Выберите один правильный ответ из четырех предложенных и обоснуйте его
Задание 1
Выберите два верных из шести предложенных вариантов ответов
(правильный ответ – 1 балл; правильным ответом считается выбор обоих верных вариантов)
№ задания | Ответ | № задания | Ответ |
а, д | б, в | ||
в, е | а, е | ||
а, д | в, е | ||
б, г | |||
б, д |
Общее количество баллов за Задание 1 – 8 баллов.
Задание 2
Выберите правильное утверждение и обоснуйте его
(правильное утверждение с обоснованием – 1-3 балла; оценивается обоснование правильно выбранного утверждения (без обоснования, выбранное утверждение не оценивается))
№ задания | Правильное утверждение | Обоснование правильно выбранного утверждения |
Нет | Биосфера как саморегулирующаяся система обладает динамическим равновесием, т. е. гомеостазом. Как открытая система биосфера только тогда устойчива, когда имеет достаточное внутреннее разнообразие. Ее разнообразие проявляется в неоднородности климатических зон, сложном рельефе Земли, многообразии биогеоценозов и видов организмов и отдельных генотипов. Устойчивость биосферы обусловливается одновременно постоянством и изменчивостью живого вещества и его окружения. | |
Да | В человеческом обществе существенное расширение этих границ стало возможно за счёт новых технологий использования ресурсов среды. Новые технологии – это расширение емкости среды для человечества (примеры – неолитическая революция – переход к земледелию, промышленная революция – использование ископаемого топлива и парового двигателя и т.д., НТР). | |
Да | Изменения климата могут стать причиной инвазий, но, наверное, в данном случае правильнее говорить о постепенном переселении видов, которое происходит вместе со смещением природных зон. | |
Нет | В условиях изменения климата природные зоны сдвигаются, экосистемы изменяют свои границы, а виды, соответственно, свои ареалы. Под действием климатических факторов может изменяться видовой состав в экосистеме и эти процессы человек контролировать не может. Согласно Конвенции, биоразнообразие может сохраняться как в естественных, так и в искусственных (включая генетические банки) условиях, на что изменение климата не влияет. | |
Нет | В настоящее время считается, что самый лучший способ – это переработка, но не ко всем отходам это применимо. Практика показывает, что отходы используются (утилизируются) в зависимости от видов (типов) отходов и потребностей (страны, города и т.д.). Например, радиоактивные отходы, практически, не перерабатываются. Их, как правило, захоранивают. ТБО после сортировки в разных (например, Скандинавских) странах используют на отопление (и получение электроэнергии), т.е. сжигают. |
Примечание.Если выбран неправильный ответ, но его обоснование логично и аргументировано, то на усмотрение жюри муниципального этапа, его обоснование может быть оценено, но не более, чем в 1 балл (согласно Методическим рекомендациям по разработке заданий и требований к проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2016/2017 уч.г. по экологии).
Шкала для проверки задачи
Показатель | Балл |
Отсутствует обоснование ответа или сформулировано ошибочное обоснование | |
Частичное (неполное) обоснование ответа (без использования экологических законов, правил, закономерностей, не рассматривается содержание приведенных в ответе понятий, отсутствует логика в рассуждениях; при этом ошибок, указывающих на серьезные пробелы в знании экологии, нет). | |
Полное обоснование ответа (с использованием экологических законов, правил, закономерностей, рассматривается содержание приведенных в ответе понятий). | |
Полное, логичное, четко сформулированное обоснование ответа (с использованием экологических законов, правил, закономерностей, рассматривается содержание приведенных в ответе понятий) с примерами. |
Общее количество баллов за Задание 2 – 15 баллов.
