Оперативное управление и информационное обеспечение ГСЧС

Оперативное управление и информационное обеспечение ГСЧС осуществ­ляется информационно-управляющей системой, в состав которой входят:

- Республиканский центр управления и реагирования на ЧС при МЧС;

- центры оперативного управления областных и Минского городского управлений по ЧС;

- центры оперативного управления и реагирования на ЧС районных и городских отделов по ЧС;

- информационные центры (пункты управления) республиканских ор­ганов государственного управления, объединений (учреждений), подчинен­ных Правительству Республики Беларусь;

- диспетчерские пункты (районные узлы связи, дежурно-диспетчерс-кие службы) районов, городов и объектов.

В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возник­шей ЧС, руководитель исполнительного и распорядительного органа обла­сти (г. Минска), района (города) устанавливает в границах подведомственной территории необходимый режим функционирования ГСЧС. Ими могут быть (таблица 3.1):

- режим повседневной деятельности - при нормальной производ­ственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейс­мической и гидрологической обстановке;

-режим повышенной готовности — при ухудшении этих составляю­щих или получении прогноза о возможной ЧС;

-режим чрезвычайной ситуации -при возникновении и во время лик­видации ЧС. Руководство работами по ликвидации ЧС осуществляют КЧС и органы повседневного управления по ЧС соответствующих уровней при возникно­вении ЧС различного масштаба. При этом вышестоящая КЧС может взять на себя координацию или руководство работами по ликвидации этой ЧС и оказать необходимую помощь. При недостаточности имеющихся сил и средств могут привлекаться силы и средства других министерств и ведомств. При необходимости из состава КЧС могут формироваться оперативные груп­пы МЧС и КЧС всех уровней.
Режимы функционирования ГСЧС

Режим повседневной деятельности

наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, обстановкой на по­тенциально опасных объектах и на прилегающих к ним тер­риториях;

планирование и выполне­ние мероприятий по предуп­реждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты насе­ления, сокращению возмож-ных потерь и ущерба от ЧС, а также по повышению ус­тойчивости функционирова­ния объектов хозяйствования вЧС;

совершенствование подго­товки органов управления, сил н средств ГСЧС к дей­ствиям в ЧС, организация обучения населения спосо­бам защиты и действиям при ЧС;

• создание и восполнение ре­зервов финансовых и матери­альных ресурсов для ликви­дации ЧС;

* осуществление целевых вн-
дов страхования.__________

Режим повышенной
готовности

• организация КЧС руководства функцнонпванием ГСЧС и ее под­систем, формирование при необ­ходимости оперативных 1т)упп для выявления причин ухудшения об­становки в районе возможной ЧС и выработки предложений по ее ре­ализации;

■ уточнение планов защиты населе­ния и территорий от ЧС областей (районов) и планов ликвидации ава­рийных ситуаций на объектах;

• усиление дежурно-диспетчерской службы;

• усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды обстановкой на потенциально опас­ных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование воз­можности возникновения ЧС и их масштабов;

• приня гие мер по защите населения и окружающей среды, по обеспече нию устойчивого функционирова­ния объекюв;

• приведение в состояние готовно­сти, уточнение планов действий и выдвижение в предполагаемый район ЧС средств ГСЧС.

Таблица 3.1.

Режим чрезвычайной
______ ситуации________

• частичное или полное вве­дение в действие планов за­щиты населения и террито­рий от ЧС областей (райо­нов) и планов ликвидации аварийных ситуаций на объектах;

организация защиты насе­ления в полном объеме;

выдвижение оперативных групп в район ЧС;

• организация ликвидации ЧС;

• организация работ по обес­печен ию устойчивого функ­ционирования в ЧС отраслей экономики и объектов, пол­ному жизнеобеспечению по­страдавшего населения;

• определение границ зоны

чс

• осуществление непрерывно-юконтроля за состоянием окружающей среды

в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающей к ннм территори!

3.2.3. Функции министерств, других республиканских органов государственного управления по защите населения и территорий от ЧС

В ГСЧС основными министерствами, несущими ответственность за пре­дупреждение и ликвидацию ЧС, являются МЧС, Минздрав, МВД, Мин­сельхозпрод, Минлесхоз, Минприроды и др Степень участия различных министерств и ведомств в предупреждении и ликвидации ЧС демонстриру­ется таблицей 3.2.

