II. Освоение нового содержания и его применение. I. Сообщение темы урока.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Сегодня мы отправляемся в новое путешествие по родному краю. Отгадав загадки, вы узнаете, о ком пойдет наш разговор.
1) У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыба.)
2) Приманку сорвала и, не сказав «спасибо», куда-то уплыла невежливая... (рыба).
3) Вильнет хвостом туда-сюда, и нет ее, и нет следа. (Рыба.)
4) В воде она живет, нет клюва, а клюет. (Рыба.)
– Сегодня мы узнаем: есть ли жизнь в воде подо льдом?
II. Освоение нового содержания и его применение.
1. Работа по учебнику (с. 40–41).
– Какие тайны зимы вы узнали на предыдущих уроках?
– Какую роль выполняет снег в зимовке животных?
– Дремлют животные под снегом, там им теплее, чем на холодном ветру, особенно когда разгуляется непогода.
В такую пору все животные – звери и птицы – ищут, где бы спрятаться от ледяного ветра. Многим из них глубокий снег служит хорошим укрытием. Под снегом не так донимают мороз и ветер.
От холода прячутся в снег тетерева и другие лесные птицы – рябчики, глухари.
Снег служит надежным укрытием также для различных зверей и зверюшек.
В наших лесах есть и такие звери, которые всю зиму спят, не вылезая из своего убежища. Зарывшись в опавшие листья, спит под снегом непробудным сном колючий ежик. Спит в глубокой норе барсук. А в самой чаще леса дремлет в своей берлоге медведь.
– Для наблюдательного человека немало интересного найдется зимой у реки, у озера. Рассмотрите центральный рисунок в учебнике.
– Обратите внимание на толстый слой льда, сковавшего водоем. В средней полосе России лед появляется, как правило, в ноябре. Первый лед тонкий, прозрачный, он кажется черным. В декабре же «небо» обитателей водоема застывает и твердеет.
– Как вы думаете, как рождается лед в водоеме – сверху или в глубине?
– Оказывается, на мелководье переохлаждение захватывает все слои воды. Вся толща воды остывает равномерно, и рождение ледяных кристаллов идет по всей глубине: сначала в воде образуются очень мелкие кристаллики, затем они становятся больше, срастаются друг с другом, поднимаются наверх и создают на поверхности сплошную пленку льда, а в глубине – пористые скопления, похожие на мокрый снег. В глубоких водоемах лед также образуется по всей толще, но, всплывая наверх, он ограждает глубокие слои водоема от дальнейшего охлаждения, и водоем не промерзает до дна.
Учитель проводит опыт, чтобы подтвердить данное объяснение. В стакан с водой опускаются кусочки льда. Лед легче воды, он всплывает на поверхность. Тем более легче кусочков льда мелкие кристаллики льда, образующиеся в толще воды.
– Назовите изображенных в учебнике рыб. (Ответы учащихся.)
– Налим, окунь, щука, карп, карась различаются по форме и размерам. Но что их объединяет? (Ответы учащихся.)
– Всех рыб объединяет чешуйчатый покров тела, жабры, наличие головы, хвоста и плавников вместо конечностей.
– Отгадайте загадку:
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
(Рыбы.)
– Что это за одежда? (Чешуя.)
Далее учитель предлагает детям с помощью монет или вырезанных из бумаги кружочков смоделировать «одежду» рыб. Оказывается, это не так-то просто. Чтобы получилась надежная защита для тела рыбы, нужно положить «чешуйки» определенным образом.
Пусть ученики самостоятельно найдут закономерность в расположении чешуек, рассматривая рисунок на доске,и попробуют повторить ее на модели. Ученики убедятся: если «чешуйки» класть неправильно, между ними останутся промежутки и такая «одежда» плохо защитит рыбу.
Учитель, проходя по рядам, оказывает индивидуальную помощь детям и проверяет их работу. Затем просит дорисовать чешуйки в круге на странице учебника. Один-два ряда чешуек рисуются под руководством учителя (учитель рисует мелом на доске), затем ученики рисуют самостоятельно.
2. Работа по хрестоматии.
– Как же живут рыбы в воде подо льдом?
Учитель читает рассказ «Жизнь рыб подо льдом».
– Что нового узнали из рассказа?
– Какие рыбы зимуют подо льдом в наших водоемах?
– Какая беда может произойти в водоеме в зимнее время?
Учитель читает рассказ Н. Сладкова «Зимняя засуха».
«Зимняя “засуха” – это промерзание водоема до дна. Для жителей водоема она так же опасна, как и засуха летняя. После зимней «засухи» находят весной на берегах мертвых рыб и мертвых лягушек. Сразу видно: тут побывала беда!
