Роблемы агломирации и урбанизации
Агломерация— скопление населенных пунктов, объединенных в одно целое интенсивными хозяйственными, трудовыми и социально-культурными связями. Формируется вокруг крупных городов, а также в густонаселенных промышленных районах. В России в начале XXI в. сложилось около 140 крупногородских агломераций. В них проживает2/з населения страны, сосредоточено2/з промышленного и 90 % научного потенциала России.
.При всех положительных моментах развития экономики, культуры, производства и науки, существует достаточно большое количество недостатков, которыми характеризуются мегаполисы. Во-первых, большая протяженность коммуникаций и постоянно возрастающая нагрузка (при активной застройке) приводит к проблемам в ЖКХ, соответственно, понижается уровень комфорта горожан. Во-вторых, транспортно-логистические схемы не всегда обеспечивают должный уровень скорости перевозок грузов и людей. В-третьих, высокий уровень загрязнения окружающей среды (воздух, вода, почва). В-четвертых, агломерации привлекают большую часть работоспособного населения из малых городов, которые не являются их спутниками. В-пятых, сложность административного управления большими территориями. Данные проблемы известны каждому городскому жителю, а для их устранения необходима длительная и трудоемкая работа всех городских структур.
Урбанизация— это социально-экономический процесс, выражающийся в росте городских поселений, концентрации населения в них, особенно в больших городах, в распространении городского образа жизни на всю сеть поселений.
Проблема урбанизации
Одна из острейших глобальных проблем современности в научной литературе идентифицируется с процессом урбанизации. Для такого подхода есть достаточно веские основания.Урбанизация (от лат. urbanus — городской) — исторический процесс повышения роли городов в развитии общества, который охватывает изменения в размещении производительных сил, и прежде всего в расселении населения, его демографической и социальнопрофессиональной структуре, образе жизни и культуре.Города существовали еще в глубокой древности: Фивы на территории современного Египта были самым большим городом мира еще в 1300 г. до н. э., Вавилон — в 200 г. до н. э.; Рим — в 100 г. до н. э. Однако процесс урбанизации как общепланетарное явление датируется двадцатью веками позже: он стал порождением индустриализации и капитализма. Еще в 1800 г. в городах проживало лишь около 3% населения мира, в то время как сегодня уже около половины.
Урбанизированностъ — производное от урбанизации — доля городского населения в той или иной стране или регионе. По степени урбанизированности в Европе выделяются Великобритания (более 90%), Швеция, ФРГ и некоторые другие страны (более 80%), в Северной Америке — США и Канада (около 80%). В России эта доля равна 73%, в Японии — 78% (1993) и т. д.Города иногда перерастают в городские агломерации (от лат. agglomero — накапливаю, присоединяю), поглощая пригороды и образуя зоны сплошной застройки, функционально тесно связанные с ядром города (ежедневные трудовые поездки, называемые «маятниковыми миграциями», культурнобытовые связи, производственные связи предприятий города и их филиалов и т. д.). Такое срастание стимулируется развитием транспорта, растущей «достижимостью» любой точки агломерации.Городские агломерации стали сегодня основной формой расселения в индустриально развитых странах. В США 284 городские агломерации концентрируют около /5 населения всей страны. Поэтому официальные данные о численности населения какоголибо города и соответствующей городской агломерации сильно различаются. В США, например, выделяют агломерации и в узком смысле слова (зоны сплошной городской застройки), называя их «урбанизированными ареалами», и в широком смысле, называя их «стандартными метрополитенскими статистическими ареалами» (CMCА). Эти ареалы занимают до 1/б площади США.Но и агломерации не являются высшей формой концентрации населения. В США, Японии и Западной Европе сложились скопления агломераций, почти слившиеся пояса крупных городов — мегалополисы: Босваш (Бостон — Вашингтон) в США, Токайдо на тихоокеанском побережье Японии, в «единой Европе» такой мегалополис формируется от юговостока Великобритании до югозапада Франции (за изогнутую форму его называют «банан»).Однако в данном случае главное состоит в том, что урбанизация создает сложнейший узел противоречий, совокупность которых как раз и служит веским аргументом для рассмотрения ее под углом зрения глобалистики. Можно выделить экономический, экологический, социальный и территориальный аспекты (последний выделен достаточно условно, так как он объединяет все предыдущие).Численность населения, млн человекЭкономический аспект заключается в том, что если раньше концентрация промышленности давала дополнительный эффект («эффект агломерации») в силу широких возможностей комбинирования и кооперирования, использования сверхконцентрации, то позже на передний план выступили негативные моменты: транспортный коллапс городов, трудности водоснабжения, проблемы экологии. В этой связи промышленность вынуждена «уходить» из крупных городов, ее место занимают другие функции: наука и научноисследовательские и опытноконструкторские разработки (НИОКР), финансовоуправленческие и др.
