Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»:
Проректор по учебной работе
_______________________Л.М. Волосникова
«_________»_____________ 2011__г.
Социальная экология
Учебно – методический комплекс
для студентов ОДО направления 022000.62 «Экология и природопользование»
профили «Геоэкология», «Природопользование»
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:
Автор работы _____________________________/В.А. Ермолаева./
« »___________2011__г.
Рассмотрено на заседании кафедры социально – экономической географии и природопользования _______________________________________________________
Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:
Объем ___ стр.
Зав. кафедрой ______________________________/В.А. Осипов./
«______»___________ 2011__ г.
Рассмотрено на заседании УМК Института математики, естественных наук и компьютерных технологий
Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.
«СОГЛАСОВАНО»:
Председатель УМК ________________________/О.А. Столярова./
«______»_____________2011_ г.
«СОГЛАСОВАНО»:
Зав. методическим отделом УМУ_____________/С.А. Федорова/
«______»_____________2011__ г.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ МАТЕМАТИКИ, ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ И
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
В.А. Ермолаева
СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ
Учебно – методический комплекс
для студентов ОДО направления 022000.62 «Экология и природопользование»
профили «Геоэкология», «Природопользование»
Тюменский государственный университет
УДК: 504.062
ББК: Б18
П 77
В.А. Ермолаева. Социальная экология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа и методические указания для студентов очной формы обучения Института математики, естественных наук и информационных технологий по направлению
« Экология и природопользование». Профили подготовки –
« Геоэкология» и «Природопользование» Тюмень, 2011, 48 стр.
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Пр ООП ВПО подготовки бакалавров по направлению «Экология и природопользование» и профилю «Геоэкология», «Природопользование».
Учебная программа « Социальная экология» опубликована на сайте Тюм.ГУ . Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой социально – экономической географии и природопользования. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: В.А. Осипов, д. г. н., профессор
РЕЦЕНЗЕНТЫ: В.А. Игнатова, д.п.н., профессор.
В.А. Добрякова, к.г.н., доцент.
© Тюменский государственный университет, 2011
© В.А. Ермолаева, 2011.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
2. СТРУКТУРА И ТРУДОЁМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ 5
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6
4. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ
СВЯЗИ С ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМИ (ПОСЛЕДУЮЩИМИ ДИСЦИПЛИНЫ) 9
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 9
6. СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 16
7. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 27
7.1. Тесты для самопроверки 27
7.2. Контрольные работы 32
7.3. Перечень тем рефератов 33
7.4. Вопросы для написания эссе 35
7.5. Перечень вопросов к экзамену 36
7.6. Глоссарий 40
8.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 46
9.УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКООЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 47
9.1. Основная литература 47
9.2. Дополнительная литература 48
9.3. Программное обеспечение и интернет ресурсы 49
10. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 49
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Цели и задачи дисциплины
Цель курса
Развитие у студентов общей экологической культуры личности, а также совершенствование профессиональной подготовки будущих специалистов через ознакомление с основами организации и функционирования социоприродных систем, принципами взаимодействия человека, общества и природы, закономерностями функционирования и развития человека в жизненной среде, концептуальными основами экологического образования и воспитания.
Задачи курса:
- ознакомить студентов с основами общей и социальной экологии, экологии человека, природопользования, экологической педагогики;
- обеспечить непрерывность и преемственность экологического образования на стадиях общеобразовательной и профессиональной подготовки;
- повысить уровень профессиональной компетентности студентов посредством установления системы межпредметных связей содержания курса с содержанием профилирующих дисциплин.
1.2. Место курса в структуре ООП Бакалавриата
«Социальная экология» входит в базовую (общепрофессиональную) часть дисциплин по направлению «Экология и природопользование».
Учебный курс имеет большую идеологическую значимость в конкретизации понимания системы "общество-природа" с целью выделения в ней качественно особой области взаимодействия природы и общества - очеловеченной природы, являющейся зоной перехода природы в общество и общества в природу. Только в этом случае появляется возможность выявить различные формы зависимости, во-первых, общества от природы, что находит свое выражение в существовании натурогенных и натуроплагенных (от лат. plaga - толчок) социальных процессов, во-вторых, природы от общества, что, в свою очередь, находит выражение в существовании социогенных и социплагенных природных процессов.
