Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________Л.М. Волосникова

«_________»_____________ 2011__г.

Социальная экология

Учебно – методический комплекс

для студентов ОДО направления 022000.62 «Экология и природопользование»

профили «Геоэкология», «Природопользование»

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _____________________________/В.А. Ермолаева./

« »___________2011__г.

Рассмотрено на заседании кафедры социально – экономической географии и природопользования _______________________________________________________

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем ___ стр.

Зав. кафедрой ______________________________/В.А. Осипов./

«______»___________ 2011__ г.

Рассмотрено на заседании УМК Института математики, естественных наук и компьютерных технологий

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/О.А. Столярова./

«______»_____________2011_ г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/С.А. Федорова/

«______»_____________2011__ г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ МАТЕМАТИКИ, ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ И

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

В.А. Ермолаева

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ

Учебно – методический комплекс

для студентов ОДО направления 022000.62 «Экология и природопользование»

профили «Геоэкология», «Природопользование»

Тюменский государственный университет

УДК: 504.062

ББК: Б18

П 77

В.А. Ермолаева. Социальная экология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа и методические указания для студентов очной формы обучения Института математики, естественных наук и информационных технологий по направлению

« Экология и природопользование». Профили подготовки –

« Геоэкология» и «Природопользование» Тюмень, 2011, 48 стр.

Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Пр ООП ВПО подготовки бакалавров по направлению «Экология и природопользование» и профилю «Геоэкология», «Природопользование».

Учебная программа « Социальная экология» опубликована на сайте Тюм.ГУ . Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой социально – экономической географии и природопользования. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: В.А. Осипов, д. г. н., профессор

РЕЦЕНЗЕНТЫ: В.А. Игнатова, д.п.н., профессор.

В.А. Добрякова, к.г.н., доцент.

© Тюменский государственный университет, 2011

© В.А. Ермолаева, 2011.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

2. СТРУКТУРА И ТРУДОЁМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ 5

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6

4. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

СВЯЗИ С ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМИ (ПОСЛЕДУЮЩИМИ ДИСЦИПЛИНЫ) 9

5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 9

6. СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 16

7. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 27

7.1. Тесты для самопроверки 27

7.2. Контрольные работы 32

7.3. Перечень тем рефератов 33

7.4. Вопросы для написания эссе 35

7.5. Перечень вопросов к экзамену 36

7.6. Глоссарий 40

8.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 46

9.УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКООЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 47

9.1. Основная литература 47

9.2. Дополнительная литература 48

9.3. Программное обеспечение и интернет ресурсы 49

10. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 49

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цели и задачи дисциплины

Цель курса

Развитие у студентов общей экологической культуры личности, а также совершенствование профессиональной подготовки будущих специалистов через ознакомление с основами организации и функционирования социоприродных систем, принципами взаимодействия человека, общества и природы, закономерностями функционирования и развития человека в жизненной среде, концептуальными основами экологического образования и воспитания.

Задачи курса:

  • ознакомить студентов с основами общей и социальной экологии, экологии человека, природопользования, экологической педагогики;
  • обеспечить непрерывность и преемственность экологического образования на стадиях общеобразовательной и профессиональной подготовки;
  • повысить уровень профессиональной компетентности студентов посредством установления системы межпредметных связей содержания курса с содержанием профилирующих дисциплин.

1.2. Место курса в структуре ООП Бакалавриата

«Социальная экология» входит в базовую (общепрофессиональную) часть дисциплин по направлению «Экология и природопользование».

Учебный курс имеет большую идеологическую значимость в конкретизации понимания системы "общество-природа" с целью выделения в ней качественно особой области взаимодействия природы и общества - очеловеченной природы, являющейся зоной перехода природы в общество и общества в природу. Только в этом случае появляется возможность выявить различные формы зависимости, во-первых, общества от природы, что находит свое выражение в существовании натурогенных и натуроплагенных (от лат. plaga - толчок) социальных процессов, во-вторых, природы от общества, что, в свою очередь, находит выражение в существовании социогенных и социплагенных природных процессов.

Курс тесно связан с другими дисциплинами, изучаемыми по времени параллельно, до и после данного курса. К числу таких дисциплин относятся: «Экология», «Экология человека», «История отечества», «История мировой культуры», «Концепции современного естествознания», «Геоэкология» и др.

При изучении дисциплины студенты опираются на теоретические знания и умения изученных ранее дисциплин: «Всемирная история», «История Отечества», «Экология человека», «Общая экология», «Экономика природопользования» и др.

Знания, полученные в ходе изучения дисциплины, «Социальная экология» являются необходимыми в освоении курсов: «Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды», «Оценка воздействия на окружающую среду» и ряда других дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла.

1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения дисциплины

Определяются ФГОС ВПО по направлению подготовки «Экология и природопользование».

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

бакалавр по направлению Экология и природопользование должен обладать следующими компетенциями:

общепрофессиональными компетенциями: иметь базовые общепрофессиональные (общеэкологические) представления о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды (ПК-4).

В ходе изучения дисциплины студент должен овладеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, анализировать социально значимые проблемы и процессы;

обладать базовыми знаниями отечественной истории, пониманием причинно-следственных связей в развитии российского общества, основ философии, основ экономики и социологии, способствующими развитию общей культуры и социализации личности, умением их использовать в области экологии и природопользования, а также базовыми представлениями о приверженности к этическим ценностям;

иметь базовые знания в области информатики и современных геоинформационных технологий, владеть навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, умением создавать базы данных и использовать ресурсы Интернета, владеть ГИС-технологиями; уметь работать с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач.

