Методические рекомендации преподавателю. Лекционный курс по управлению персоналом содержит все необходимые дидактические единицы ГОС, включающие отдельные темы или вопросы курса

Лекционный курс по управлению персоналом содержит все необходимые дидактические единицы ГОС, включающие отдельные темы или вопросы курса.

При чтении лекций необходимо уделять достаточно внимания теоретической основе рассматриваемых тем: показывать взаимосвязь теорий управления с отдельными аспектами управления персоналом, различными технологиями, практической деятельностью конкретных организаций (предприятий). При изучении каждой темы необходимо уделять внимание основным понятиям, а также показывать последовательность этапов формирования системы управления персоналом.

В лекционный материал, связанный с технологиями управления персоналом необходимо включать особенности планирования, организации, проведения изучаемых управленческих процессов и явлений,

Особо выделяются взаимосвязи системы управления персоналом с другими сферами деятельности различных организаций, общества в целом, что позволяет прослеживать междисциплинарные связи. Изучаемые темы должны связываться с практической деятельностью специалистов-менеджеров.

Планы практических (семинарских) занятий

Тема 1. Персонал предприятия как объект управления. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием

1. Персонал предприятия как объект управления.

2. Понятие «управление персоналом».

3. Место и роль управления персоналом в системе управления организацией.

4. Свойства системы управления персоналом.

5. Структура персонала.

6. Понятие персонального потенциала и кадрового потенциала.

Задания

1. Изобразить схематично систему любой организации и выделить подсистемы, элементы с соответствующими названиями.

2. Описать функции обозначенных подсистем и элементов.

Методические рекомендации

При подготовке к первому вопросу необходимо обратить внимание на особенности объекта управления - работника организации, сравнить его с другими объектами воздействия человека. Определяя термин «управление персоналом», необходимо рассмотреть два аспекта: централизованное и децентрализованное управление персоналом. Прежде чем рассматривать управление персоналом как систему, необходимо повторить понятия «система», «функции» и «структура» и только затем выявлять свойства системы управления персоналом, ее структуру и особенности изучения.

При выполнении заданий необходимо вначале изобразить всю систему с четко обозначенными элементами, а затем выделить подсистемы и описать их функции.

Тема 2. Теории управления о роли человека в организации

1. Формирование науки об управлении. Классические теории (Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Л. Урвик, М. Вебер, Г. Форд, А. Гастев, П. Керженцев).

2. Теории человеческих отношений (Э. Мэйо, К. Арджерис, Р. Ликарт. {* Блейк и др.).

3. Теория человеческих ресурсов (А. Маслоу, Ф. Герцберг; Д. Макгрегор и

др.).

4, Основные модели кадрового менеджмента.

5. Основные отличия управления человеческими ресурсами от управления персоналом.

Задания

1. Найти отличия между основными положениями теории человеческих

ресурсов и классическими теориями управления.

2. Найти отличия между основными положениями теории человеческих

отношений и классическими теориями управления.

Методические рекомендации

При подготовке к первым трем вопросам необходимо уделить внимание эволюции взглядов на процесс управления' работниками организации: от простого контроля (классические теории) до учета мотивационных механизмов (теория человеческих ресурсов), а также на функции руководителей в соответствии с каждой теорией. При рассмотрении вопроса о моделях кадрового менеджмента нужно проследить изменение роли кадровых менеджеров в процессе управления организацией.

При выполнении заданий необходимо найти отличия между названными теориями, которые можно сопоставить и сравнить. Рекомендуется выполнить данные задания в виде таблицы.

Наши рекомендации