Министерство по чрезвычайным ситуациям включает следующие основ­ные подразделения:

- Управление по ликвидации ЧС;

- Управление гражданской обороны, государственной системы пре­дупреждения и ликвидации ЧС;

- Управление пожаротушения;

- Управление организацией функционирования ГСЧС и Национально­го комитета по радиационной защите (НКРЗ);

- Организационно-аналитическое управление;

- Управление государственного пожарного надзора;

- Управление правового обеспечения и международных отношений;

- Комитет по промышленному атомному надзору;

- Комитет по организации ликвидации последствий аварии на ЧАЭС;

- Научно-исследовательский институт пожарной безопасности и ЧС;

- Республиканский центр пропаганды и обучения населения и др. Примечание: в процессе реорганизации МЧС отдельные структуры и их

задачи могут быть изменены.

Основными задачами МЧС являются:

- реализация государственной политики в сфере предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;

- руководство аварийно-спасательной службой ГСЧС;

- ведение гражданской обороны;

- разработка проектов государственных программ по защите населения и территорий от ЧС, их прогнозированию, предотвращению и ликвидации;

- организация оповещения руководящего состава, территориальных и отраслевых подсистем ГСЧС, КСЧ, а также населения о возникших авари­ях, катастрофах, стихийных бедствиях и информирование о ходе ликвидации их последствий;

- контроль, государственная экспертиза и надзор за мероприятиями по предупреждению и ликвидации ЧС;

- организация специальной подготовки руководящих кадров, обучение населения способам защиты и действиям в ЧС;

Сфера возникнове­ния ЧС Основные задачи
Протезирова­ние ЧС Предупрежде­ние ЧС Ликвидация ЧС Обучение населения
Природные ЧС Госкомгндромет, Минприроды, Минлесхоз МЧС, Минлесхоз, Минсельхозпрод МЧС, МВД Минздрав, Минсельхозпрод Минлесхоз, КГБ, Мннжилкомхоз, Минсоцзащнты, Минторг, Госстрах МЧС, Миноб­разования, Мннжилком­хоз (только неработающее население)
Техноген­ные ЧС МЧС, КГБ Минпром, концерны «Белэнерго», «Белнефтехим». «Белтопгаз», предприятие «Белтрансгаз» МЧС, Минпром, Минтранспорта и коммуникаций МВД КГБ Госкомитет по авиации, БелЖД Минархитектур, КГБ, концерны «Белэнерго», «Белнефтехим», «Белтопгаз», предприятие «Белтрансгаз» МЧС, МВД Мишдрав, КГБ, Минпром, Мин-архитектуры, Управление ж.д войск, Мннжил­комхоз, Мин-зранспорта и коммуникаций, Минтруда, Мин­торг, Минсоцза­щиты, Госстрах МЧС, Миноб­разования, Минжилком-хоз (только не­работающее население)
Биолого-социальные ЧС Минздрав, Минсельхозпрод, Минлесхоз Минздрав, Минсельхозпрод, КГБ. Минлесхоз Минздрав, Минсс! 1ьхознрод, МИНЖНЛКОМХОЗ, Минлесхоз МЧС, Мин­образования, Мннжилком­хоз (только неработающее население)
Экологичес­кие ЧС Госкомгидроме!, Минприроды Минприроды. МЧС КГБ МЧС, Минпри­роды, Мннжил­комхоз Минсоц­защнты, Госстрах МЧС, Мин­образования, Мннжилком­хоз (только неработаю­щее население)
Социаль­ные ЧС Минсельхозпрод Минпром, КГБ, Минтруда, Минпром Минздрав, МВД, КГБ, Мшпруда, Минсоцзащнты Минздрав, Мннсоцзаилггы, Минтруда, МВД Мингорг, КГБ МЧС, Мин­образования, Мннжилком­хоз
Таблица 3.2. Степень участия структур ГСЧС в выполнении задач_______________________
Кроме того, в мероприятиях ГСЧС принимают или могут принимать учас­тие Минсвязи, Минфин, Минобороны, МИД и др.

