Программа воспитания и социализации обучающихся содержит шесть разделов.

Первые два – «Цель и общие задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы» и «Ценностные установки воспитания и социализации российских школьников» в основном воспроизводят соответствующие разделы Концепции, ориентируя их содержание на начальную общеобразовательную школу (ввиду принципиальной важности определения национального воспитательного идеала, цели, задач и базовых ценностей воспитания и социализации эти разделы включены в Примерную программу).

В третьем разделе – «Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальной школы» – общие задачи воспитания систематизированы по основным направлениям воспитания и социализации младших школьников:

• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

• воспитание нравственных чувств и этического сознания;

• воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

• формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

• воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

В каждом из направлений воспитания и социализации обучающихся раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей.

Четвертый раздел – «Содержание воспитания и социализации учащихся начальной школы» – включает характеристику современных особенностей воспитания и социализации младших школьников, раскрывает основные подходы к организации воспитания и социализации обучающихся (аксиологический, системно-деятельностный, развивающий). В этом разделе общие задачи воспитания и социализации российских школьников конкретизируются с учетом младшего школьного возраста и систематизируются по основным направлениям воспитания и социализации обучающихся, а также приводятся примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы.

Пятый раздел – «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации учащихся начальной школы» – формулирует и раскрывает:

• основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности, особенности этой работы в современных условиях;

• задачи, формы и содержание повышения педагогической культуры родителей, взаимодействия школы с общественными и традиционными религиозными организациями.

В шестом разделе – «Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся начальной школы» определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у младших школьников по каждому из направлений воспитания и социализации.

Программа воспитания и социализации обучающихся носит рекомендательный характер. Вместе с тем обязательными при организации воспитательного процесса являются определенные в Примерной программе и Концепции национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей, основные направления воспитания и социализации.

Виды деятельности и формы их осуществления рассматриваются как примерные, ориентировочные. Определение конкретного содержания воспитания и социализации по каждой школе, каждому классу осуществляется с учетом реальных условий, индивидуальных особенностей младших школьников, потребностей учащихся и их родителей.

Средовое проектирование

Создание среды, школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности школы. Именно в этом пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности.

В Образовательном учреждении организованы подпространства, позволяющие обучающимся: • изучать символы российской государственности и символы города Ливны; историю,

культурные традиции, достижения учащихся и педагогов школы (материалы в школьном музее, кабинете истории, сменные выставки в школьной библиотеке, конкурсы рисунков).

• осваивать ценности здорового образа жизни (спортивный зал, организация Дней здоровья, работа медицинского кабинета).

• демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности (внеклассные мероприятия, классные часы, участие в культурно-массовых мероприятиях).

Совместная деятельность Образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному воспитанию и развитию обучающихся

Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия Образовательного учреждения и семьи в целях духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся в следующих направлениях:

• Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся путем проведения родительских собраний, организации родительского лектория, выпуска информационных материалов и публичных докладов Образовательного учреждения по итогам работы за год и т.п.

• Совершенствование межличностных отношений педагогов, обучающихся и родителей (законных представителей) путем организации совместных мероприятий, праздников, акций (например, концертные постановки ко дню учителя и дню мамы и т.п.).

• Расширение партнерских взаимоотношений с родителями (законными представителями) путем привлечения их к активной деятельности, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных акций и т.п.

Наши рекомендации