Биологически детерминированные основы агрессивного поведения.
Типы агрессивного поведения можно разделить в порядке их доминирования в онтогенезе:
1. Исследовательская агрессия - агрессивное поведение детеныша по отношению к родителям или воспитателям. Это важный способ познания мира, с помощью которого потомок устанавливает «границы дозволенного». Родительские запреты, регулируемые наказанием, очерчивают круг действий, предохраняющих потомка от неблагоприятных последствий, при этом даже в строго иерархических социальных группах детеныши пользуются широкой свободой, по сравнению с взрослыми особями группы.
2. Игровая агрессия. Подростковое поведение, моделирующее поведение взрослых особей. Это «проба сил», когда в играх сверстников ребенок оценивает свои физические возможности, сообразительность, приобретает охотничьи навыки или методы обороны, здесь же формируется психофизиология конкуренции, партнерства и брачного поведения.
3. Подростковая агрессия наступает во время полового созревания и обычно сменяет игровую. Подростковая агрессия и направлена против взрослых членов группы. Это попытка освободиться от предстоящего «распределения» - получения ранга в иерархической группе, который будет заведомо ниже, чем у вожака. Подростковая агрессия вызвана подсознательным желанием сохранить ту свободу, которой он пользовался в детстве, и избежать обязанностей, которые он должен исполнять в социальной группе. Для сохранения иерархического порядка и снижения уровня внутригрупповой агрессии павиан-вожак изгоняет подростков из семьи. Изгнанники из разных групп объединяются и создают подростковые стаи самцов, нападающих на семейные сообщества, пытаясь изгнать вожака и занять его место. Это поддерживает высокий уровень агрессивности доминантного самца, который должен доказать свои преимущества не только вожаку семьи, но и бывшим партнерам. На вершине иерархии он становится «образцовым семьянином» и врагом подросших самцов. Подобные сюжеты характерны и для диких копытных - лошадей, зебр и т.п.
4. Агрессия доминирования. Эта форма агрессии реализуется после наступления половой зрелости. Это наиболее мощная форма агрессии, поскольку результат агрессивного поведения определяет место особи в социальной группе. Обычно это конфликт между старыми вожаками и молодыми претендентами. Степень жестокости конфликта необычайно высока - это борьба за право оставить свои гены в популяции, у павианов в каждом поколении возможность возглавить семью и оставить потомство могут не более 25% самцов, остальные не участвуют в воспроизводстве своих генотипов.
5. Половая агрессия. Это форма взаимодействия между самцами, сходная с агрессией иерархии, отличие состоит лишь в том, что она носит сезонный характер и обычно у животных, не создающих постоянных семейных групп. В стабильных семейных группах у доминантного самца подобных проблем нет или они возникают крайне редко, если хозяин группы здоров и молод. Агрессия может быть визуальной - демонстрация достоинств брачного наряда у тетеревов или павлинов и контактной - бои за самку у оленей.
6. Родительская агрессия - неадекватный ответ воспитателя на поведение воспитуемого. Она проявляется в ситуациях, когда родитель не имеет возможности (или желания) тратить время на мягкое ограничение действий потомка - в таких условиях наказание обычно превышает степень вины. Родительская агрессия неадаптивна, так как разрушает у потомка сложившиеся представления о границах дозволенного.
Для некоторых видов можно выделить пищевую агрессию - агрессию хищника против жертвы и агрессию хищника против хищника - гиеновые собаки легко отбирают у львов или гепардов убитую ими добычу. Особая форма агрессии - территориальная. При интенсивном размножении группы и при ограниченных территорией ресурсах значительно возрастает уровень внутригрупповой агрессии и количество слабо мотивированных межличностных конфликтов. Такая ситуация снижает приспособленность популяции, и оптимальным выходом оказывается перевод внутригрупповой агрессии на межгрупповые конфликты. Оптимальным поводом для переключения агрессии является захват чужой территории.
Назовите причины немотивированной агрессии (не биологически детерминированные)
Среди них на первом месте стоит ксенофобия - страх перед неизвестным, чужеродным. Агрессивная реакция на новый объект обусловлена эмоционально и связана со слабо активированной аналитической способностью мозга. Доминирование эмоциональной сферы определяет большую палитру фобий: клаустрофобия - боязнь закрытых пространств, агорафобия - боязнь открытых пространств (у мышей тип нервной системы определяют по количеству дефекаций в новом открытом пространстве) и т.д.
Другая причина немотивированной агрессии - нарушение доминанты. Доминанта (лат. dominantis — господствующий), по А.А. Ухтомскому, - мотивационное возбуждение в мозгу при одновременном торможении других рефлексов. Доминанта может быть пищевой, половой, оборонительной и т.д. Попытка изменить доминанту вызывает агрессивную реакцию - знакомая собака может «немотивированно» укусить, если нарушается ее пищевая доминанта.
Фрустрация (лат. frustratio - обман, неудача) - состояние подавленности, безысходности, как результат невыполнения поставленной цели может дать мощную агрессивную реакцию по типу «все или ничего». Это поведение крысы, загнанной в угол, которой нечего терять, и в этих ситуациях даже сильный враг отступает. Подобная форма агрессии - отвага отчаяния, она чрезвычайно опасна, поэтому при внутрипопуляционных конфликтах доминирующий самец всегда дает возможность противнику уйти от завершающей схватки.