Курс экологии содержит 6 разделов
Методические указания к практическим занятиям
По курсу ЭКОЛОГИЯ для бакалавров ИРИТ-РтФ
Введение
Методические указания предназначены для организации самостоятельной подготовки студентов к семинарским занятиям по курсу «Экология».
Методические указания включают темы семинаров, планы семинаров, рекомендации по выполнению домашних работ (рефератов), ориентировочный список литературы для подготовки к семинарским занятиям (включая перечень Интернет-ресурсов).
Работа студентов оценивается по интегральной рейтинговой системе. Академический рейтинг студента определяется по результатам выполнения контрольных мероприятий. Максимальная сумма баллов по каждому виду работ (лекции, практические занятия и промежуточная аттестация в форме зачета) равняется 100.
Вид работы | Нагрузка | Контрольные мероприятия текущей аттестации | Количество баллов | Коэффициент значимости |
Лекции, 100баллов | 34 час. | Посещение лекций | 0,6 | |
Работа с конспектами лекций | ||||
Экспресс-тестирование по темам лекций (2) | ||||
Написание реферата по списку предложенных тем | ||||
ИТОГО | ||||
Зачет 100 баллов | Промежуточная аттестация (компьютерное тестирование) | 0,4 | ||
Практические занятия 100 баллов | 18 час. | Посещение практических занятий | ||
Защита реферата | ||||
Тест по теме практического занятия (6) | ||||
ИТОГО |
Минимальное количество баллов, необходимых для допуска к зачету – 40.
Промежуточная аттестация (зачет) проводится в виде независимого компьютерного тестирования. Текущее оценивание работы студентов фиксируется в электронном модуле Балльно-рейтинговой системы.
В карте БРС результаты тестирования отражаются в блоке «Лекции», при этом коэффициенты значимости текущей и промежуточной аттестации в данном блоке следующие: текущая аттестация – 60 %, промежуточная – 40 %.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НАД РЕФЕРАТОМ
В рамках семинарских занятий студент должен подготовить не менее 2 докладов.
Одно из двух обязательных выступлений на семинаре оформляется в виде реферата (следовательно, тема реферата должна совпадать с темой одного из сообщений студента на семинарском занятии). Защита реферата сопровождается демонстрацией презентаций, иллюстраций и пр.
СОДЕРЖАНИЕ РЕФЕРАТА
После получения темы реферата необходимо просмотреть источники информации по предложенной теме. При написании работы можно использовать монографии, учебники, научные и научно-популярные журналы, а также материалы, которые можно найти в сети Internet (виртуальные учебники, обучающие сайты и пр.). В работе нельзя использовать в качестве источниковразмещенные в сети Internet безымянные тексты и рефераты.
Не следует начинать работу с обзора имеющихся «на просторах интернета» готовых рефератов – обычно они невысокого качества и не соответствуют требованиям, предъявляемым к работам студентов ИРИТ-РТФ.
Студент приступает к формированию содержания реферата только после согласования с преподавателем первых двух страниц работы – это ВВЕДЕНИЕ и СОДЕРЖАНИЕ. Объем введения – 0,5 – 1 стр.
Во введении необходимо:
- обосновать актуальность темы;
- указать объект и предмет исследования;
- сформулировать цель и задачи исследования;
- дать краткую аннотацию работы.
Если отсутствуют содержание и введение, написанное в соответствии с указанными требованиями, реферат далее НЕ ПРОВЕРЯЕТСЯ и возвращается студенту на доработку.
В целом реферат должен содержать обязательные элементы: содержание, введение, содержательную часть (делится на разделы, при необходимости – подразделы), заключение, список источников (не менее 8-12).
При необходимости формируются приложения (объемный статистический материал, справочные данные, громоздкие таблицы). Иллюстрации и небольшие таблицы помещаются в тексте. Нумеруются в содержании и в тексте только разделы и подразделы (введение, заключение, список литературы не нумеруются). Если в тексте реферата используется 2 и более приложения, они в содержании нумеруются: Приложение 1. Приложение 2. и т.д.
Заключение должно содержать содержательные выводы по работе.
ОФОРМЛЕНИЕ РЕФЕРАТА
Объём работы – 12-15 печатных страниц (кегль 12, интервал 1,5, поля 2 см, выравнивание текста – по ширине страницы). Объем приложений не регламентируется.
На титульном листе работы необходимо указать название учебного заведения, факультет, курс, тему работы, фамилии автора и преподавателя.
В конце работы необходимо привести список использованных источников в порядке цитирования (указать авторов, название источника, издание, город и издательство, год выхода, № выпуска – для журналов, число страниц).
В тексте работы послецитируемого текста необходимо указывать порядковый номер соответствующего источника из списка литературы (номер указывается в квадратных скобках, точка в предложении ставится после скобок). Если в тексте нет ссылки на источник, данный источник не может быть указан в списке.
Примеры оформления списка литературы:
Если вы цитируете монографию (т.е. отдельную книгу), в списке литературы указываем:
Тарасова В. И. Политическая история Латинской Америки : учеб. для вузов. 2-е изд. М.: Проспект, 2006. С. 305-412.
