Стратегии в области качества
Раздел 5. Создание системы менеджмента качества (СМК)
Этапы развития менеджмента качества
С начала ХХ века стало складываться так называемое общество потребления, главной фигурой которого стал потребитель. Его требования (социально безопасные) защищаются государством и обществом.
Этапы развития менеджмента качества можно представить в виде диаграммы — «башни качества» (рис. 6)
Рис. 6. Этапы развития менеджмента качества
где: З1 - затраты на обнаружение дефектов; З2 - затраты на исправление дефектов; З3 - затраты на предотвращение дефектов; П1, П2, П3 - компоненты дополнительного дохода, получаемого более прогрессивным предприятием по сравнению с менее прогрессивными.
Создание «башни качества» происходило под давлением обстоятельств — менеджменту было необходимо найти баланс между противоречивыми внутренними и внешними целями предприятия. Поэтому нужно было «уравновесить»:
• обеспечение качества выпускаемой продукции и, соответственно, укрепление положения производителя на рынке (внешняя цель, может приводить к увеличению затрат);
• повышение эффективности производства, т. е. увеличение прибыли компании (внутренняя цель, достигается при снижении затрат).
Это противоречие на каждой стадии развития производства, рынка и общества имело свою специфику и по-разному разрешалось. Найти баланс интересов – значило найти такой способ организации процесса, при котором идея вкладывания денег в предотвращение дефектов и несоответствий реализовывалась бы наиболее рациональным на данный момент образом.
Стратегии в области качества
При разработке стратегии в области качества нужно ориентироваться на следующие положения:
• покупатель ориентируется не на «реальное качество» продукции, а на «воспринимаемое качество» — свое представление о качестве продукта, не подкрепленное результатами тестов, проверок и т.д.;
• поэтому нужно обеспечить высокое «реальное качество» и «воспринимаемое качество;
• «воспринимаемое качество» можно создать в рамках продуманной рекламной кампании; «воспринимаемое качество» определяет то, что маркетологи называют «силой бренда»;
• «реальное качество» потребитель почувствует только после покупки, когда начнет использовать продукцию;
• если «воспринимаемое качество» оказалось выше «реального качества» — наступает конец иллюзии.
В общем случае задача обеспечения качества всегда включает три частные задачи, соотношение приоритетов которых определяется концепцией обеспечения качества:
• задача планирования качества - при решении этой задачи в проект изделия закладываются требования к качеству изделия;
• задача обеспечения качества при производстве продукта - при решении этой задачи проектные требования к качеству изделия воплощаются в параметры изделия;
• задача подтверждения качеств - при решении этой задачи определяется соответствие плановых и фактических показателей качества изделия.
Результат решения этих задач, т.е. проектное и фактическое соотношение стоимости и ценности продукта, определяется методами решения этих задач, а эти методы, в свою очередь, определяются общей концепцией обеспечения качества.
При создании концепции современного производства в начале XX в. (У.Ф. Тейлор и Г. Форд) основой общей концепции обеспечения качества являлось недопущение негодной продукции к потребителю, (контроль качества, нижний «этаж» «башни качества» на рис.1), т.е. приоритетной считалась задача подтверждения качества.
Основными методами решения задачи планирования качества были унификация, стандартизация и взаимозаменяемость изделий и их компонентов. Это позволило существенно улучшить соотношение между ценностью и стоимостью продукции для производителя начала XX в. по сравнению с фабричным производством XIX в.
Рис. 7. Изменение соотношения ценности и стоимости
при развитии менеджмента качества
Переломным стал переход в конце 60-х годов к концепции планирования качества (4-й этаж «башни качества» на рис. 7). В качестве приоритетной стала рассматриваться задача планирования качества, а цель повышения степени удовлетворенности потребителей была поставлена «во главу угла» не только решения всех задач обеспечения качества, но и общей стратегии предприятия. Были созданы новые методы планирования качества и существенно пересмотрены подходы к унификации, стандартизации и взаимозаменяемости изделий и их компонентов. При этом существенно улучшился показатель соотношения ценности и стоимости для потребителя при некотором улучшении этого же показателя для производителя.
Методы планирования качества стали в 80-е годы широко распространяться в промышленности развитых стран мира. В силу этого изменился характер зависимости между ценностью продукции для потребителя и ее стоимостью для изготовителя. Если на 1-ми 2-м этапе развития методов обеспечения качества повышение качества продукции сопровождалось экспоненциальным ростом стоимости продукции для производителя, то методы менеджмента качества в сочетании с методами планирования качества обеспечили иной ход зависимости: в достаточно широком диапазоне качества его повышение сопровождается уменьшением стоимости продукции для производителя.
Это стало возможно, потому что, организуя производство новой продукции производитель за счет улучшения процессов снижает затраты по сравнению с предыдущим продуктом. Современный потребитель получает все большую ценность по все более низким ценам.
Точка, в которой эта тенденция переходит в тенденцию экспоненциального роста стоимости, может быть названа «точкой конкурентоспособности» продукции, поскольку в ней соотношение ценности для потребителя и стоимости для производителя — наилучшее. С развитием методов обеспечения качества «точка конкурентоспособности» сдвигается в сторону все более высокого значения указанного соотношения (рис.8 ).
Рис. 8. Изменение зависимости между качеством и стоимостью изделия
На этапе экологического менеджмента качества (5-й этаж «башни качества») в требуемые потребительские свойства продукции вошли требования к ее экологической безопасности, что привело и к сокращению доли дополнительных затрат, которые были связаны с расходами на утилизацию и компенсацию экологического ущерба от применения продукции. Это еще в большей степени увеличило соотношение между ценностью и стоимостью продукции.