И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, которая есть на земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу" Быт. 1:29

На языке современной науки это означает, что нам предлагаются в пищу травянистые семенные растения, их плоды и семена, а также плоды древесных семенных растений. Эти пищевые растения нам хорошо известны: зерновые и бобовые культуры, овощи, пряно-вкусовые травы - все это "травы, сеющие семя", а также фрукты и орехи - "плоды древесные". Из этого растительного многообразия Библия в качестве главного выделяет зерно, хлеб. Слово "хлеб" появляется уже на следующей странице Библии (Быт. 3:19) и красной нитью проходит через все Священное Писание. Хлеб в Библии является символом пищи, необходимой для физической жизни, к хлебу применяется эпитет "насущный", что означает жизненно необходимый, чрезвычайно важный для жизни. Вспомним строку из молитвы Господней: "Хлеб наш насущный дай нам на сей день". Мтф. 6:11

А вот поэтический отрывок, в котором говорится о хлебе, как о благословении:

Quot;Ты посещаешь землю и утоляешь жажду ее, обильно обогащаешь ее: поток Божий полон воды; Ты приготовляешь хлеб, ибо так устроил ее; Напояешь борозды ее, уравниваешь глыбы ее, размягчаешь ее каплями дождя, благословляешь произрастания ее; венчаешь лето благости Твоей, и стези Твои источают тук. Источают на пустынные пажити, и холмы препоясываются радостью, луга одеваются стадами и долины покрываются хлебом, восклицают и поют". Пс.64:10-14

О хлебе, т.е. о зерне, говорится во множестве других текстов Библии, которые я не могу привести здесь. Нет сомнения, что именно хлеб, зерновые культуры предлагаются как основа питания.

Интересно, что в русской крестьянской традиции был поистине библейский взгляд на пищу. Пословица "Хлеб всему голова" отводит зерну первое место в питании. Известно крестьянское отношение к хлебу, как к чему-то совершено священному. Никто не мог выбросить крошки со стола, т.е. все понимали, что хлеб, это что-то такое, данное человеку, что определяет само его существование. Нет хлеба - голод, есть хлеб - изобилие.

В Библии есть потрясающее свидетельство, что зерно с добавлением бобовых является тем достаточным минимумом, на котором человек может существовать долгое время. Пророк Иезекииль по повелению Господа должен был 390 дней питаться такой пищей:

"Возьми себе пшеницы, и ячменя, и бобов, и чечевицы, и пшена, и полбы, и всыпь их в один сосуд, и сделай себе из них хлебы, по числу дней, в которые ты будешь лежать на боку твоем; триста девяносто дней ты будешь есть их. И пищу твою, которою будешь питаться, ешь весом по двадцати сиклей в день".

Двадцать сиклей - это 230 г в день. Кроме 230 г многозернового хлеба у пророка была только вода. Это была скудная пища, которая символизировала нехватку продовольствия во время осады Иерусалима, но для нас важно то, что она обеспечивала жизнь и активную проповедническую деятельность пророка в течение 13 месяцев! Это подтверждает ценность зерновых культур для обеспечения основного обмена, и бобовых как источника белка.

/ответ на вопрос из зала:/
Что такое полба?
- Что такое полба? Полба - это сорт пшеницы, но сорт особенный, все-таки это полба. Полбу сейчас сеют мало по причине относительно низкой урожайности, но, по-видимому, полба ценна в пищевом отношении, она упоминается в Библии многократно.

Питание людей после потопа

После потопа условия на земле меняются в худшую сторону, резко сокращается продолжительность жизни людей. Людям предстоит расселиться "по всему лицу земли", освоить места обитания пригодные и не пригодные для земледелия. Характер питания меняется - наряду с растительной пищей дается пища животного происхождения.

Наши рекомендации