Принцип работы карбюраторов vm26 и tm-mjn22/24/26
Сентября 2012 - Enot-Palaskun
Настройка карбюраторов на примере Mikuni VM26 и Yoshimura Mikuni TM-MJN 22/24/26
Карбюратор на моторе - одна из важнейших деталей. От него и его правильной настройки напрямую зависит поведение мотора. Карбюратор готовит смесь из воздуха, который он берет из окружающей среды и бензина, протекающего из бензобака. Если карбюратор неправильно настроен, и двигатель выходит из строя, проблемы вызваны либо слишком бедной, либо слишком богатой воздушно-топливной смесью.
Воздушно-топливная смесь представляет собой соотношение топлива и воздуха. Увеличивая количество воздуха, мы снижаем долю топлива, воздушно-топливная смесь становится бедной. Уменьшая количества воздуха, мы повышаем долю топлива, воздушно-топливная смесь становится богаче. Для правильной работы двигателя необходимо установить оптимальное для него соотношение воздуха и топлива, правильно настроив карбюратор.
На настройку влияют следующие факторы: плотность воздуха, изменения температуры и влажности, давления (высоты над уровнем моря). В следующей таблице представлено поведение воздушно-топливной смеси в зависимости от изменения погоды вокруг:
Погода | Плотность воздуха | Воздушно-топливная смесь | Установка карбюратора | |
Температура | Высокая | Низкая | Богатая | Бедная |
Низкая | Высокая | Бедная | Богатая | |
Влажность | Высокая | Низкая | Богатая | Бедная |
Низкая | Высокая | Бедная | Богатая | |
Атмосферное давление | Высокое | Высокая | Бедная | Богатая |
Низкое | Низкая | Богатая | Бедная |
Симптомы богатой смеси:
· Мотор не набирает максимальные обороты.
· Двигатель издает тяжелые звуки, похожие на взрывы и стуки.
· Симптомы ухудшаются, если вы используете пусковой обогатитель.
· Симптомы ухудшаются, когда двигатель прогреется.
· Двигатель работает лучше, если снят воздушный фильтр.
· Свеча грязная черная.
· Мопед медленно едет, мощности не хватает.
Симптомы бедной смеси:
· Мощности очень мало, но есть рост оборотов при открытии заслонки, есть запах вяленого мяса на малой скорости движения.
· Мопед плохо разгоняется.
· Мотор перегревается.
· Чихание (воздушно-топливная смесь выдувается обратно) из карбюратора.
· Происходят обратные выстрелы в карбюраторе.
· Свеча зажигания имеет белый цвет.
· Симптомы лучше, когда двигатель теплый.
Принцип работы карбюраторов VM26 и TM-MJN22/24/26
Основная задача карбюратора состоит в регулировке скорости вращения мотора. Регулируется эта скорость при помощи открытия и закрытия основного воздушного канала дроссельной заслонкой. На разных карбюраторах основные каналы бывают различных форм, заслонки плоские, круглые, мембранные и др. На VM26 и TM-MJN24 круглые каналы. Заслонка на VM26 круглая, а на TM-MJN24 плоская. Кроме дроссельной заслонки эти карбюраторы, как и большинство других, оснащены вспомогательной системой питания для малых скоростей, которая в свою очередь включает в себя отдельный воздушный канал, свой собственный вспомогательный жиклер (Pilot Jet - PJ) и воздушный винт (Air Screw - AS), который открывает или перекрывает этот канал в зависимости от настройки карбюратора. Эта система служит для стабильной работы мотора при открытии заслонки от 0 до 9/16. Принцип работы воздушного винта видно на рисунке 1.
Рис.1 Работа воздушного винта (AS)
В дроссельной заслонке устанавливается игла, регулирующая количество бензина, подающегося в основной канал для смеси его с воздухом. Игла влияет на качественный состав смеси в диапазоне открытия дроссельной заслонки от 1/8 до полностью открытой. Карбюраторы типа VM имеют обычную иглу с пятью пазами для регулировки (рис.2).
Рис.2 Игла
Карбюраторы типа MJN (Multiple Jet Needle) имеют вместо иглы - трубку (MJN) с множеством точных отверстий, через которые бензин разбрызгивается равномерно по всей площади сечения основного канала карбюратора. Это позволяет готовить смесь более качественно на всем диапазоне открытия дроссельной заслонки. Эта трубка так же имеет 5 позиций для регулировки. Различие иглы и трубки видно на рисунке 3:
Рис.3 Различия иглы и трубки
При полностью открытой дроссельной заслонке на состав смеси наибольшее влияние оказывает главный жиклер (main Jet - MJ).
Влияние всех систем карбюратора на качественный состав смеси в зависимости от степени открытия дроссельной заслонки на TM-MJN24 видно на рисунке 4. Эта зависимость справедлива и для карбюраторов VM26.
Рис.4 Влияние разных систем карбюратора TM-MJN24 на качество смеси