II. Открытие нового знания. I. Сообщение темы урока

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

Учитель читает стихотворение «Земляника».

Под кусточком огоньки –

Вкусные-превкусные!

Набирайте в кузовки

Земляники бусинки.

В знойный, жаркий летний день

Собирай, кому не лень.

Будет вам зимой варенье,

А для гостя – угощенье.

– Сегодня отправимся в дорогу с лукошком собирать ягоды.

II. Открытие нового знания.

1. Работа по учебнику (с. 56–57).

– Откройте учебник, рассмотрите рисунки на левой странице. Какие ягоды здесь изображены? (Земляника, черника, малина, брусника, рябина.)

– Какие ягоды созревают летом в нашем крае?

– Какие ягоды растут в лесу?

– Чем полезны эти ягоды? Почему люди собирают лесные и садовые ягоды?

– Какие ягоды вы собирали? Что вам о них известно?

2. Рассказ на тему «Где я расту?» о ягодах.

– А знаете ли вы ягодные адреса?

«Адрес земляники у лесных пней спрашивай. Земляника растет там, где светло: по лесным опушкам, пригоркам и вырубкам. Пошарь между пнями в траве и найдешь похожую на алую капельку продолговатую душистую ягоду.

Адрес черники узнай у лохматых и хмурых елей. Черника – обычная ягода сырого елового бора. Растет черника в сосновых и смешанных лесах.

И брусничный адрес – сосновый бор и смешанный лес, только земля в брусничном бору будет посуше, чем в черничном.

Малине нужна самая лучшая лесная земля. Малина обычно заселяет лесные опушки, вырубки, овраги.

Адрес клюквы – болото, где хозяином зеленый мох. Когда клюква созреет, кажется, будто кто-то рассыпал красные бусы по зеленому бархату.

Чтобы не зря ходить по ягодным адресам, надо знать время, когда поспевают ягоды:

– земляника – в июне;

– черника, голубика, малина – в июле;

– брусника – в августе.

Лес угощает щедро, но чтобы лес не обеднел, бери у него одни ягоды, не вырывай с корнем кустики.

Может быть, по этому черничному адресу ходила твоя бабушка, прабабушка или прапрабабушка. Триста лет может жить кустарник черники.

Так пусть он живет во все времена!»

(По Н. Н. Надеждиной.)

– Давайте вспомним пословицы и поговорки про ягоды.

· При красном солнышке и ягода краснеет.

· Сады для сладости, цветы для радости.

· Был бы сад, а соловушки прилетят.

· У кого детки, у того и ягодки.

· Ради земляники земле надо поклониться.

· Первую ягодку в рот кладут, а вторую – вдом несут.

· В лес идем пустым-пусто, а из леса – густым-густо.

· По ягодке соберем, полный короб принесем.

· Сама себя калина хвалила, что с медом хороша.

· В ягодный год дел невпроворот.

· Когда косят, землянику приносят.

· Положи свежих ягод в рот – избавишься от хворей на целый год.

· Клюкву солнце печет, дождь сечет, а журавль ждет, когда она полыхнет.

· Ягодка клюква мхом утирается, мхом укрывается.

· Хорош садовник – крупен крыжовник.

· Каков уход – таков и плод.

· Земля заботу любит.

Учащиеся вместе с учителем объясняют смысл пословиц и поговорок.

– Являются ли ягоды плодами?

– Вспомните признаки плодов. (Внутри ягод есть семена, поэтому они являются плодами.)

– чем полезны ягоды? (Они вкусны, питательны, свежие ягоды хорошо утоляют жажду.)

II. Открытие нового знания. I. Сообщение темы урока - student2.ru

Гибкий стебель повилики

Ствол обвил, как поясок.

Алой ягоды брусники

Набрала я туесок.

Хоть она и горьковата,

Но моченая – вкусна!

Мхов и хвои ароматов

Эта ягода полна.

3. Работа по хрестоматии.

Учитель читает статью «Какая целебная сила скрыта в ягодах?», затем учащиеся отвечают на вопросы, помещенные в конце текста.

Наши рекомендации