Экологические проблемы городов (особенно крупных) состоят в том, что они концентрируют все виды загрязнения окружающей среды, оказывая прямое и косвенное влияние на огромные территории (например, в США косвенное воздействие сказывается на 35% территории).Социальный аспект урбанизации очень многопланов. Он проявляется в резких различиях качества жизни в городах и бедствующих периферийных районах многих развитых стран, в социальных контрастах внутри крупных городов, особенно в геттоизированных районах (в сияющем огнями МанхэттенеПод «поясом» здесь понимается упомянутый в тексте Европейский мегалополис от Лондона до югозапада Франции («банан»). Как видно, регионалисты Европы относят к ней лишь СанктПетербург, считая всю остальную Россию «периферией». Может быть, это еще один аргумент в пользу Евразии?средние доходы населения в 3—4 раза выше, чем в другом районе НьюЙорка — Бронксе).Пространственный аспект урбанизации связан со всеми предыдущими. «Расползание» агломераций означает распространение городского образа жизни на все большие территории, а это, в свою очередь, ведет к обострению экологических проблем, к растущим транспортным потокам («агломерация и окружение»), к оттеснению на дальнюю периферию сельскохозяйственных и реакционных зон.Субурбанизация (отток населения в пригородные зоны) — стихийный процесс, именно он способствовал некоторому сокращению населения городских ядер, однако и он не ведет к децентрализации населения, а скорее означает «расползающуюся концентрацию». Субурбанизация обусловливает и социальное (а в США — расовое) расслоение населения. Из центров переселяется значительная часть состоятельных людей, что обостряет проблемы больших городов, так как сужает налоговую, а значит, и финансовую базу для их реконструкции.Глобализм процесса урбанизации особенно нагляден на примере развивающихся стран. Урбанизация здесь своеобразна, ведет к стремительному росту «псевдогородского населения» (отсюда: «трущобная урбанизация»). Миллионы людей в города гонит безземелье, отсутствие шансов найти работу в сельской местности. Они пополняют население кварталов на периферии крупных городов. Эксперты ООН подсчитали, что свыше х/з городского населения развивающихся стран живет в трущобах, причем их доля быстро растет (в Боготе оно достигает 60%, в РиодеЖанейро — 40% и т. д.). Качество жизни в этих городах все более определяется «дикими пригородами», а пригороды становятся по размерам подчас больше самих городов.Немало экономических, социальных, экологических проблем процесс урбанизации порождает и в России.
10.Первые международные конференции
В 1972 году в Стокгольме была проведена Первая Всемирная конференция по окружающей среде.В ней участвовали представители 113 государств. В ходе конференции было впервые сформулировано понятиеэкоразвития – экологически ориентированного социально-экономического развития, при котором рост благосостояния людей не сопровождается ухудшением среды обитания и деградацией природных систем. Прежде чем были сформулированы практические принципы экоразвития, были проведены исследования и разработка по нескольким направлениям:
1) Обобщение информации о тенденциях мировой динамики, составление прогнозов развития и сценариев эколого-экономических ситуаций при различных вариантах экономического роста и экономической специализации.
2) Естественнонаучное прогнозирование состояния биосферы, крупных региональных природных комплексов и изменений климата под влиянием техногенных воздействий.