Если Вы используете как источник статью из журналов и сборников, указываем:
Адорно Т. В. К логике социальных наук // Вопросы философии. 1992. № 10. С. 76–86.
Интернет-документы можно в списке источников описать несколькими способами:
а) Логинова Л. Г. Сущность результата дополнительного образования детей // Образование: исследовано в мире : междунар. науч. пед. интернет-журн. 21.10.03. URL: http://www.oim.ru/reader.asp?nomer= 366 (дата обращения: 17.04.2014).
б) http://www.nlr.ru/index.html (дата обращения: 20.02.2007)
в) Рынок тренингов Новосибирска: своя игра [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://nsk.adme.ru/news/2006/07/03/2121.html (дата обращения: 17.09.2015).
Курс экологии содержит 6 разделов
N ДЕ | Разделы курса | N темы в разделе | Тема раздела |
Биосфера | Экология как наука | ||
Понятие биосферы, ее структура | |||
Живое вещество биосферы, его функции | |||
Круговороты веществ в биосфере | |||
Экосистемы | Экосистема: состав, структура, разнообразие | ||
Популяции в экосистеме | |||
Биотические связи организмов в биоценозах | |||
Трофические взаимодействия в экосистемах | |||
Продукция и энергия в экосистемах. Экологические пирамиды | |||
Динамика экосистем | |||
Организм и среда | Основные среды жизни | ||
Экологические факторы среды | |||
Закономерности действия экологических факторов на живые организмы. Лимитирующие факторы | |||
Адаптация организмов к факторам | |||
Глобальные экологические проблемы | Парниковый эффект | ||
Озоновые дыры | |||
Проблема кислотных осадков | |||
Энергетическая проблема | |||
Проблемы народонаселения и продовольствия | |||
Сокращение биоразнообразия | |||
Рациональное природопользование и охрана окружающей среды | Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды | ||
Мониторинг окружающей среды | |||
Водные ресурсы и их охрана | |||
Охрана атмосферного воздуха и почвы | |||
Экозащитная техника и технологии | |||
Особо охраняемые природные территории. Охрана животного и растительного мира | |||
Социально-экономические аспекты экологии | Экология и здоровье человека | ||
Основы экологического права и профессиональная ответственность | |||
Основы экономики природопользования | |||
Экологический контроль и экспертиза | |||
Экологические нормативы и стандарты |
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
СЕМИНАР 1. БИОСФЕРА КАК САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ СИСТЕМА | |
Структура и состав биосферы. Биогеохимические принципы эволюции В.И.Вернадского. Функции живого вещества. | |
Уровни организованности биосферы: химический – особенности химического состава биологических молекул, макро- и микроэлементы; структурный – особенности структуры макромолекул – белка и ДНК; термодинамический – особенности проявления 1 и 2 начала термодинамики в живых организмах (в частности – правило 10% для экосистем как проявление 1 начала ТД); энергетический –распределение энергии, полученной автотрофами, в трофических пирамидах; биологический(только обозначить! Рассматривать его будем на 2-м семинаре). | |
Самоорганизующиеся системы (сложность, открытость, неравновесность, нелинейность, диссипативность как свойства самоорганизующейся системы). Бифуркация. Аттрактор. | |
Биосфера как самоорганизующаяся система. Механизмы стабилизации (гомеостаз и саморегулирование) и термодинамика биологических систем. Положительные и отрицательные обратные связи. Принцип Ле Шателье-Брауна как системный принцип и его межпредметное проявление. | |
Механизмы, поддерживающие гомеостаз биосферы (круговороты воды, кислорода, углерода, азота, серы и фосфора в природе). | |
СЕМИНАР 2. ЭКОСИСТЕМЫ | |
Экосистема: состав, структура, разнообразие. | |
Трофические взаимодействия в экосистемах. Продукция и энергия в экосистемах. Экологические пирамиды. Правило 10 %. | |
Экологические факторы среды. Закономерности действия экологических факторов на живые организмы (закон минимума Либиха и закон толерантности Шелфорда, диаграмма выживания). | |
Адаптация организмов и приспособление видов как механизм самоорганизации биосферы. | |
Особо охраняемые природные территории. Охрана животного и растительного мира. Красная книга. | |
СЕМИНАР 3. АНТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА АТМОСФЕРУ | |
Кислотные дожди. Происхождение, экологический вред, методы предотвращения. | |
Озоновые дыры. Природа явления, причины возникновения (сопоставить альтернативные гипотезы о природном и антропогенном происхождении). Меры по восстановлению озонового слоя. | |
Изменение климата: глобальное потепление. Сопоставить альтернативные гипотезы о природных и антропогенных причинах парникового эффекта. Глобальное затемнение. | |
Энергетические проблемы человечества. Сравнение экологического вреда ТЭС и АЭС. Перспективы развития АЭС.Нетрадиционные источники энергии: экологическая “чистота” и перспективы использования. | |
Обзор методов очистки воздуха. |
