II. Освоение нового содержания и его применение. I. Сообщение темы урока

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы отправимся в путешествие по страницам Красной книги. Тема нашего занятия – «Охрана животных и растений».

Как вы знаете, животные бывают растительноядными, насекомоядными, хищными, всеядными. Животные образуют между собой и с растениями цепи питания.

Ученик читает стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете».

Все-все, все на свете друг другу нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников – злых и свирепых!

Нужны все на свете! Нужны все подряд –

Кто делает мед и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то не очень дружны –

Мы все-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется.

Все-все, все на свете друг другу нужны!

И это вы, дети, запомнить должны!

II. Освоение нового содержания и его применение.

1. Работа по учебнику (с. 63).

– Рассмотрите, какие экологические знаки придумали Миша и Маша. Объясните, что они обозначают.

– А какие предупредительные знаки вы поставили бы в нашем лесу?

Учитель открывает схему:

II. Освоение нового содержания и его применение. I. Сообщение темы урока - student2.ru

2. Работа по хрестоматии.

Учитель читает статью «Это должен знать каждый!».

– Ребята, посмотрите на стенд «Как прекрасен этот мир!».

Не правда ли, прекрасны творения природы, представленные на этих фотографиях и рисунках! Ими бы только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли.

Начиная с 1600 г. на нашей планете вымерло несколько сот видов животных. За малым исключением, все эти животные вымерли по вине человека. К началу XX века стало очевидным, что необходимо принимать специальные меры по спасению животного и растительного мира.

В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов – МСОП. Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее – и растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека (нужны были также рекомендации по их спасению).

Тогда же была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список с пояснениями, в который входили виды животных и растений, находящиеся на грани исчезновения, и редкие виды. В этом списке нужно было указать и причину такого состояния. Ученые решили назвать этот список Красной книгой.

– Для чего нужна Красная книга? (Красная книга нас информиpуem, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Их надо охранять.)

– Как вы думаете, почему этот список назвали именно Красной книгой, а не желтой, не синей? (Красный цвет – это значит «Внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения!».)

Красная книга – это сигнал опасности.

Красная книга – не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.

Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она еще раз переиздавалась.

– Как вы думаете, почему Красная книга переиздавалась? (Появились новые виды животных и растений, которые находятся на грани исчезновения.)

Красная книга – это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и все новые виды могут оказаться в катастрофическом положении. Вместе с тем меры, которые принимает человек, дают хорошие результаты, о чем свидетельствуют зеленые листы Красной книги, где представлены уже спасенные животные и растения. Например, бобер и соболь.

II. Освоение нового содержания и его применение. I. Сообщение темы урока - student2.ru

Вот по узенькой дорожке

Замелькали чьи-то ножки.

А на ножках лишь иголки,

Словно веточки от елки.

Если близко подойдешь,

То клубочек ты найдешь.

Кто не знает этих ножек?

Знают все, что это… (ежик).

3. Рассказ «Почему возникает угроза исчезновения многих видов животных».

– Почему некоторых животных остается очень мало на Земле или они совсем исчезают?

Раньше люди думали, что природа неисчерпаема: сколько бы ни брать у нее, все снова само собой восстановится.

И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой. Это означает, что их мало, они тоже могут погибнуть, если их не охранять, не помогать им. Например, красивых амурских тигров, которые живут на Дальнем Востоке, в нашей стране, как подсчитали, осталось примерно около 200.

В начале века истребили таких огромных животных, как зубры. Они водились в лесах Беларуси. Остались только звери, которые жили в зоопарках – 48 штук. Надо было срочно спасать зубров. Их выпустили в специально созданный заповедник – Беловежскую пущу. Подкармливали зимой, следили, чтобы звери не болели, тщательно охраняли, особенно молодняк. И ведь зубров спасли, хотя понадобилось для этого 70 лет!

Угрозой является и чрезмерная добыча животных, охота, коллекционирование. Но, оказывается, самая главная причина – не эта. Ученые ставят на первое место разрушение мест обитания животных. Вот, например, через глухой лес прокладывают дорогу. Начинают лес вырубать, машины работают, грохочут, люди шумят. Звери, птицы пугаются, им нужно куда-то уходить. Они могут не успеть уйти, не успеть и детенышей вывести.

В реки могут спустить вредные отходы, и тогда вся рыба (и мальки!) погибнут. Или обмелеет река, не пройдет рыба вверх по течению на нерест – тоже невосполнимая потеря, угроза живой природе. Ухудшает размножение рыбы строительство плотин на реках. Не на всех плотинах есть отводные каналы для прохода рыбы, когда она идет метать икру на мелководье вверх по течению. Сооружаются специальные лифты, но они тоже не могут поднять всех рыб и переправить их в верхнее русло. Вредно действует и перепад уровня воды в водохранилищах – до 8 метров. То вода заливает нерестилища, то они почти высыхают.