3) Изучение возможностей экологической ориентации и регламентации использования природных ресурсов и качественной экологизации производства для уменьшения антропогенного давления на окружающую среду.
4) Организация международного сотрудничества и координация усилий в области решения региональных и национальных задач экоразвития и управления природопользованием.
Это потребовало создания специальной структуры — Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). В первоначальные задачи ЮНЕП входила разработка рекомендаций по наиболее острым проблемам наступающего экологического кризиса — опустыниванию, деградации почв, сокращению запасов пресной воды, загрязнению океана, вырубке лесов, утрате ценных видов животных и растений. ЮНЕП использовала опыт программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» и продолжала тесное сотрудничество с ней.
В 1983 г. по инициативе Генерального Секретаря ООН была создана Международная Комиссия по окружающей среде и развитию(МКОСР). Эта организация была призвана вскрыть проблемы, объединяющие экологическую и социально-экономическую озабоченность людей в разных регионах мира, прежде всего развивающихся стран. В 1987 г. был опубликован отчет МКОСР под названием «Наше общее будущее». В этом документе четко показана невозможность ставить и решать крупные экологические проблемы вне их связи с социальными, экономическими и политическими проблемами. Комиссия заявила, что экономика должна удовлетворять нужду людей, но ее рост должен вписываться в пределы экологических возможностей планеты. Прозвучал призыв к новой эре экономического развития, безопасного для окружающей среды
В июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР-92). В ней приняли участие главы, члены правительств и эксперты 179 государств, а также представители многих неправительственных организаций, научных и деловых кругов
Массовое общественное экологическое движение в конце 80-х гг. 20-го века было одной из ведущих общественно-политических сил, и сыграло выдающуюся роль в становлении и развитии в России гражданского общества. Под влиянием зеленого движения в начале - середине 90-х гг. была создана система экологического законодательства, получила развитие система особо охраняемых природных территорий, произошло становление системы государственного управления в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, и экологизация системы высшего и среднего образования. В стране возникли сотни новых общественных экологических организаций, сформировалось и окрепло общественное экологическое движение, под влиянием которого в начале 21 века большая часть граждан вновь рассматривает проблему обеспечения экологической безопасности в качестве одной из важнейших.
11.
Красная книга – это большой список всех живых существ и растений, которые находятся на грани вымирания и требуют защиты и охраны. Такую книгу еще можно назвать перечнем объектов природы, которые нужно защищать. Все растения и живые существа, которые находятся в Красной книге, попадают под государственную защиту, поэтому охотиться за животными или же срывать «красные» растения строжайше запрещено. Даже случайное нарушение таких правил может повлечь за собой очень большие проблемы вплоть до уголовного наказания. Необходимость появления Красной книги возникла из-за того, что бесконтрольно стали уничтожать многие виды животных и растений. Промышленное строительство, охота, истребление многих видов растений и живых существ – все это привело к тому,что на данный момент многих видов попросту не существует. К примеру, раньше до существования Красной книги велась постоянная охота на китов, так как они являются бесценным источником жира. В результате некоторые виды китов сейчас представлены только парой особей на всем земном шаре. Первое издание Красной книги вышло в 1963 году и с тех постоянно обновляется.
12.Глобальные проблемы человечества
Из всех глобальных проблем рост народонаселения представляется главной. Рост численности населения выражает суммарный результат всей экономической, социальной и культурной деятельности.
Борьба с перенаселением планеты может осуществляться с помощью стимулирующей политики. Она заключается в социальных изменениях, предлагающих людям цели и возможности, которые способны заменить традиционные семейные роли. Одиноким людям могут быть предоставлены преимущества в виде налоговых льгот, жилья и т. д. Такая политика увеличит количество людей, отказавшихся от решения заключить ранний брак. Для женщин необходима система предоставления работы и образования, позволяющих повысить интерес к карьере и, наоборот, снизить интерес к преждевременному материнству. Также необходима легализация абортов. Именно так может быть отстрочено перенаселение планеты. Пути решения данной проблемы включают в себя и другие концепции.
