Истемы экологического мониторинга
Мониторинг является многоуровневой системой, поэтому по характеру обобщения информации экологический мониторинг окружающей среды выделяют системы детального, локального, регионального, национального и глобального уровней (рис. 4). Цели, методические подходы и практика мониторинга на разных уровнях отличаются.
Процедура проведения экологической экспертизы включает в себя следующие этапы:
1. формирование целей и задач экспертизы;
2. оценка источников и направления негативного воздействия химической продукции на окружающую среду и потребление природных ресурсов;
3. определение соответствия экологических характеристик проектируемой продукции, технологии, техники, действующим нормам и правилам;
4. сравнительный эколого-экономический анализ и оценка проектируемого и базового варианта;
5. оценка полноты и эффективности мероприятий по предупреждению возможных аварийных ситуаций и ликвидация их возможных последствий.
6. оценка полноты, достоверности и научной обоснованности прогнозов возможного влияния новой продукции, техники и технологии химических соединений на состояние окружающей среды и использование природных ресурсов;
7. оценка выбора средств и методов контроля воздействия химической продукции на состояние окружающей среды и использование природных ресурсов;
8. экологическая оценка способа утилизации или ликвидации новой химической продукции после отработки ресурса.
Завершается экспертиза выдачей заключения ведомственной комиссией с рекомендациями об экологической целесообразности разработки внедрения данной химической продукции, либо необходимости ее замены или дальнейшее совершенствование технологии производства.
Существует три вида экспертных показателей:
1. техногенные;
2. эколого-техногенные;
3. эколого-экономические.
Техногенные характеристики содержат расчетные укрупненные материальные и энергетические балансы, включающие потоки твердых отходов, выбросов и сбросов с определением по массе и объему, по классам опасности, степени токсичности, биостойкости, взрывоопасности. Все эти характеристики оцениваются и сравниваются с нормативными параметрами.
Эколого-техногенные характеристики включают:
1. принципы и схемы малоотходных и безотходных ресурсо- и энергосберегающих технологических решений;
2. характеристики систем очистки выбросов и сбросов;
3. способы утилизации и переработки отходов химических производств;
4. расчет возможных аварийных ситуаций, сопровождающихся выбросами и сбросами вредных веществ с учетом времени, массы и объема;
5. способы и схемы ликвидации аварийных ситуаций и их последствия.
В эту экспертизу также включают расчетные удельные величины объемов отходов, выбросов, сбросов вредных веществ, и их концентрации, а также величины материало-, энергоемкости, потребления топлива на единицу пробега и т. д.
3.Эколого-экономические характеристики включают:
1. расчетные затраты на экологические мероприятия при разработке и эксплуатации новой технологии, оборудования и сравнение их с экологическим ущербом от техногенных воздействий;
2. расчетные ценообразующие характеристики новой техники и оборудования с учетом экологических составляющих;
3. расчетные удельные величины ущерба на единицу выброса (концентрации);
4. расчетные платежи на единицу ущерба и сравнение их с нормативными параметрами.
Принципы экологической экспертизы
Принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности предусматривает, что любой вид хозяйственной деятельности может повлечь неприятные экологические последствия для окружающей среды. Поэтому обязанность заказчика проекта:
1. дать его экологическое обоснование и доказать экологическую безопасность будущего производства химических веществ. При этом необходимо спрогнозировать, с одной стороны, воздействие химического объекта на окружающую среду, с другой стороны;
2. обосновать допустимость такого воздействия и предусмотреть в этой связи необходимые природоохранные меры.
Презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности - обязательность проведения государственной экологической экспертизы.
Комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной или иной деятельности - обязательность учета требований экологической безопасности
4.Принципы Государственной экологической экспертизы
1. Достоверность и полнота информации, представляемой на экспертизу
2. Независимость экспертов экологической экспертизы
3. Научная обоснованность, объективность и законность экспертных заключений
4. Гласность, участие общественных организаций, учет общественного мнения
5. Ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение и качество экологической экспертизы
Принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия реализации объекта устанавливает:
1. не противоречит ли намеченная деятельность экологическому законодательству РФ или субъектов РФ;
2. соответствует ли намечаемая химическая деятельность требованиям нормативных актов по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
3. достаточно ли полно произведена оценка воздействия намечаемой деятельности объекта на окружающую среду;
4. допустима ли намечаемая деятельность объекта химического производства с точки зрения безопасности окружающей среды и населения;
5. достаточны ли предусмотренные проектом меры по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
Основной вопрос, на который должна ответить государственная экспертиза, это возможность реализации проекта (рекомендовать или не рекомендовать проект к реализации, отправить проект на доработку и т. д.).
Заказчик обязан провести государственную экспертизу проекта до начала его деятельности. Принцип комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности и ее последствий означает, что заказчик и проектировщик-оценщик готовят «материалы по оценке воздействия», в которых определяются воздействие, его масштаб, область распространения, изменения в окружающей среде, и т.д., включая отдаленные последствия реализации проекта.
Принцип обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экспертизы предусматривает обязанность участников эколого-экспертного процесса соблюдать правовые, экологические требования проектирования, размещения, строительства, эксплуатации химических объектов экспертизы. Выявлять несоблюдение нормативов качества окружающей среды в случае реализации проекта.
