Вопрос 39. Платежи за природопользование.
В соответствии с экологическим законодательством на платной основе осуществляется специальное природопользование. Закон устанавливает такие формы платы, как налоги, сборы (пошлины), арендная плата. Следует отметить, что данный перечень не является исчерпывающим и плата может взиматься в форме других обязательных платежей.
Правовую основу экологического налогообложения составляет За-кон Республики Беларусь «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)». В соответствии со ст. 1 указанного закона и ст. 13 Налогового кодекса Республики Беларусь плательщиками экологического налога являются:
- юридические лица Республики Беларусь;
- иностранные юридические лица и международные организации;
- простые товарищества (участники договора о совместной деятельности);
- хозяйственные группы;
- индивидуальные предприниматели.
Следует отметить, что не включены в круг субъектов экологического налогообложения организации, финансируемые из бюджета (бюджетные организации), и индивидуальные предприниматели – плательщики единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
В соответствии со ст. 2 Закона «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)» к объектам экологического налогообложения относятся объемы:
- используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов;
- выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ;
- переработанных нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;
- перемещаемых по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов;
- отходов производства, размещенных на объектах хранения отходов и (или) объектах захоронения отходов;
- размещенных товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных под этот режим;
- производимой и (или) импортируемой пластмассовой стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, также объемы импортированных товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона.
Экологический налог состоит из платежей за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов, размещение отходов производства, за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных лимитов и платежей сверх утвержденных лимитов. В соответствии со ст. 27 Закона «Об охране окружающей среды» лимиты на природопользование представляют собой установленные природопользователям на определенный период времени объемы предельного использования (изъятия, добычи) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов производства и иных видов вредного воздействия на окружающую среду.
Ставки налога за использование природных ресурсов, за исключением платежей за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти, устанавливаются Президентом Республики Беларусь. В соответствии со ст. 3 Закона «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)» ставка налога за переработку организациями, осуществляющими переработку нефти, одной тонны нефти или нефтепродуктов установлена в размере 3300 белорусских рублей.
Следует отметить, что за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов производства сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов, если их установление предусматривается законодательством, налог взимается в 15-кратном размере установленной ставки налога. За превышение установленных лимитов (объемов) использования (изъятия, добычи) природных ресурсов либо использование (изъятие, добычу) природных ресурсов без установленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь лимитов (объемов) налог взимается в 10-кратном размере установленной ставки налога.
Как отмечалось выше, плата за природопользование может взиматься в форме сборов. В целях защиты жизни и здоровья человека и окружающей среды от неблагоприятных последствий, вызываемых разрушением озонового слоя, а также создания экономических основ для его ох-раны при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, взимается республиканский сбор за предоставление права ввоза этих веществ. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 апреля 2006 г. № 261 «Об установлении республиканского сбора при ввозе озоноразрушающих веществ» данный сбор не взимается при ввозе на территорию Республики Беларусь продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, являющейся неотъемлемой частью оборудования транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажиров или грузов, а также при транзитной перевозке озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, через территорию Республики Беларусь. Сбор зачисляется в республиканский фонд охраны природы.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной пошлине» в области природопользования и охраны окружающей среды плата в форме государственной пошлины взимается за предоставление права на охоту. Уплата пошлины за предоставление права на охоту производится при выдаче и замене удостоверения на право охоты.
В соответствии со ст. 577 ГК по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Особенности арендной платы за использование природных ресурсов на условиях аренды определены в специальном законодательстве. Так, согласно ст.93 ЛК плата за участки лесного фонда, переданные в аренду для осуществления лесных пользований, взимается в размере, определяемом договором и не может быть ниже действующих такс (минимальной платы) за соответствующий вид лесопользования. Арендатор имеет право на уменьшение размера арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, существенно ухудшились условия лесопользования, предусмотренные договором.
К иным платежам за природопользование, предусмотренным законодательством, можно отнести платежи за лесные пользования, предусмотренные ст. 93 ЛК. Особенностью в данном случае является способ определения платы – специально установленные таксы.