Демографическая проблема
Население планеты растёт быстрыми темпами. И хотя «демографический взрыв» уже пошёл на убыль, проблема всё равно остаётся. Ухудшается ситуация с продовольствием, природными ресурсами. Их запасы уменьшаются. Одновременно возрастает негативное влияние на окружающую среду, невозможно справиться с безработицей, нищетой. Возникают трудности с образованием, здравоохранением. Решение глобальных проблем человечества такого характера взяла на себя ООН. Организация создала специальный план. Один из его пунктов — программа планирования семьи.
Экологическая беда
К ней приводят ежедневное загрязнение окружающей среды, истощение земных и водных запасов. Все эти факторы вместе могут ускорить наступление экологической катастрофы. Человек считает себя царём природы, но в то же время не стремится сохранить её в первозданном виде. Этому мешает и индустриализация, которая идёт быстрыми темпами. Негативно воздействуя на свою среду обитания, человечество разрушает её и не задумывается над этим. Не зря разработаны нормы загрязнения, которые регулярно превышаются. В результате этого экологические проблемы человечества могут приобрести необратимый характер. Чтобы этого избежать, надо обратить внимание на сохранение флоры, фауны, попытаться сберечь биосферу нашей планеты. А для этого необходимо сделать производство и другие виды деятельности человека более экологичными, чтобы воздействие на окружающую было менее агрессивным.
13. Соотношение понятий акклимация, акклиматизация, феноакклиматизация,
Адаптация - это комплекс приспособительных реакции человека к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды
АККЛИМАЦИЯ этосовокупность полезных гомеостатистических изменений в морфологии или физиологии организма, дающихему возможность выжить и успешно существовать в неблагоприятных климатических условиях.
Акклиматиза́ция — приспособление организмов к новым условиям существования после территориального, искусственного или естественного перемещения с образованием стабильных воспроизводящихся группорганизмов (популяций); частным случаем акклиматизации является реакклиматизация — приспособлениеорганизмов к местности, из которой они по каким-либо причинам исчезли.
Феноакклиматизация - это непосредственная реакция организма на новую среду, выражающаяся в фенотипических, компенсаторных, физиологических изменениях, которые помогают организму сохранить в новых условиях равновесие
Геноакклиматизация - это принципиально иной путь приспособления организма к среде. В этом случае речь идет о гораздо более глубоких сдвигах в морфологии и физиологии, а самое главное о передаче их по наследству, о переходе фенотипических изменений, происходящих в условиях новых биоценозов, в генотип и закреплении их в качестве новых наследственных характеристик популяций, географических рас и видов. Геноакклиматизация требует значительно больше времени, чем феноакклиматизация. В этом случае необходимо время нескольких поколений и процесс контролируется уже естественным отбором, а не протекает под давлением непосредственно физиологических механизмов.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества
14. Сущность географического детерминизма, пробабилизма, поссибилизма.
географический поссибилизм это:
направление в географии, возникшее на рубеже 19–20 вв. как реакция на жёсткие положениягеографического детерминизма в виде географической интерпретации философской концепции о свободевыбора между имеющимися возможностями. Основы географического поссибилизма в работе Л. Февра«Географическое введение в историю» далее развиты французской школой географии человека – Видаль дила Блаша и Ж. Брюна, а также в работах И. Боумена и К. Зауэра в США, О. Шлютера в Германии и др. Вгеографическом поссибилизме учитывается роль географического фактора в развитии общества, но напервый план выдвигаются возможности и устремления человека не только приспособиться к природнымусловиям среды обитания, но и использовать их в своих целях. В ходе этого двустороннего процессаскладываются различные культурно-хоз. типы освоения территории и локальные целостные системы – культурные ландшафты, которые, согласно концепции географического поссибилизма, и должны стать осн. объектом географического изучения. Именно культурные ландшафты в статике и динамике отражаютэволюционный процесс развития стран и р-нов, этносов и нац. объединений.