Зимняя «засуха» страшна даже для водных зверей: выдры и ондатры. Сильная выдра уходит искать другой водоем, а медлительные ондатры разбредаются по заснеженным берегам. Мерзнут голые лапки и хвосты, колючий наст до крови режет черные ладошки, по кровавому следу спешат лисицы…»
– Что вы знаете о зимовке рыб в водоемах?
– Рыба налим интересна тем, что чем холоднее вода, тем она бодрее и активнее. Налим зимой не спит. Он заядлый хищник. И в ночную зимнюю стужу, когда большинство рыб находятся в полусонном состоянии, приткнувшись в каком-нибудь затишке, он заглатывает все живое без разбора (улиток, червяков, личинок, лягушек, утонувших полевок). Но растительный корм налим не признает. А в конце декабря – январе у налима начинается нерест. Ночами он движется вверх по течению и, выбрав себе каменистое или песчаное дно, выметывает икру.
Рыбы, которые впадают в спячку, покрываются толстым слоем густой слизи – «шубой», которая защищает их от холодной воды. На дне рек и озер, спрятавшись в мягкий ил, сонные рыбы лениво шевелятся и разевают рты.
Как и все животные, рыбы должны дышать. Зимой дышать им труднее, плохо пробивается свежий воздух под лед. От недостатка воздуха может начаться рыбий мор. Любопытно, что людей о беде предупреждают вороны.
3. Экологическая игра «рыбная ловля».
Учитель читает экологическую сказку «Рыболов».
«Ваня и Коля пошли на рыбалку. Клев был хороший, но поймать крупную рыбу не удавалось. Свой улов они опускали в ведерко с водой. Неподалеку рыбачил их знакомый дядя Захар. Он подошел к ребятам, поздоровался и попросил:
– Ну-ка, похвалитесь уловом.
Посмотрел и сказал:
– Такую мелочь не берут. Ее отпускают, чтобы подросла и оставила потомство. Если все будут брать только крупную рыбу, а мелочь отпускать, то в нашем пруду будет много рыбы. Лишь бы вода была чистая.
– А у нас только такая ловится, – пожаловались мальчики.
– Нужно брать наживку крупнее. Посмотрите, какая рыба в моем ведерке. Хороший рыбак никогда не губит мелочь. Даже сети плетут так, чтобымелочь могла уходить».
Учитель. Давайте проверим, хорошие ли мы рыбаки.
Выбирают «рыбок»: три девочки – маленькие «рыбки», два-три мальчика – большие «рыбки». Остальные ученики, взявшись за руки, становятся вокруг них. Это «рыбаки» с сетью. Когда мелкие «рыбки» подплывают, «рыбаки» поднимают руки вверх, чтобы выпустить их за пределы круга, и быстро опускают, чтобы не упустить крупную «рыбу» – мальчиков.
– Рыболов, рыболов,
Покажи-ка свой улов!
– Я поймал леща большого
И налима – вот такого!
Двух горбатых, полосатых
Окуней и двух линей,
Щуку, карпа, судака...
А в ведерке – два малька.
4. Групповая работа.
– Рассмотрите на рисунке в учебнике Мишу и Машу. Как дети разговаривают под водой? (Используя жесты рук и мимику.)
– Составьте пантомиму на тему «Что увидели дети под водой», сопровождая мои рассказы.
Ерш чем-то напоминает ежа – такой же колючий. Ерш очень живуч: бросишь его на лед – замерзнет, а в тепле оттает и вновь поплывет.
Карась неприхотлив. Может жить в стоячей воде. Ест все подряд.
Плотвички очень похожи на ласточек – резкие, ловкие и хвостик вилочкой, раздвоен. За красивые красные плавнички рыбаки еще зовутплотву красноперкой.
Линь на суше покрывается пятнами, какими-то лохмотьями. Это слизьна нем твердеет, шелушится и отпадает. За способность линять рыба и получила свое название.
Щуку рыбаки прозвали речным волком. Нападает она и на маленькихрыбешек, и на крупных, если голодная, утащит на дно гусенка или утенка. Но еще одно прозвище есть у щуки – речной санитар. Ведь в первую очередь щука нападает на больных рыб и тем самым очищает водоемы, не дает распространиться болезням.
Горбуша – рыба-путешественница. Пока растет – плавает по морям. Но когда придет время откладывать икру, горбуша изо всех сил устремится в речку, где когда-то родилась сама. Долог и труден ее путь – через водопады, мели и перекаты, порой ползком на брюхе добирается рыба до родной протоки или ручья. Прибудет на место, выроет на дне ямку, отложит икру, а сама, обессиленная, погибнет. Мальки горбуши, когда появятся из икринок, скатятся по реке в океан.