СЕМИНАР 4. АНТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ГИДРОСФЕРУ И ПЕДОСФЕРУ | ||
Роль гидросферы в самоорганизации биосферы. Самоочищение водоемов. | ||
Использование водных ресурсов – водопользование и водопотребление. Техногенное загрязнение природных вод (промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, бытовые нужды). | ||
Обзор методов очистки производственных сточных вод (механические, химические, биологические методы очистки). | ||
Почва как биокосное вещество. Функции почвы. Роль почв в жизни человека. Влияние чужеродных химических веществ на почвенный слой Земли. | ||
Твердые отходы и охрана природы. Обзор методов утилизации и вторичного использования твердых отходов. | ||
СЕМИНАР 5. ФИЗИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ | ||
Электромагнитные излучения природного и антропогенного характера, их воздействие на живую природу и человека. Эл/магнитное загрязнение среды. Эл/магнитный смог. | ||
Ионизирующее излучение в биосфере. Радиация как экологический фактор (природный и техногенный источники). Особенности распространения радионуклидов различного происхождения в окружающей среде. | ||
Воздействие радиоактивного излучения на живой организм. Методы защиты. | ||
Принципиальная схема работы АЭС. Авария на Чернобыльской АЭС. | ||
Радиоактивное загрязнение на Урале. Аварии на зарубежных АЭС. | ||
СЕМИНАР 6. ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА | ||
Влияние качества питьевой воды и воздуха на здоровье человека. | ||
Воздействие на организм человека шума и вибрации. | ||
Влияние продуктов питания на здоровье человека. Канцерогенные факторы окружающей человека среды. | ||
Урбанизация как экологический фактор. Психологические аспекты экологических проблем. Социальные болезни как следствие социальных явлений. | ||
Достижения и проблемы генной инженерии. | ||
СЕМИНАР 7. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | ||
1. | Демографические и продовольственные аспекты глобальных экологических проблем. | |
2. | Римский клуб и доклад «Пределы роста». Прогнозные модели мировой динамики. | |
3. | Стратегии выживания человечества. Концепция устойчивого развития. | |
4. | Конференция в Рио-де-Жанейро: цели и итоги. | |
5. | Экологическая стратегия развития Российской Федерации. Идеи Н.Н. Моисеева. | |
СЕМИНАР 8. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ | ||
1. | Природоохранное законодательствои основы экологического права. Основы экономики природопользования. | |
2. | Нормирование в области охраны окружающей среды. Нормативы и стандарты. | |
3. | Экологический менеджмент.Экологический контроль и экспертиза. Экологический аудит. | |
4. | Экологический мониторинг. Виды мониторинга. | |
5. | Экологическая сертификация. Экологическая маркировка. | |
Интернет-ресурсы
1. biodat.ru - BioDat - информационно-аналитический сайт о природе России и экологии
2. http://www.slovo.ws/urok/biology/11/01/txt/10.html#zmest – учебник по экологии
3. http://www.priroda.ru/lib/ - библиотека «Природа России»
4. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra00.htm - Web-Атлас «Окр.среда и здоровье населения России»
5. http://www.ecolife.ru/slovar/index-s.shtml - популярный экологический журнал
6. http://www.ecolife.ru/index.shtml - экопортал «Экология и жизнь»
7. http://www.seu.ru/documents/doctrine/index.htm -Экологическая доктрина РФ (2002)
8. http://www.ecolife.ru/slovar/index-s.shtml - экологический словарь
9. http://greenfuture.ru/ - экологическое сообщество (портал)
10. http://ecoinformatica.srcc.msu.ru/ - сайт «экологическая информация»
11. http://ecoportal.ru/katal.php - Всероссийский экологический портал
12. http://elementy.ru/news?theme=26460 – новости в области экологии (дайджест)
13. http://vernadsky.lib.ru/ - электронный архив Вернадского
14. http://www.igrunov.ru/cat/vchk-cat-names/moiseev/articles/ - сайт Н.Н. Моисеева
15. http://www.igrunov.ru/cat/vchk-cat-bibl/articles/peccei/ - Печчеи «Человеческие качества»
16. http://www.igrunov.ru/vin/vchk-vin-discipl/ecology/liter/kioto-protokol.html - Киотский протокол
17. http://www.ektor.ru/pages/iso.asp?id=6 – экологический менеджмент
18. http://enrin.grida.no/htmls/kyrghiz/soe2/russian/climats.htm - изм. климата в Киргизии
19. http://www.infmed.kharkov.ua/EMPZd.htm - влияние электромагнитных полей на здоровье
20. http://www.tesla.ru – Центр электромагнитной безопасности (сайт)
21. http://www.vrednost.ru – Вредное воздействие мобильных телефонов (сайт)
Это лишь малая часть интернет-ресурсов, которые можно использовать при подготовке к семинарским занятиям и при написании реферата. Если Вам встретилась интересная информация по экологической тематике, хороший учебник или иллюстрации (презентации) к изучаемому материалу, пожалуйста
ПОПОЛНИТЕ СПИСОК РЕСУРСОВ – ПРИШЛИТЕ ССЫЛКУ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ )))
С уважением, Колясникова Наталья Николаевна