Курс тесно связан с другими дисциплинами, изучаемыми по времени параллельно, до и после данного курса. К числу таких дисциплин относятся: «Экология», «Экология человека», «История отечества», «История мировой культуры», «Концепции современного естествознания», «Геоэкология» и др.
При изучении дисциплины студенты опираются на теоретические знания и умения изученных ранее дисциплин: «Всемирная история», «История Отечества», «Экология человека», «Общая экология», «Экономика природопользования» и др.
Знания, полученные в ходе изучения дисциплины, «Социальная экология» являются необходимыми в освоении курсов: «Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды», «Оценка воздействия на окружающую среду» и ряда других дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла.
1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения дисциплины
Определяются ФГОС ВПО по направлению подготовки «Экология и природопользование».
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
бакалавр по направлению Экология и природопользование должен обладать следующими компетенциями:
общепрофессиональными компетенциями: иметь базовые общепрофессиональные (общеэкологические) представления о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды (ПК-4).
В ходе изучения дисциплины студент должен овладеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, анализировать социально значимые проблемы и процессы;
обладать базовыми знаниями отечественной истории, пониманием причинно-следственных связей в развитии российского общества, основ философии, основ экономики и социологии, способствующими развитию общей культуры и социализации личности, умением их использовать в области экологии и природопользования, а также базовыми представлениями о приверженности к этическим ценностям;
иметь базовые знания в области информатики и современных геоинформационных технологий, владеть навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, умением создавать базы данных и использовать ресурсы Интернета, владеть ГИС-технологиями; уметь работать с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач.
В результате освоения дисциплины, обучающийся должен:
· Знать
- причины и тенденции развития проблем социальной экологии;
- фундаментальные понятия, законы и принципы социальной экологии;
- основные результаты воздействия общества на природу в
доисторическое и историческое время; экологические последствия этого воздействия;
- предпосылки, сущность и проявления социально-экологических проблем;
- закономерности развития социоэкосистем и их компонентов;
- условия устойчивого развития человечества;
- нравственно-этические основы экологической культуры.
· Уметь:
- объяснить причинно-следственные связи экологических и исторических процессов, влияние человека на экологические явления, идеи устойчивого развития, экологической деятельности и культуры;
- анализировать различные экологические ситуации, принимать конкретные решения по их улучшению.
· Владеть математическим аппаратом экологических наук, для обработки информации и анализа данных по экологии и природопользованию
2. СТРУКТУРА И ТРУДОЁМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Семестр - 8, форма промежуточной аттестации – зачет, общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы – 72 часа.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 1.
№ п/п | Модули и разделы | Неделя семестра | Виды учебной работы и самостоятельная работа в часах | Итого часов по теме | Их них в интерактивной форме, в часах | Итого количество баллов | ||||
лекции | Практические занятия | Самостоятельная работа | ||||||||
Модуль1. Взаимоотношение общества и природы | ||||||||||
1.1. | Введение. Становление взаимоотношений человека и природы на заре истории цивилизации | 0-10 | ||||||||
1.2. | Социально – экологическое взаимодействие и его субъекты | 0-10 | ||||||||
1.3. | Взаимодействие общества и природы в истории цивилизации | 3 -4 | 0-20 | |||||||
1. 4 | Глобальные проблемы человечества и пути их решения | 5 -6 | 0- 10 | |||||||
Всего по модулю | 0- 50 | |||||||||
Модуль 2. Социальные факторы экоразвития | ||||||||||
2.1. | Поведение человека в естественной и социальной среде | 0-10 | ||||||||
2.2. | Экология жизненной среды | 0-10 | ||||||||
2.3. | Элементы экологической этики | 0 -10 | ||||||||
2.4. | Социальные факторы экоразвития | 0-10 | ||||||||
2.5. | Элементы экологической педагогики | 0-10 | ||||||||
2.6. | Всего по модулю | 0 -50 | ||||||||
Итого (часов, баллов) | 0-100 | |||||||||
Из них в интерактивной форме | ||||||||||
Таблица 2.