Под качеством окружающей среды понимают степень соответствия природных условий потребностям людей или других живых организмов. И в качестве критериев принимают высокую биологическую продуктивность популяций, оптимальное соотношение видов и биомассы популяций, находящихся на разных трофических уровнях и др.
Принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу, обязывает заказчика проекта химического производства обеспечить представление на государственную экспертизу достоверной и полной информации об объекте экспертизы, оценки его воздействия на окружающую среду, о современной экологической ситуации в регионе, о реализации проекта и т.д. Полной считается информация, которая передается органам экспертизы в соответствии с требованиями, которые предъявляются к комплектованию проектной документации.
Принцип независимости экологической экспертизы при осуществлении своих полномочий в области экологической экспертизы означает, что никто не вправе вмешиваться в работу эксперта, выполняемую в соответствии с требованиями законодательства об экологической экспертизе, техническое задание на проведение экологической экспертизы и задачи, поставленные перед экспертом руководителем экспертной комиссии или руководителем группы. Оказываемое давление на эксперта в любых формах является противоправным действием.
Принцип научной обоснованности, объективности и законности заключения экологической экспертизы означает, что содержащиеся в заключении суждения и выводы должны быть научно аргументированными. Критериями при этом могут служить не только научные утверждения, ссылки на труды авторитетных ученых, но, главным образом, положения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
Эксперты и экспертные комиссии должны руководствоваться соображениями научной обоснованности, объективности и законности выводов, предусмотрены законодательством об охране окружающей среды.
Принцип гласности, участия общественных организаций, учета общественного мнения устанавливает обязанность субъектов эколого-экспертного процесса выполнить требования законодательства относительно информирования заинтересованных сторон о проводимой экологической экспертизе, участие общественных организаций, учета общественного мнения. Кстати, не выполнение этого принципа считается правонарушением и основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.
Принцип ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы означает, что в случае невыполнения ими требований организации и проведения экспертизы они будут нести ответственность, предусмотренную действующим законодательством России. Экспертная комиссия проводится приказом министра природных ресурсов.
Заключение экспертной комиссии утверждается приказом министра природных ресурсов и приобретает статус государственного документа государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), в котором также определен срок действия решений. Положительное заключение ГЭЭ является одним из обязательных условий начала финансирования проекта химического производства.
5. Общественная экологическая экспертиза
Кроме ГЭЭ все большее значение стала приобретать общественная экологическая экспертиза двух видов:
1. общественная экспертиза стихийно организовавшихся разных социальных слоев населения, проживающего преимущественно в одном регионе или городе;
2. общественная экспертиза, организованная исполнительной властью по инициативе отдельных граждан и общественных организаций с привлечением профессионалов.
Однако решения таких общественных экспертиз носят обычно рекомендательный характер.
Исходным положением для разработки ТЭО являются:
1. стратегия развития производств химических продуктов;
2. характеристика роли данного предприятия в обеспечении роста мощностей и покрытия потребностей в продукции, намечаемой к выпуску;
Обоснование потребности в химической продукции предприятия. При разработке этого раздела ТЭО указывают следующие моменты:
1. ассортимент и качество продукции;
2. текущие и перспективные балансы производства и потребления химических продуктов по основным потребителям и экономическим районам России, регионы потребления продукции данного предприятия;
3. анализ технических возможностей и экономической целесообразности покрытия дефицита данного вида продукции за счет реконструкции или расширения действующего производства.
Выбор строительной площадки для объекта. При выборе площадки для строительства, например цеха производства химической продукции, следует учитывать следующие факторы:
1. достаточность размеров площадки, и возможность ее расширения;
2. удобство конфигурации участка;
Экологическая экспертиза позволяет предупредить негативные последствия от объектов, которые могут неблагоприятно воздействовать на окружающую среду, на население и ресурсы природы. Соответственно требуются более жесткие нормы Государственной экологической экспертизы. Все исследования должны быть открытыми, «прозрачными», объективными и доступными. Что касаемо общественной экспертизы, которая на данный момент является менее доступной и известной широкой публике, то она должна стать даже более значимой, чем Государственная экспертиза. Каждый человек должен получить возможность на объективную и честную оценку объекта или явления, который его интересует.
Для того чтобы достичь этого, должен быть ряд благоприятных условий:
1. Честность работников экспертной службы
2. Достойная оплата труда работников экспертной службы
3. Ответственное отношение к работе сотрудников экспертной службы
4. Более жесткая ответственность, закрепленная законодательством
Список используемой литературы
1. Герасимов И.П. Научные основы современного мониторинга окружающей среды / И.П. Герасимов. - Л.: Гидрометеоиздат, 1987. - С.13-25.
2. Горшков М.В. Экологический мониторинг. Учеб. пособие / М.В. Горшков. - Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2010. - 313 с.
3. Израэль Ю.А Глобальная система наблюдений. Прогноз и оценка окружающей природной среды. Основы мониторинга / Ю.А. Израэль. // Метеорология и гидрология. - 1974. - №7. - С.3-8.
4. Разумова Е.Р. Экологическое право. Курс лекций / Е.Р. Разумова. - М.: МИЭМП, 2005. - 152 с.
5. Чибисова Н.В. Экологическая химия: Учебное пособие / Н.В. Чибисова, Е.К. Долгань. - Калининград: Калинингр. ун-т, 1998. - 113 с.