Географический детерминизм — концепция, утверждающая, что процесс общественного развития это не результат проявления объективных закономерностей развития общества, а следствие влияния природных сил. По мнению представителей этой теории, устройство поверхности, климат, почва, растительность, животный мир и другие естественные факторы непосредственно определяют характер общественного строя, уровень хозяйственного развития тех или иных стран, и даже физические и психологические черты людей, их способности, наклонности, темперамент. Социально-экономические явления представители географического детерминизма ставят в решающую зависимость от географических факторов.
Концепция пробабилизма (от англ. Probability - вероятность, вероятность). По этой теории, окружающей среды оказывает на жизнь и хозяйственную деятельность людей вероятный, а не обязательный влияние. Географическое окружение (не только естественное, но и социально-экономическое, культурно-историческое и т.п.) дает человечеству альтернативные условия для собственной самореализации. Выбор характера, уровней, направления использования условий окружающей среды и т.д. подчиняется определенной вероятности поведения, ментальности, культуре, образу жизни общества.
15. Понятие о международной экологической организации Гринпис.
Экологическая организация Гринпис России
GREENPEACE - международная общественная экологическая организация, основная цель которой - добиться решения глобальных экологических проблем, в том числе путем привлечения к ним внимания общественности и властей.
Сегодня GREENPEACE работает в более, чем 40 странах, в том числе и в России. Около трёх миллионов сторонников во всем мире, из них более 12 тысяч в России, поддерживают действия GREENPEACE.
Деятельность GREENPEACE финансируется сторонниками. Основной принцип - отказ от финансирования промышленными компаниями, банками, государственными структурами и политическими партиями - гарантирует независимость наших действий. Благодаря моральной и финансовой поддержке сторонников, GREENPEACE стал самой эффективной экологической организацией в России.
Важнейшей задачей ГРИНПИС считает изменение отношения людей к природе, воздействие на общественное мнение и потому уделяет большое внимание работе со средствами массовой информации. Акции ГРИНПИС - важнейший инструмент нашей работы. Поливать краской владельцев шуб неприемлемо для активистов ГРИНПИС. Акций направлены, в первую очередь, на власть предержащих. При проведении акций всегда соблюдается важный принцип - ненасильственность.
Международный характер организации позволяет ГРИНПИС воздействовать на производителей и продавцов и требовать от них соблюдения экологических норм и стандартов по всему миру. В 1997 г. совместно с другими экологическими организациями ГРИНПИС добился от нескольких международных лесозаготовительных компаний, работающих на территории Карелии, объявления моратория на вырубку наиболее ценных, ненарушенных лесов. Этого удалось достичь благодаря совместным усилиям ГРИНПИС России, Германии, Финляндии, других неправительственных природоохранных организаций.
Подобную работу ГРИНПИС ведет против нефтяных компаний. Решение проблем нефтедобычи и нефтяных загрязнений в России ГРИНПИС считает особенно актуальным в связи с приходом в Россию множества западных нефтедобывающих компаний. ГРИНПИС стремится заставить иностранные компании соблюдать в нашей стране те же жесткие экологические требования, которые им приходится соблюдать в западных странах.
ГРИНПИС России ведет общественный контроль за соблюдением природоохранного законодательства, инициирует судебные процессы против его нарушителей. Основной своей задачей он считает создание прецедентов, превращение судов в действенный инструмент защиты экологических прав. Крупнейшим своим достижением в этой области ГРИНПИС считает отмену Верховным судом в 1996 г. указа Президента РФ, разрешавшего ввоз в страну отработанного ядерного топлива с зарубежных АЭС. В 2002 году, вместе с челябинской экологической организацией `Движение за ядерную безопасность` ГРИНПИС добился признания незаконным постановления Правительства России, разрешающего хранение ядерных отходов венгерской АЭС `Пакш` на территории Российской Федерации.
Еще одна сторона деятельности ГРИНПИС России - независимая оценка и доведение до сведения широкой общественности экологических последствий техногенных катастроф, обычно скрываемых официальными структурами. Эта работа является частью токсической кампании, ее примеры - оценка последствий разлива нефти в Коми в 1994 г. и аварии на шламонакопителе Сясьского целлюлозно-бумажного комбината в декабре 1998 г.
