Место дисциплины в структуре ооп
Государственное и муниципальное управление
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Главная цель (миссия) программы – подготовить выпускника (бакалавра), обладающего общекультурными и профессиональными компетенциями, способного к самостоятельной деятельности в области защиты персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и приверженного этическим ценностям, здоровому образу жизни.
Целями освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» являются освоение и понимание комплекса опасностей, действующих на человека и природную среду; опасностей, возникающих в сфере профессиональной деятельности; факторов, определяющих условия жизнедеятельности человека в техносфере; основ безопасной эксплуатации технических систем; принципов идентификации, анализа и оценки опасностей; минимизации опасностей до нормативных значений путём применения рациональных средств и методов защиты; основ защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях; основ культуры безопасности. Курс рассматривает: безопасность в бытовой, производственной, городской и природной средах, безопасность в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Задачи курса – в результате изучения дисциплины студенты должны знать теоретические основы БЖД, правовые, нормативно-технические и организационные основы БЖД;
- идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания;
- защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;
- ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;
- создание нормального, т.е. комфортного состояния среды обитания человека;
- научить студентов развивать свои способности и получить навыки самостоятельного и оперативного принятия решений в нестандартных кризисных ситуациях производственного и природного характера, а также выработки нестандартных решений по типичным проблемам;
- обучение формирования безопасного мышления и поведения во всех сферах человеческой деятельности, обеспечение общей грамотности в области безопасности как научно-методического фундамента организации безопасного производства.
В процессе проведения практических и семинарских занятий студенты получат необходимые знания и навыки в проведении контроля параметров опасных и вредных факторов, уровня их негативного воздействия и их соответствия нормативным требованиям, умение пользоваться коллективными и индивидуальными средствами защиты, разрабатывать мероприятия по повышению производственной безопасности, а также безопасности во всех сферах человеческой деятельности.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» включена в базовую часть цикла Б.3 – «Профессиональный цикл».
Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» способствует усвоению дисциплин «Методы принятия управленческих решений» и «Демография», «Территориальная организация населения», «Экология», входящих соответственно в базовую и вариативную часть цикла Б.2 – «Математический и естественнонаучный цикл», и дисциплины «Стратегический менеджмент», входящей в базовую часть цикла Б.3 – «Профессиональный цикл».
Студенты должны иметь представление о целевых ориентирах изучаемой дисциплины по остаточным знаниям школьной программы, то есть знать и главное понимать, что в настоящее время в новых условиях человеку, чтобы выжить, необходимо, опираясь на знания защиты человека, научиться управлять своей деятельностью в соответствии с требованиями современного законодательства РФ.
Изучение данной дисциплины необходимо для следующих дисциплин, представленных в таблице:
Введены обозначения (темы дисциплин):
Тема № 1: Теоретические основы БЖД
Тема № 2: Управление БЖД
Тема № 3: Природные аспекты БЖД
Тема № 4: Основы производственной санитарии
Тема № 5: Средства индивидуальной и коллективной защиты
Тема № 6: Правовые основы безопасности труда
Тема № 7: БЖД в условиях ЧС
Тема № 8: Обеспечение БЖД в ЧС
Тема № 9: Социально опасные явления и защита от них
Тема № 10: Радиационная и токсическая безопасность
Тема № 11: Санитарно-эпидемиологическая безопасность
Тема № 12: Пожарная безопасность
Дисциплина ФГОС | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | №9 | №10 | №11 | №12 |
Трудовое право | + | + | + | + | + | + | + | |||||
Экология | + | + | + | + | + | + | + | |||||
Методы принятия управленческих решений | + | + | + | + | + | + | + | |||||
Демография | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Стратегический менеджмент | + | + | + | + | + | + | + | + |
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»:
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения | ОК-1 |
способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем | ОК-4 |
умеет использовать нормативные и правовые документы в своей деятельности | ОК-5 |
способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь | ОК- 6 |
готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе | ОК-7 |
способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность | ОК-8 |
способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства | ОК-9 |
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности | ОК-11 |
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны | ОК-12 |
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях | ОК- 13 |
владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий | ОК -15 |
способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов | ПК-1 |
способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов | ПК-2 |
способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами | ПК-3 |
Аналитическая, научно-исследовательская деятельность | |
способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач | ПК-4 |
способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы | ПК-5 |
способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты | ПК- 6 |
способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей | ПК-8 |
способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет | ПК-9 |
способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии | ПК-10 |
Организационно-управленческая деятельность | |
способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии | ПК-12 |
способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий | ПК- 13 |
способен использовать экономический инструментарий для анализа внешней и внутренней среды хозяйствующих субъектов, проводить мониторинг деятельности хозяйствующих субъектов | ПК-26 |