В результате освоения дисциплины, обучающийся должен:

· Знать

- причины и тенденции развития проблем социальной экологии;

- фундаментальные понятия, законы и принципы социальной экологии;

- основные результаты воздействия общества на природу в

доисторическое и историческое время; экологические последствия этого воздействия;

- предпосылки, сущность и проявления социально-экологических проблем;

- закономерности развития социоэкосистем и их компонентов;

- условия устойчивого развития человечества;

- нравственно-этические основы экологической культуры.

· Уметь:

- объяснить причинно-следственные связи экологических и исторических процессов, влияние человека на экологические явления, идеи устойчивого развития, экологической деятельности и культуры;

- анализировать различные экологические ситуации, принимать конкретные решения по их улучшению.

· Владеть математическим аппаратом экологических наук, для обработки информации и анализа данных по экологии и природопользованию

2. СТРУКТУРА И ТРУДОЁМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ

Семестр - 8, форма промежуточной аттестации – зачет, общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы – 72 часа.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 1.

№ п/п Модули и разделы Неделя семестра Виды учебной работы и самостоятельная работа в часах Итого часов по теме Их них в интерактивной форме, в часах Итого количество баллов  
лекции Практические занятия Самостоятельная работа  
Модуль1. Взаимоотношение общества и природы  
1.1. Введение. Становление взаимоотношений человека и природы на заре истории цивилизации 0-10  
1.2. Социально – экологическое взаимодействие и его субъекты 0-10  
1.3. Взаимодействие общества и природы в истории цивилизации 3 -4 0-20  
1. 4 Глобальные проблемы человечества и пути их решения 5 -6 0- 10  
  Всего по модулю   0- 50  
Модуль 2. Социальные факторы экоразвития  
2.1. Поведение человека в естественной и социальной среде 0-10
2.2. Экология жизненной среды 0-10
2.3. Элементы экологической этики 0 -10
2.4. Социальные факторы экоразвития 0-10
2.5. Элементы экологической педагогики 0-10
2.6. Всего по модулю   0 -50
  Итого (часов, баллов)   0-100
  Из них в интерактивной форме        
                     

Таблица 2.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы Устный опрос Письменные работы Технические Формы контроля Информационные Системы и технологии Количество баллов
коллоквиум ответ на семинаре собеседование контрольная работа тестирование реферат эссе компьютерные программы компьютерные симуляции электронный практикум Пр. работы с картой
Модуль 1.  
Тема 1 0 -1 0 -3 0 - 1 0 -5 - - -         0 -10
Тема 2 0- 4 0 -3 0-2         0-1       0- 10
Тема 3 0 -1 0 -1   0 -3 0 -5 0-10           0 -20
Тема 4   0-3     0-5         0-2   0-10
всего 0- 6 0-10 0-3 0-8 0-10 0-10   0-1   0-2   0- 50
Модуль 2.  
Тема 1 0-1 0-1 0-3 0-5               0 -10
Тема 2   0-1 0-3 0-5       0-1       0 -10
Тема 3. 0-4           0-5 0-1       0-10
Тема 4.   0-3   0-5       0-2       0-10
Тема 5. 0-4     0-5       0-1       0-10
Всего 0-9 0 -5 0-6 0-20     0-5 0 -5       0 - 50
Итого 0-15 0-15 0-9 0-28 0-10 0-10 0-5 0-6   0-2   0-100

Таблица 3.

Планирование самостоятельной работы студентов

  Модули и темы Виды СРС № недели семестра Объем В час. Кол-во баллов
Обязательные Дополнительные
Модуль1. Взаимоотношение общества и природы Работа с литературными источниками.   1-2    
1.1. Введение. Становление взаимоотношений человека и природы на заре истории цивилизации. Работа с литературными источниками, подготовка к семинару, коллоквиуму и к/р Подготовка доклада на семинарское занятие 0 - 10
1.2. Социально – экологическое взаимодействие и его субъекты Подготовка доклада на семинарское занятие Составление презентации 0 -10
1.3. Взаимодействие общества и природы в истории цивилизации Работа с учебной литературой. Подготовка к тестированию. Написание реферата по теме. Составление презентации по теме занятий. 3-4 0 -20
1.4. Глобальные проблемы человечества и пути их решения Работа с учебной литературой. Подготовка к семинару Написание доклада по теме занятия. 5-6 0-10
  Всего по модулю 1: 0 -50
  Модуль 2. Социальные факторы экоразвития
2.1. Поведение человека в естественной и социальной среде Подготовка к семинару, изучение учебной литературы. Изучение дополнительной литературы по теме. Написание контрольной работы. 0-10  
2.2. Элементы экологической этики Изучение учебной литературы. Подготовка к собеседованию. Подготовка доклада к семинару. 0-10
2.3. Элементы экологической этики Изучение учебной литературы. Подготовка к коллоквиуму. Составление эссе 0-10
2.4. Социальные факторы экоразвития Изучение учебной литературы. Подготовка к контрольной работе. Изучение дополнительной литературы. Написание реферата. 0-10
2.5. Элементы экологической педагогики Изучение учебной литературы. Подготовка к семинару. Составление презентаций по теме семинара. 0-10
  Всего по модулю 2       0-50
  Итого       0-100
                 

Наши рекомендации