– Так что же приводит к исчезновению животных? (Ответы учащихся.)

4. Беседа «Редкие и исчезающие растения» с элементами стихотворной композиции.

Ученик. С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов,

И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я, цветы, как люди, плачут

И росу роняют на песок.

Кто не верит, всех зову я в сад,

Видите, моргая еле-еле,

На людей доверчиво глядят

Все цветы, как дети в колыбели.

Р. Гамзатов

По ходу беседы на доску прикрепляются рисунки с изображениями растений.

Учитель. Один из первых цветков весны – мать-и-мачеха. Странное название, не правда ли? Странное, но объяснение ему существует. Если потрогать (но рвать не нужно!) лист этого растения, то почувствуешь, какой он снизу мягкий, а сверху – твердый и холодный. Вот и назвали его «мать-и-мачеха».

Через 8–10 дней после того как раскроются золотистые корзинки мать-и-мачехи, начинает цвести необыкновенно красивое растение – медуница. Любят это растение шмели и пчелы за обильный для ранней весны нектар. За медовую дань и назвали этот цветок медуницей. Ее ни с каким другим растением не спутаешь: на одном стебельке и розовые, и фиолетовые, и синие цветки красуются.

Ученик. А самыми первыми зацветают различные виды подснежников.

Цветок весны, идущий к нам по снегу, –

Простой цветок, но сколько он несет

Добра, и радости, и счастья человеку!..

В. Иванов

Учитель. Подснежникаминазывают растения, цветущие сразу после таяния снега. К подснежникам относится редкое растение брандушка русская.Это клубнелуковичное растение с линейными листьями, бесстебельное. Цветочная трубка выходит прямо из клубнелуковицы и достигает 10–15 см. Цветки одиночные, розовато-лилового цвета. Необходим запрет сбора на букеты.

1-й ученик. На поля дохнуло ветром вешним,

Ивы распустились за прудом.

У тропинки маленький подснежник

Загорелся синим огоньком.

Закачался, слабенький и гибкий,

Удивленно радуясь всему.

И в ответ с приветливой улыбкой

Солнце наклоняется к нему.

С. Красиков

2-й ученик. Он долго рос.

Он ждал весны,

И, наконец, расцвел!..

Тебе другие снились сны –

Рукой его ты смел.

Сорвал цветок с лица земли,

А он хотел цвести!

Постигнуть трудно красоту –

И так легко смести!

И под сосной, где ты украл

Природную красу,

Два одинокие листа

На землю льют росу.

А. Новик

– Что вы представили, когда услышали это стихотворение?

– Почему подснежники стали редкими растениями?

– Как надо относиться к редким растениям?

Учитель. Среди раннецветущих растений красив и интересен первоцвет, или, как его еще называют, примула,что значит – «первая». В древности многие народы считали примулу золотыми ключами, отпирающими весной двери к теплой погоде, к лету.

Об этом цветке сложена такая легенда: «Сторожил апостол Петр райские врата, и доложили ему, что кто-то, добыв поддельные ключи, хочет пробраться без разрешения в рай. В испуге апостол выронил связку золотых ключей, и она, падая от звезды к звезде, полетела на Землю. Послал апостол вдогонку ангела, да уже было поздно. Связка упала на Землю, и из нее вырос похожий на ключ цветок».

По опушкам в светлых нагорных лесах растет ветреница лютичная.Это декоративное растение почти полностью уничтожено из-за сборов на букеты. Цветет в апреле.

Ветреница лютичная внешне очень похожа на лютик – венчик желтый с пятью блестящими круглыми лепестками. А ветреницей это растение названо за совпадение времени своего цветения со временем сильных весенних ветров. К тому же тонкий, нежный стебелек ее качается от любого ветерка.

В конце апреля цветет гиацинт светло-голубой – пришелец из Греции. Это луковичное растение. Цветки (до 30) собраны в кисть высотой 10–25 см.

Гиацинт – цветок весенних дождей. В честь гиацинта в Греции ежегодно весной устраивали трехдневный праздник – Гиацинтии. Гиацинт там считали цветком печали. Древнее предание говорит о том, что этот цветок вырос из крови юноши Гиацинта, погибшего во время спортивных состязаний.

Ученик. За окошком в синеве апреля

Тают тучки, все светло кругом,

И звенят последние капели

В ледяных сосульках над крыльцом.

А березы в чуть заметных почках

Тянутся к лазурной вышине...

Гиацинты в глиняных горшочках

Мы сейчас расставим на окне.

Яркий луч скользнет в оконной раме,

Сразу станет в классе веселей

От цветов с лиловыми кудрями, –

Первенцев весенних светлых дней.