Проводит ГРИНПИС и исследования иного рода: в рамках байкальской кампании, наряду с работой в области биоразнообразия и загрязнений, ГРИНПИС пытается проанализировать эффективность использования средств, поступающих из разных источников на охрану Байкала.
При выборе того или иного направления работы ГРИНПИС руководствуется его актуальностью, с одной стороны, и своими возможностями - с другой. И главное, в своих действиях мы опираемся на поддержку сторонников.
16. Сущность нравственной этики «Благоговение перед жизнью» А. Швейцера.
Альберт Швейцер (1875-1965) - выдающийся немецко-французский мыслитель, миссионер, врач. Разрабатывал вопросы этики.
Согласно этике благоговения, главной ценностью является жизнь во всех ее проявлениях, и если человек способствует сохранению и процветанию жизни, он поступает естественно и правдиво - творит добро, если уничтожает любую жизнь и препятствует ей — совершает зло. Уничтожение без нужды, походя, любого придорожного цветка есть зло; спасение раненого животного вне зависимости от его пользы — добро.
Швейцер говорит о сострадании и сочувствии ко всем живым существам, независимо от их положения и иерархии в природе, как о норме сосуществования в мире. Благоговение перед Жизнью требует сочувствия, любви в самом высоком смысле, т.е. любви как служения всем творениям, независимо от их близости к человеческой природе. Учение Швейцера расширяет христианскую этику любви до вселенских масштабов.
Концепция А. Швейцера, получившая название «Этика благоговения перед жизнью», строится на следующих основных положениях:
1.Безжизненная идея мира должна быть заменена реальным миром, полным жизни.
2. О мире человек знает только то, что все существующее, как и он сам, является проявлением воли к жизни. К этому миру человек имеет как пассивное, так и активное отношение. Как существо, стоящее в пассивном отношении к миру, он приходит к душевной связи с ним через смирение; как существо, стоящее в активном отношении к миру, он приходит к духовной связи с ним благодаря тому, что не живет для себя одного, а чувствует себя одним целым со всей жизнью, которая находится в сфере его влияния.
3. Начав думать о тайне своей жизни и о связях, соединяющих его с жизнью, человек уже не может относиться к своей и окружающей его жизни иначе, как в соответствии с принципом «Благоговения перед жизнью», и этот принцип не может не проявиться в этическом миро- и жизнеутверждении, которое выражается в его действиях; он будет не просто жить, а по-настоящему испытывать жизнь.
4. Для человека, по-настоящему этичного, жизнь священна, даже та, которая находится на нижней границе шкалы ценностей, он делает различия только в каждом конкретном случае, под давлением необходимости, например, когда ему предстоит решить, какой из двух жизней он должен пожертвовать, чтобы сохранить другую «Если этика благоговения перед жизнью затронула его, — пишет А. Швейцер, — он наносит вред жизни и разрушает ее лишь в силу необходимости, которой он не может избежать, и никогда — из-за недомыслия.
ЧТО говорит этика благоговения перед жизнью об отношениях между человеком и творением природы?
Там, где я наношу вред какой-либо жизни, я должен ясно сознавать, насколько это необходимо. Я не должен делать ничего, кроме неизбежного, - даже самого незначительного.
Крестьянин, скосивший на лугу тысячу цветков для корма своей корове, не должен ради забавы сминать цветок, растущий на обочине дороги, так как в этом случае он совершит преступление против жизни, не оправданное никакой необходимостью.