Задание 3
Выберите один правильный ответ из четырех предложенных и обоснуйте его
(правильный ответ с обоснованием – 1-3 балла; оценивается обоснование правильно выбранного ответа (без обоснования, выбранный ответ не оценивается))
№ задания | Правильный ответ | Обоснование правильно выбранного ответа |
в | Личинки лягушек (головастики), питаясь водорослями, могут конкурировать с мальками промысловых рыб из-за пищи. | |
б | Расселяя потомство, организмы повышают свою приспособленность, повышение которой наблюдается и при «расселении во времени»: если в определенный сезон года условия среды не благоприятствуют выживанию, росту или размножению, наблюдаем отсрочку вступления особей в состав активной части популяции. Особенность диапаузы – снижает гибель организмов в ежегодно ожидаемое тяжелое зимнее время. У кобылки во время диапаузы развитие яйца приостанавливается, в этом состоянии оно устойчиво к холодам, от которых погибли бы и личинки, и имаго. Чтобы развитие яиц кобылки могло возобновиться, нужно длительное пребывание в холоде (при 0ºС – около 5 недель, при температуре чуть выше – несколько дольше). Эта особенность предохраняет покоящиеся яйца от реагирования на непродолжительную зимнюю оттепель, за которой могут последовать обычные в это время года холода. Эта же особенность обеспечивает высокую степень синхронизации последующего развитии всех особей популяции. Кобылки «переселяются во времени» - из позднего лета в следующую весну. | |
б | Международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. Международные конференции в Стокгольме (1972 г), Рио-Де-Жанейро (1992, 2012 гг), Париже (2016 г.), посвящённые проблемам устойчивого развития были организованы по инициативе ООН. | |
г | Авария в Мексиканском заливе, где после взрыва и затопления буровой платформы на воде образовалось огромное нефтяное пятно, стала первой подобной катастрофой в истории человечества. Нефтяное пятно грозит загрязнением огромной территории океана. В настоящее время около 120 километров побережья штатов, примыкающих к Мексиканскому заливу, уже поражены нефтяными разливами. Нефть доплыла до побережья Мексики и Кубы. Последствиями катастрофы в Мексиканском заливе уже стали миллионы мертвых рыб, гибель дельфинов, китов, тысяч птиц. Существует угроза для климата в США и Европы. Нефтяная эмульсия, образовавшая на поверхности воды тончайшую пленку, блокирует испарение воды с поверхности океана. Для того, чтобы покрыть 1 квадратный километр Мексиканского залива, достаточно всего пяти баррелей нефти. Посредством Гольфстрима пленка, по худшему сценарию, покроет большую часть Атлантики. Это означает, что из-за пленки неизбежно уменьшится испарение с водной поверхности и повысится средняя температура Мирового океана. Следствие: 1. ускорение таяния льдов в Арктике 2. уменьшение выпадения осадков во многих регионах на долгие годы 3. сбой в работе океанских течений По сути, катастрофа дает толчок изменению привычного климата. Те же США могут ждать засухи, систематическая гибель урожая зерновых. |
Примечание.Если выбран неправильный ответ, но его обоснование логично и аргументировано, то на усмотрение жюри муниципального этапа, его обоснование может быть оценено, но не более, чем в 1 балл (согласно Методическим рекомендациям по разработке заданий и требований к проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2016/2017 уч.г. по экологии).
Шкала для проверки задачи
Показатель | Балл |
Отсутствует обоснование ответа или сформулировано ошибочное обоснование | |
Частичное (неполное) обоснование ответа (без использования экологических законов, правил, закономерностей, не рассматривается содержание приведенных в ответе понятий, отсутствует логика в рассуждениях; при этом ошибок, указывающих на серьезные пробелы в знании экологии, нет). | |
Полное обоснование ответа (с использованием экологических законов, правил, закономерностей, рассматривается содержание приведенных в ответе понятий). | |
Полное, логичное, четко сформулированное обоснование ответа (с использованием экологических законов, правил, закономерностей, рассматривается содержание приведенных в ответе понятий) с примерами. |
Общее количество баллов за Задание 3 – 12 баллов.