тарифов, используемая контрейлерными компаниями для установления цен на свои услуги, в целом определяется системой, применяемой железной дорогой, предоставляющей контрейлерной компании свои услуги. Цена транспортировки включает в себя погрузо-разгрузочные работы, в том числе и в тех случаях, когда для таких работ используется подвижной кран, принадлежащий железной дороге.
На основе анализа современного состояния развития комбинированных перевозок за рубежом представляется возможным сделать следующие выводы.
Основным направлением совершенствования транспортных систем европейских стран и США в современных условиях является внедрение прогрессивных способов транспортировки грузов, основанных на комбинировании различных видов транспорта при построении логистических транспортных цепей по системе "от двери до двери". При этом учитываются не только экономические, но и экологические, социальные и даже политические аспекты.
Одной из главных причин бурного развития комбинированных перевозок за рубежом является необходимость защиты окружающей среды.
Немало внимания уделяется также и социальным вопросам, связанным с увеличением объемов трансконтинентальных перевозок грузов автомобильным транспортом. Это привело к загруженности магистралей, ухудшению условий проживания людей в районах прохождения основных маршрутов автомобильных перевозок. Основной решение данной проблемы в Европе видят в переводе грузопотоков с автодорог на железные дороги.
Опыт зарубежных стран показывает, что развитие комбинированных перевозок, и особенно таких видов как контрейлерные, требует значительных капитальных вложений в технические средства и организацию технологический процессов перевозки. Следовательно, при развитии систем комбинированных перевозок на первый план выходит государственная поддержка. Эффективность функционирования данных систем обеспечивается в первую очередь на уровне государства в целом.