Концепция альтернативной стоимости природных ресурсов. Общая экономическая стоимость природных ресурсов
Концепция альтернативной стоимости (упущенная выгода) является одной из основополагающих в экономической теории. В экономике природопользования альтернативные стоимости позволяют оценить природный объект или ресурс, имеющие заниженную или вообще не имеющие рыночной цены, через упущенные доходы и выгоды, которые можно было бы получить при использовании данного объекта или ресурса в других целях. Например, альтернативные стоимости охраняемых природных территорий есть выгоды, которые теряют индивидуумы или общество из-за консервации территории.
Величина общей экономической ценности является суммой четырех показателей, это: стоимость использования прямая (на примере леса – заготовка древесины; лекарственных растений; побочных продуктов (ягоды, грибы, орехи и др.); туризма; устойчивой охоты и рыболовства.);
стоимость использования косвенная (косвенная стоимость использования леса складывается: связывания углекислого газа (смягчение парникового эффекта); водорегулирующих функций (защита от наводнений) и др.;
возможная стоимость (связана с консервацией биологического ресурса для возможного использования в будущем.);
стоимость существования (ценность природы самой по себе, эстетическая ценность природы для человека, долг по сохранению природы перед будущими поколениями).
КАДАСТРЫ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
Кадастр природных ресурсов – систематизированный свод сведений количественных, качественных и территориально-адресных показателей о естественно-физических, экологических, хозяйственных, экономических характеристиках и правовом статусе природных ресурсов.
Кроме того, кадастр отражает характер изменений состояния ПР под воздействием пририродных и антропогенных факторов, рекомендации по рационализации использования ресурсов и необходимым мерам их охраны.
Постановлением правительства РБ “О гососударственных кадастрах ПР” (1993) предусмотрены климатический, земельный, водный, лесной кадастры, кадастр животного, растительного мира, торфяного фонда, кадастр отходов.
Исходя из установловий в кадастрах ценности, могут определяться стоимость и покупная цена объектов кадастров, налоговые платежи и льготы по таким платежам, а также размер ущерба, убытков или вреда, которые подчинены нарушением правил пользования этими объектами и требований их охраны.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Экономический механизм природопользования – это система экономических инструментов поощрительного и принудительного характера, применение которых обеспечивает сохранение природной среды. В зависимости от происходящих в стране экономических процессов структура экономического механизма может существенно изменяться. Условно можно выделить три типа экономических механизмов природопользования:
- стимулирующий механизм с преобладанием рыночных инструментов и созданием благоприятной экономической среды для развития экологически чистых производств;
- жесткий механизм с использованием административных и рыночных инструментов, с подавлением посредством жесткой налоговой политики развития экологически опасных отраслей;
- мягкий механизм с установлением ограничительных экологических рамок, слабо влияющих на темпы и масштабы экономического развития.
В РБ в настоящее время формируется механизм управления природопользованием, включающий как поощрительные, так и принудительные элементы регулирования.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ПП
Экономическое стимулирование ПП – составная часть экономического механизма управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Экономическое стимулирование может осуществляться методами позитивной и негативной мотивации. Эти две стороны экономического стимулирования можно определить, как меры заинтересованности и меры ответственности (методы «кнута и пряника»).
Среди методов негативной мотивации наиболее существенны следующие меры воздействия:
· штрафные санкции за нарушение природоохранного законодательства;
· платежи за потребление природных ресурсов;
· платежи за загрязнение окружающей среды;
· возмещение нанесенного ущерба государству, другим природопользователям.
Важным направлением экономического стимулирования рационального природопользования в Республике Беларусь является платность использования природных ресурсов. Платежи за природопользование являются элементом экономического механизма охраны окружающей среды и, как уже отмечалось выше, относятся к методам негативной мотивации.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