И дружней решаются задачи,

Оживают цифры, краски карт –

Будто сразу стало все иначе,

И сама Весна идет средь парт.

– Какое настроение дарят нам первые весенние цветы – гиацинты?

Учитель. ...Вряд ли найдется другой такой пестрый цветок, как анютины глазки.Каждый лепесток окрашен по-своему. Но и трехцветной фиалкой этот цветок назван не случайно: чаще всего его лепестки фиолетово-синего, желтого и белого цветов.

Ученик. У нас в палисаднике возле терраски

Растут голубые анютины глазки.

Анютины глазки, анютины глазки,

Они распускаются быстро, как в сказке.

Чуть робкое солнце пригреет в апреле –

Анютины глазки уже засинели.

На волю они пробираются смело,

Зимою под снегом им спать надоело.

Высоким цветам уступая дорогу,

Все лето «анютки» растут понемногу,

А только зажгутся осенние краски,

Нас радуют снова анютины глазки.

Стоят синеглазой веселой толпою,

Пока не засыплет их белой крупою.

Анютины глазки, анютины глазки

Весною распустятся снова, как в сказке.

З. Александрова

– В мае распускается один из самых изящных и красивых цветов – ирис.Назван он так еще в древности, по имени греческой богини радуги Ириды. И на самом деле, ирис – это живая радуга. Требуется запрет на сбор дикорастущих видов этого растения: ириса тонколистного, ириса пленчатого, ириса низкого.

Ученик. Ирис, ирис мой лиловый,

Ты под снегом столько сил

От ветров зимы суровой

В корневище затаил!

Мы хотим, цветок чудесный,

Чтоб в саду в недолгий срок

Ты весной из почвы тесной

Смелый выкинул росток.

Гостем будь в тиши тенистой

И дыши теперь всегда,

Ирис нежный, ирис чистый,

Свежей влагою пруда!

Отгорит костер заката,

Поползет с лугов туман –

Ты в дыханье аромата

Гордо выпрямишь свой стан.

Темный пруд с тобою рядом

Блещет лунным серебром,

И луна взошла над садом,

Обступившим сонный дом.

– К первоцветам относят и раннецветущие тюльпаны: тюльпан двухцветковый, тюльпан Шренка, тюльпан Биберштейна. Это декоративные растения, поэтому истребляются людьми на букеты. Необходим запрет сбора растений на букеты.

Латинское название рода этих растений происходит от персидского слова «дульбенд», что означает название головного убора турков – тюрбана.

Тюльпан Шренка – многолетнее луковичное растение с невысоким стеблем (15–30 см). Цветки одиночные, крупные (3–5 см), разнообразной окраски: красной, желтой, белой, розовой и т. д. Листья продолговатые, по краю волнистые, в числе 3–4. В народе его называют лазоревым цветком. Распашка степей и массовый сбор на букеты способствуют его исчезновению.

Ученик. Чудесный гость далекого Ирана,

Любимец опаленных солнцем стран,

В садах Хафиза огненный тюльпан

Раскрыл, как чашу, венчик свой багряный.

Но кочевой ему был жребий дан:

Он стал жильцом холодного тумана,

Цветком Голландии, где неустанно

Соленым ветром дышит океан.

А мне милей он на родном просторе,

Когда, услышав дней весенних зов,

В апреле степь волнуется, как море

Багряных, желтых, розовых цветов.

В мае приятный сильный запах оповещает о цветении ландыша. Для людей этот цветок стал символом весны и любви.

Ландыш майский – многолетнее корневищное растение, с 2–3 крупными прикорневымилистьями на длинных черешках. Соцветие – рыхлая кисть, цветки белые, шаровидно-колокольчатые, по 10–20 штук на стебле. Плоды – красные ягоды. Это высокодекоративное растение одновременно является и лекарственным, поэтому собирается и на букеты, и для аптек.

1-й ученик. Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется, его задень –

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышит лес,

И птицы, и цветы.

Давай послушаем: а вдруг

Услышим – я и ты.

Е. Серова

2-й ученик. Проснулся лес.

Весной разбужены,

Деревья по ветру парят.

Веселых ландышей жемчужины

Под каждым кустиком горят.

С. Красиков

Учитель. Редкими стали и фиалки.Все они декоративны, и поэтому истребляются людьми на букеты. Название рода – «виола» – заимствовано у древних римлян.

Ученица. Я нашла в лесу фиалку,

А срывать фиалку жалко.

Пусть останется в лесу –

Лучше ландыш принесу.

Я на ландыш поглядела,

Пожалела ландыш белый,

Пусть останется в лесу –

Одуванчик принесу.

Н. Найденова

– Почему герою стихотворения жалко срывать цветы?

– Какие меры следует принимать для сохранения красиво цветущих растений?

– Какую ошибку в поведении учащихся описал автор?

Наши рекомендации