Основные источники шумового загрязнения окружающей среды

Шумовое (акустическое) загрязнение — раздражающий шум антропогенного происхождения, нарушающий жизнедеятельность живых организмов и человека. Раздражающие шумы существуют и в природе (абиотические и биотические), однако считать загрязнением их неверно, поскольку живые организмы адаптировались к ним в процессе эволюции.

Главным источником шумового загрязнения являются транспортные средства — автомобили, железнодорожные поезда и самолёты.

В городах уровень шумового загрязнения в жилых районах может быть сильно увеличен за счёт неправильного городского планирования (например, расположение аэропорта в черте города).

Помимо транспорта (60÷80 % шумового загрязнения) другими важными источниками шумового загрязнения в городах являются промышленные предприятия, строительные и ремонтные работы, автомобильная сигнализация, собачий лай, шумные люди и т. д. Источником шума является бытовая и офисная техника.

Шумовое загрязнение быстро вызывает нарушение естественного баланса в экосистемах. Шумовое загрязнение может приводить к нарушению ориентирования в пространстве, общения, поиска пищи и т. д. В связи с этим некоторые животные начинают издавать более громкие звуки, из-за чего они сами будут становиться в роли вторичных звуковых загрязнителей, ещё сильнее нарушая равновесие в экосистеме.

Одними из самых известных случаев ущерба, наносимых шумовым загрязнением природе, являются многочисленные случаи, когда дельфины и киты выбрасывались на берег, теряя ориентацию из-за громких звуков военных гидролокаторов (сонаров).

При длительном воздействии интенсивных шумов происходит расстройство нервной и эндокринной систем, сосудистого тонуса, желудочно-кишечного тракта, развивается тугоухость, нарушается функция вестибулярного аппарата.

Мероприятия по защите окружающей среды от шумового загрязнения.

Всемирная организация здравоохранения, учитывая глобальный характер шумового загрязнения окружающей среды, разработала долгосрочную программу по снижению шума в городах и населенных пунктах мира. В России защита от шумового воздействия регламентируется Законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002) (ст. 55), а также постановлениями правительства о мерах по снижению шума на промышленных предприятиях, в городах и других населенных пунктах. Защита от шумового воздействия — очень сложная проблема и для ее решения необходим комплекс мер: законодательных, технико-технологических, градостроительных, архитектурно - планировочных, организационных и др. Для защиты населения от вредного влияния шума нормативно - законодательными актами регламентируется его интенсивность, время действия и другие параметры. Госстандартом установлены единые санитарно-гигиенические нормы и правила по ограничению шума на предприятиях, в городах и других населенных пунктах. В основу норм положены такие уровни шумового воздействия, действие которых в течение длительного времени не вызывает неблагоприятных изменений в организме человека, а именно: 40 дБ днем и 30 — ночью. Допустимые уровни транспортного шума установлены в пределах 84— 92 дБ и со временем будут снижаться.

Технико-технологические меры сводятся к шумозащите, под которой понимают комплексные технические меры по снижению шума на производстве (установка звукоизолирующих кожухов станков, звукопоглощение и др.), на транспорте (глушители выбросов, замена колодочных тормозов на дисковые, шумопоглощающий асфальт и др.).

На градостроительном уровне защита от шумового воздействия может быть достигнута следующими мероприятиями:

— зонированием с выносом источников шумов за пределы застройки;

— организацией транспортной сети, исключающей прохождение шумных магистралей через районы жилой застройки;

— удалением источников шума и устройством защитных зон вокруг и вдоль источников шумового воздействия и организация зеленых насаждений;

— прокладкой магистралей в туннелях, устройством шумозащитных насыпей и других поглощающих шум препятствий на путях распространения шума (экраны, выемки);

Определенный вклад в защиту среды от шумового воздействия вносит запрещение звуковых сигналов автотранспорта, авиаполетов над городом, ограничение (или запрещение) взлетов и посадок самолетов в ночное время и другие организационные меры.

Однако указанные меры вряд ли дадут должный экологический эффект, если не будет понято главное: защита от шумового воздействия — проблема не только техническая, но и социальная.

Классификация промышленных выбросов.

Ввиду многообразия спектров защиты атмосферы, единой, тем более официальной классификации летучих промышленных выбросов не существует .

С точки зрения роли и значимости выбросов в процессе очистки принята следующая классификация, выбросы можно разделить на 2 типа:

Парогазовые

Смесь паров или газов не несущая в себе твердых или жидких взвешенных частиц. Эту группу разделяют на 2 подгруппы.

1а) Выбросы не подлежащие очистке, либо по причине их безвредности, либо из соображения экономической целесообразности рассеивание через трубы, либо из за полного отсутствия технической возможности очистки в данный период времени, последнее может быть допустимо только временно.

1б)Выбросы подлежащие очистке. Газообразные, парообразные вещества содержащиеся в промышленных газовых выхлопах гораздо более многочисленно по сравнению с аэрозолями, к ней относятся кислоты, галогены и галоген-производные, газообразные оксиды, альдегиды, кетоны, спирты, углеводороды, амины, нитросоединения, пары металла, перидины, меркоптаны и многие другие компоненты газообразных промышленных выбросов.

Аэрозольные

Смесь газов или паров несущие твердые или жидкие взвешенные частицы, к ним относятся дым, туманы, пыль или смоги. В этой группе можно выделить следующие подгруппы.

2а)Аэрозоли в которых дисперсная фаза подлежит улавливанию, а парогазовая т.е. дисперсная относится к подгруппе 1а и при этом не оказывает влияния на работу газоочистной установки, т.е. является нейтральной в процессе очистки.

2б) Аэрозоли в которых дисперсная фаза подлежит улавливанию, а парогазовая относясь к подгруппе 1а, оказывает в тоже время влияние на ход очистки. Например ничтожное содержание диоксида серы в газе, не требует его улавливания, но внутри тракта газоочистки может образовываться кислый конденсат вызывающий коррозию.

2в) Аэрозоли в которых дисперсная фаза подлежит улавливанию, а парогазовая относится к подгруппе 1б. В этом случае требуется либо комбинированная очистка в одном аппарате, либо комбинация последовательно расположенных аппаратов для селективного улавливания дисперсной фазы и вредных примесей дисперсионной среды.

2г)Аэрозоли у которых дисперсионная среда относится к подгруппе 1б, а дисперсная фаза улавливанию не подлежит, например из за низкой концентрации, и в тоже время не оказывает влияния на процесс очистки.

2д)Аэрозоли у которых дисперсионная среда относится к подгруппе 1б, а дисперсная фаза улавливанию не подлежит, однако может оказывать влияние не процесс очистки, например постепенно загрязняя жидкий или твердый сорбент, поглотитель.

2е)Аэрозоли у которых дисперсионная среда относится к подгруппе 1а, а дисперсионная фаза к 2д или 2г. Такой аэрозоль не нуждается в очистке.

Наши рекомендации