Политика в области качества: общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством

Это официальный, открыто публикуемый документ, подписанный высшим руководителем организации. Политика в области качества должна быть измеримой, содержать количественные показатели (цель всего – удовлетворенность потребителя). Политика подписывается и датируется руководителем раз в год (обычно).

Удовлетворенность потребителей: Восприятие потребителями степени выполнения их требований.

2. Руководство по качеству.

Руководство по качеству: Документ, определяющий систему менеджмента качества организации.

Примечание - Руководства по качеству могут различаться по форме и детальности изложения, исходя из соответствия размеру и сложности организации.

В нем описывается, как в организации выполняются требования ИСО. Это достаточно большой документ (порядка 80 страниц), носящий закрытый характер. Может передаваться заинтересованным сторонам только с разрешения руководства. Методика создания руководства по качеству приведена в ГОСТ Р ИСО 10013. По сути – это путеводитель по СМК, где в том числе есть все ссылки на действующие СТП.

3. Методики системы качества общего применения по видам деятельности и подразделениям.

Стандарт требует ведения шести обязательных документированных процедур. Это:

1) управление документацией;

2) управление записями;

3) управление несоответствующей продукцией;

4) внутренние аудиты;

5) предупреждающие мероприятия;

6) корректирующие мероприятия.

Процедуры СМК:

- определяют масштаб и цели действий;

- поддерживают политику, проводимую руководством в области качества;

- охватывают все эффективные действия, направленные на удовлетворение нужд потребителей.

Процедура системы качества должна включать - что должно осуществляться; - почему осуществляется; - где будет проводиться контроль; - кто будет отвечать за проведение контроля; - как проводится контроль; - когда и с какой периодичностью проводится контроль.

4. Инструкции и рабочие процедуры по направлениям деятельности и подразделениям.

Рабочие, должностные, технологические инструкции (и выписки); положения о подразделениях.

Рабочие инструкции содержат краткое и простое изложение того, что необходимо делать. Поддерживают главные процедуры. Должны находиться там, где их отсутствие отрицательно влияет на качество.

Как создаются рабочие инструкции - определяются специфические цели; - определяются необходимые требования, которые нужны для получения желаемого результата; - на языке, доступном для пользователя; - избегать применения прилагательных и местоимений; - определяются соответствующие ресурсы и места проведения; - поддерживаются наглядными пособиями (фото, схемы и др.).

5. Стандартные формы документации, журналы, протоколы качества, акты и др. (первичная документация).

Формы должны приводиться в типовых технологических документах. Все графы документов должны заполняться (если их объективно невозможно заполнить в условиях организации, то такие графы вообще не нужно вводить в формы). Записи ведутся только чернилами. Исправления допускаются в санкционированном виде.

Записи должны сохраняться в определенный период, определяемый в самой организации (пока оспоримы вопросы качества).

6. Законы РФ, РБ, ГОСТы,…и др.

Подходы к построению и внедрению СМК

Подход «от стандарта».

Классификация процессов СМК на основе структуры стандарта. Простой и однозначный подход. Недостаток: сложно реализовать все пункты для всех предприятий. Подход незаменим при создании формальной СМК (но не бесполезной в случае грамотного построения системы сбора данных о качестве процессов). Эффективность подхода тем выше, чем больше соответствие между оргструктурой и сетью процессов СМК.

Подход «от организации».

Построение сети процессов СМК привязано к жизненному циклу продукции (ЖЦП). Процессы СМК выделяются исходя из этапов ЖЦП.

В стандарте набор требований, а не процессов. Процессы определяются фактически, то есть каждый процесс СМК – это последовательность реально уже совершаемых операций. Формализованное описание процессов СМК привязано к фактическому. Оно не является самостоятельной задачей и не составляет большого труда.

Достоинство: совпадение процессов СМК с реальными процессами.

Недостаток: трудность переноса требований стандарта в реальные действия и трудность демонстрации выполнения требований стандарта заинтересованным сторонам.

Результативность: Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

Эффективность: Связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

Наши рекомендации