- организация ликвидации аварий, катастроф, стихийных бедствий, ту­шение пожаров, спасение людей, координация работы республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распоря­дительных органов, организаций по предупреждению и ликвидации ЧС.

МЧС наряду с другими функциями решает и задачи ГО как составной части обороноспособности страны.

• Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Республики Беларусь от опасностей, возникающих при ведении военных дей­ствий или вследствие этих действий. Для реализации принципа единонача­лия отдельные структуры ГСЧС и МЧС становятся штабами ГО, а отдельные службы - службами ГО (рис.3.3).

Основными задачами ГО в мирное и военное время являются:

- планирование и организация мероприятий по ГО;

- оповещение населения об опасностях, возникающих в мирное и во­енное время;

- эвакуация людей, материальных и культурных ценностей в безопас­ные районы;

- предоставление населению средств коллективной и индивидуаль­ной защиты (убежища, противогазы и др.);

- инженерная, радиационная, химическая, медико-биологическая и противопожарная защита населения в ЧС военного времени;

- защита источников воды, продовольствия, пищевого сырья, фуража, сельскохозяйственных животных и растений от радиоактивного, химическо­го и биологического заражения;

- подготовка экономики к устойчивому функционированию в военное время;

- подготовка нештатных формирований ГО для действий в ЧС мирного и военного времени;

- организация и проведение аварийно-спасательных и других неотлож­ных работ в ЧС военного времени;

- жизнеобеспечение пострадавшего населения;

- всеобщее обучение населения способам защиты в ЧС;

- обеспечение мобилизационной готовности населения;

- участие в ликвидации ЧС мирного времени.

ГО организуется по территориально-производственному принципу, т.е. начальниками ГО являются первые лица исполнительных органов власти и руководители объектов. В структуры ГО входят как органы, выполняющие прямые функции, так и структуры двойного назначения.

Республиканские службы ГО
Областные службы ГО

Обласшые и Минский городской исполкомы. Председатель-начальник ГО
Городские и районные исполко­мы. Председатель -начальник ГО города, района
Городские (районные) службы ГО

Субъекты хозяйствования, независимо от форм собственности
Рис. 3.3. Структура гражданской обороны Республики Беларусь в системе МЧС

Совет Министров Республики Беларусь

Председатель Совета Министров -Начальник гражданской обороны РБ

Министерство по ЧС РБ - штаб ГО РБ

Министерства, госкомитеты, объединения. Руководитель — начальник ГО

Министр - начальник штаба ГО. зам. начальника ГО РБ

Областные и г. Минска управления МЧС - штабы ГО. Начальник управле­ния - начальник штаба

Отделы по ЧС горо­дов и районов Начальник отдела по ЧС - начальник штаба ГО

Отделы (сектора), работники по ГО и ЧС. Начальник отдела (сектора), работник по ГО и ЧС - начальник штаба ГО

  1'
Отделы (сектора, работники) по ГО и ЧС. Начальник -начапьник штаба ГО Дсжурио-диспсзчсрскис службы
 

Дсжурно-диспстчсрскис службы

Организация гражданской обороны объекта

Начальником ГО объекта является его руководитель. По вопросам ГО ему подчинены: заместители, комиссия поЧС (на крупных объектах), отдел (сектор, работники) по ГО и ЧС, нештатная эвакуационная комис­сия, службы (убежищ и укрытий, противорадиационной и противохими­ческой защиты, материально-технического снабжения, аварийно-техни­ческая, связи, медицинская, транспортная, противопожарная), нештатные формирования общего назначения и формирования служб. В зависи­мости от типа объекта отдельные службы и формирования могут отсут­ствовать, а службы могут быть как прямого, так и двойного назначения. Кроме того, на особо важных объектах могут быть комиссии по повыше­нию устойчивости функционирования производства в ЧС военного вре­мени, служба наблюдения и лабораторного контроля (охраны окружаю­щей среды), дежурно-диспетчерская служба, информационного обеспе­чения и др.

Ведение ГО в полном объеме начинается с момента объявления состоя­ния войны. В мирное время все органы исполнительной власти и организаций обязаны планировать и проводить установленные мероприятия по гражданс­кой обороне.

Функции других республиканских органов государственного уп­равления

Наши рекомендации