Те люди, которые проводят эксперименты над животными, связанные с разработкой новых операций или с применением новых медикаментов, те, которые прививают животным болезни, чтобы использовать затем полученные результаты для лечения людей, никогда не должны вообще успокаивать себя тем, что их жестокие действия преследуют благородные цели. В каждом отдельном случае они должны взвесить, существует ли в действительности необходимость приносить это животное в жертву человечеству. Они должны быть постоянно обеспокоены тем, чтобы ослабить боль, насколько это возможно. Как часто еще кощунствуют в научно-исследовательских институтах, не применяя наркоза, чтобы избавить себя от лишних хлопот и сэкономить время! Как много делаем мы еще зла, когда подвергаем животных ужасным мукам, чтобы продемонстрировать студентам и без того хорошо известные явления! Именно благодаря тому, что животное, используемое в качестве подопытного, в своей боли стало ценным для страдающего человека, между ним и человеком установилось новое, единственное в своем роде отношение солидарности. Отсюда вытекает для каждого из нас необходимость делать по отношению к любой твари любое возможное добро. Когда я помогаю насекомому выбраться из беды, то этим я лишь пытаюсь уменьшить лежащую на человеке вину по отношению к другому живому существу. Там, где животное принуждается служить человеку, каждый из нас должен заботиться об уменьшении страданий, которые оно испытывает ради человека. Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несем ответственности, и не предотвратить их. Никто не должен успокаивать себя при этом тем, что он якобы вынужден будет вмешаться здесь в дела, которые его не касаются. Никто не должен закрывать глаза и не считаться с теми страданиями, которых он не видел. Никто не должен сам себе облегчать тяжесть ответственности. Если встречается еще дурное обращение с животными, если остается без внимания крик скота, не напоенного во время транспортировки по железной дороге, если на наших бойнях слишком много жестокости, если в наших кухнях неумелые руки предают мучительной смерти животное, если животные испытывают страдания от безжалостных людей или от жестоких игр детей, то во всем этом наша вина.
17. Сущность натуроцентризма, экоцентризма, антропоцентризма.
Антропоцентризм В философии под антропоцентризмом понимается воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Оно присутствует в общественном сознании, начиная с классической античности, и приобретает центральное место в идеологии Нового времени.
Основные особенности антропоцентризма 1. Высшую ценность представляет человек. Лишь он самоценен, все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку оно может быть полезно человеку. Природа объявляется собственностью человечества. 2. Иерархическая картина мира. На вершине пирамиды стоит человек, несколько ниже — вещи, созданные человеком и для человека, еще ниже располагаются различные объекты природы. 3. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей, т. е. получение определенного «полезного продукта». Сущность его выражается словом «использование». 4. Характер взаимодействия с природой определяется своего рода «прагматическим императивом»: правильно и разрешено то, что полезно человеку и человечеству. 5. Этические нормы и правила действуют только в мир людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы. 6. Дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен процессу развития человека.
Идеи антропоцентризма в концепции христианской морали (Б. Калликотт) 1. Бог ¾ царство священного и таинственного ¾ олицетворяет природу. 2. Человек создан по образу и подобию Божьему и тем самым обособлен от всей остальной природы. 3. Бог предоставил человеку управление природным миром. 4. Бог заповедал человеку размножаться и покорять природу. Богоподобие человека является основанием для него считать себя высшей ценностью. Поскольку природные объекты лишены богоподобия, они считаются морально несовершенными. В лучшем случае за ними признается инструментальная ценность. 5. Все сказанное было закреплено в аристотелетомистской телеологии: рациональная жизнь ¾ гарант существования природы; неразумные вещи существуют лишь в качестве средства для поддержания наделенного разумом человека.
Натуроцентризм Направление выделяется довольно условно, тем не менее первые наброски такого подхода можно найти как в религиозных системах, например, в комплексе даостско-буддистского миропонимания, так и в философии. В идеях Франциска Ассизского, сформулировавшего альтернативный взгляд на природу: вера в добродетель смирения не только отдельного человека, но и человечества в целом он низводит человека с его трона монархического господства над каждой тварью и устанавливает демократию между всеми формами жизни утверждается духовная самоценность всего, что есть в природе человек должен признать эту самоценность и не вмешиваться своей деятельностью в естественный ход событий
При всей полярности отмеченные подходы имеют между собой общие черты. В них природа рассматривается как нечто внешнее по отношению к человеку. При всей полярности отмеченные подходы имеют между собой общие черты. В них природа рассматривается как нечто внешнее по отношению к человеку. В логике подобной дихотомии развивается анализ двух основных способов существования человека: обладания и бытия, осуществляемый Э. Фроммом в книге «Иметь или быть». Э. Фромм приводит два стихотворения. Первое принадлежит перу английского поэта XIX в. Теннисона: Возросший средь руин цветок, Тебя из трещин Древних извлекаю, Ты предо мною весь ¾ вот корень, стебелек, здесь, на моей ладони. Ты мал, цветок, но если бы я понял, Что есть твой корень, стебелек, и в чем вся суть твоя, цветок, Тогда я Бога суть и человека суть познал бы. Автором второго стихотворения является японский поэт XVII в. Басе: Внимательно вглядись! Цветы «пастушьей сумки» Увидишь под плетнем!