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
№ темы | Устный опрос | Письменные работы | Технические Формы контроля | Информационные Системы и технологии | Количество баллов | |||||||
коллоквиум | ответ на семинаре | собеседование | контрольная работа | тестирование | реферат | эссе | компьютерные программы | компьютерные симуляции | электронный практикум | Пр. работы с картой | ||
Модуль 1. | ||||||||||||
Тема 1 | 0 -1 | 0 -3 | 0 - 1 | 0 -5 | - | - | - | 0 -10 | ||||
Тема 2 | 0- 4 | 0 -3 | 0-2 | 0-1 | 0- 10 | |||||||
Тема 3 | 0 -1 | 0 -1 | 0 -3 | 0 -5 | 0-10 | 0 -20 | ||||||
Тема 4 | 0-3 | 0-5 | 0-2 | 0-10 | ||||||||
всего | 0- 6 | 0-10 | 0-3 | 0-8 | 0-10 | 0-10 | 0-1 | 0-2 | 0- 50 | |||
Модуль 2. | ||||||||||||
Тема 1 | 0-1 | 0-1 | 0-3 | 0-5 | 0 -10 | |||||||
Тема 2 | 0-1 | 0-3 | 0-5 | 0-1 | 0 -10 | |||||||
Тема 3. | 0-4 | 0-5 | 0-1 | 0-10 | ||||||||
Тема 4. | 0-3 | 0-5 | 0-2 | 0-10 | ||||||||
Тема 5. | 0-4 | 0-5 | 0-1 | 0-10 | ||||||||
Всего | 0-9 | 0 -5 | 0-6 | 0-20 | 0-5 | 0 -5 | 0 - 50 | |||||
Итого | 0-15 | 0-15 | 0-9 | 0-28 | 0-10 | 0-10 | 0-5 | 0-6 | 0-2 | 0-100 |
Таблица 3.
Планирование самостоятельной работы студентов
Модули и темы | Виды СРС | № недели семестра | Объем В час. | Кол-во баллов | ||||
Обязательные | Дополнительные | |||||||
Модуль1. Взаимоотношение общества и природы | Работа с литературными источниками. | 1-2 | ||||||
1.1. | Введение. Становление взаимоотношений человека и природы на заре истории цивилизации. | Работа с литературными источниками, подготовка к семинару, коллоквиуму и к/р | Подготовка доклада на семинарское занятие | 0 - 10 | ||||
1.2. | Социально – экологическое взаимодействие и его субъекты | Подготовка доклада на семинарское занятие | Составление презентации | 0 -10 | ||||
1.3. | Взаимодействие общества и природы в истории цивилизации | Работа с учебной литературой. Подготовка к тестированию. Написание реферата по теме. | Составление презентации по теме занятий. | 3-4 | 0 -20 | |||
1.4. | Глобальные проблемы человечества и пути их решения | Работа с учебной литературой. Подготовка к семинару | Написание доклада по теме занятия. | 5-6 | 0-10 | |||
Всего по модулю 1: | 0 -50 | |||||||
Модуль 2. Социальные факторы экоразвития | ||||||||
2.1. | Поведение человека в естественной и социальной среде | Подготовка к семинару, изучение учебной литературы. | Изучение дополнительной литературы по теме. Написание контрольной работы. | 0-10 | ||||
2.2. | Элементы экологической этики | Изучение учебной литературы. Подготовка к собеседованию. | Подготовка доклада к семинару. | 0-10 | ||||
2.3. | Элементы экологической этики | Изучение учебной литературы. Подготовка к коллоквиуму. | Составление эссе | 0-10 | ||||
2.4. | Социальные факторы экоразвития | Изучение учебной литературы. Подготовка к контрольной работе. | Изучение дополнительной литературы. Написание реферата. | 0-10 | ||||
2.5. | Элементы экологической педагогики | Изучение учебной литературы. Подготовка к семинару. | Составление презентаций по теме семинара. | 0-10 | ||||
Всего по модулю 2 | 0-50 | |||||||
Итого | 0-100 | |||||||