18. Характеристика основных типов отношений человека с природой по А.А. Скворцову.
А. А. Скворцов описывает четыре типа отношений между человеком и природой, которые наблюдались за все время их взаимодействия.
Первый тип - безнравственное, злое отношение. Оно встречается достаточно редко (поджог леса ради забавы, убийство животных и вырубка леса с целью демонстрации своей силы и т. д.) .
Второй тип - отношение утилитарное, самое распространенное в настоящее время. Для него характерно усматривать в природе только ресурсы, необходимые для поддержания благополучия.
Третий тип - отношение к природе: теоретическое, научное, противостоящее сугубо утилитарному. Настоящему ученому нет дела до того, какую выгоду ему принесет познание, его задача - искать объективные законы природы, незыблемые основания, на которых покоится все мироздание.
Четвертый тип - отношение эстетическое.
Однако А. А. Скворцов считает первый и второй типы отношений недопустимыми, а третий и четвертый - недостаточными. Наиболее точная формулировка единственно достойного отношения человека к природе - утверждение человеческого начала в космосе и космического в человеке.
В последние годы во многих развитых странах произошла экологизация морального сознания, изменились ценностные ориентации; была создана такая система ценностей, в которую вошли как социальные, так и природные элементы. Природа в этом случае получила статус самостоятельной ценности в силу ее уникальности, единственности и неповторимости.
Как отмечает В. И. Баранова, ценностное осмысление природы выражает нерасторжимое единство человека и общества с природой. Человек и общество выступают как элементы единой системы «природа-общество» , вне которого их существование невозможно; однако при этом интересы природы выдвигаются на первый план, получают приоритет над интересами общества, включаются в сферу морали. При таком подходе природа в новой системе моральных ценностей выступает как цель, а не как средство, что прямо связано с новым пониманием сущности человека как природного существа. Встает также вопрос о нравственном отношении человека к природе, об особенностях этого отношения, о расширении сферы действия традиционных, привычных форм моральной регуляции (норм, принципов, ценностей, идеалов и т. д.) .
Нравственная позиция в отношениях человека к природе должна быть прежде всего гуманистической, т. е. имеющей в качестве приоритета как благо человека, так и благо природы. Связь между ними институализирует «экологический императив» , выдвинутый академиком Н. Н. Моисеевым и предписывающий, придерживаясь теории коэволюционного развития общества и природы, не вступать в противоречие с естественными закономерностями, дабы не вызвать необратимых процессов в биосфере.
Рядом с этим императивом может быть поставлен «принцип партнерства» во взаимосвязи человека и природы.
Данный принцип, в свою очередь, может быть дополнен принципом: относись к природе с уважением и любовью, к живой природе в особенности.
Исходя из вышесказанного, нравственной может быть названа деятельность, направленная на искоренение эгоистической идеологии с ее потребительством и пренебрежением к будущим поколениям, на перестройку в связи с этим всей системы просвещения, образования и воспитания, всей культуры. Соответственно этому нравственны знания и практические навыки, оптимизирующие человеческое воздействие на природу. Особо мы считаем возможным выделить принцип ненасилия как обладающего большим интеграционным потенциалом по отношению к другим принципам экологической этики и как в наиболее острой форме соотносящегося с ее гуманистической составляющей.