Программа оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю)
Министерство образования и науки Российской Федерации
ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра конституционного, административного и финансового права
Приложение 2 к рабочей программе дисциплины (модуля) |
Фонд оценочных средств
Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
Уровень высшего образования: | бакалавриат |
Квалификация выпускника: | бакалавр |
Направление подготовки: | 40.03.01 Юриспруденция |
Форма обучения: | очная, заочная |
Срок освоения образовательной программы: | 4 года |
Иваново, 2015г.
Паспорт ФОС по дисциплине (модулю)
Компетенции, формированию которых способствует дисциплина (модуль)
Код | Наименование компетенции | Этапы формирования компетенции |
ОК-1 | Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания | |
ОК-9 | Способен анализировать социально значимые проблемы и процессы | |
ПК-3 | Способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права | |
ПК-9 | Способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина | |
СПК.В-2 | Способен осуществлять юридическое сопровождение деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и их структур |
Программа оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю)
№ п. | Коды компе-тенций | Контролируемые результаты обучения (компоненты компетенций) | Виды контрольных заданий (оценочных средств) | Контрольное мероприятие (аттестационное испытание), время и способы его проведения |
1. | ОК-1 | Знать основные нормативные правовые акты по вопросам охраны окружающей среды и природопользования. ü Уметь анализировать различные виды нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и природопользования, понимать их взаимосвязь и юридическую силу ü Владеть понятийным аппаратом экологического права. | Комплект вопросов для подготовки к экзамену и компетентностно- ориентированных заданий | Устный экзамен, 4-й семестр |
ОК-9 | Знать: принципы правового регулирования общественных экологических отношений в Российской Федерации. Уметь: обладать навыками научной работы, быть способным самостоятельно сопоставлять и оценивать точки зрения различных авторов, делать собственные выводы и обосновывать свои суждения по юридическим проблемам. Владеть: навыками толкования и применения нормативных правовых актов в области регулирования общественных экологических отношений. | |||
2. | ПК-3 | Знать: основные нормативные правовые акты по вопросам охраны окружающей среды и природопользования, основные направления государственной политики в сфере использования и охраны земель. Уметь использовать общепринятые методы анализа экологически значимой информации; находить объективные причины экологически значимых процессов и явлений; решать типичные казусы в сфере природопользования, применять эколого-правовые нормы при разрешении споров. Владеть: навыками правильного толкования и применения юридических документов в сфере природопользования и охраны окружающей среды и их использования в повседневной профессиональной и научной деятельности; навыками разрешения правовых проблем и коллизий. | Список тем для написания реферата Решение задач-казусов | Устный экзамен, 4-й семестр |
ПК-9 | ||||
3. | СПК.В-2 | Знать: формы и методы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием. Уметь: применять эколого-правовые нормы при разрешении споров Владеть: навыками разрешения правовых проблем и коллизий; навыками принятия необходимых мер по охране и защите прав граждан в сфере охраны окружающей среды и природопользования. | Список тем для написания реферата Решение задач-казусов | Устный экзамен, 4-й семестр |
Оценочные средства
1.1. Комплект вопросов для подготовки к экзамену.
1.2. Список тем для написания реферата, курсовых работ, ВКР
1.3. Задачи-казусы.
2.1. Оценочное средство:Комплект вопросов для подготовки к экзамену.
Содержание
1. Понятийный аппарат экологического права: природа, экология, охрана окружающей среды, окружающая среда, благоприятная окружающая среда, экологическое равновесие, экологическая система, экологическая безопасность. Значение.
2. Экологический кризис: понятие, структура, причины возникновения, пути выхода.
3. Концепции отношения общества и природы. Экологическая концепция России.
4. Предмет и метод экологического права.
5. Понятие экологического права как отрасли права, науки, учебной дисциплины.
6. Система экологического права.
7. Соотношение экологического права с другими отраслями российского права.
8. Принципы экологического права.
9. Понятие и классификация экологических правоотношений.
10. Природноресурсовые и природоохранительные правоотношения: понятия, субъекты, объекты, содержание, основания возникновения и прекращения.
11. Источники экологического права: понятие, признаки, классификация, система.
12. Понятие, цели и основные направления экологизации законодательства в области хозяйственной деятельности. Экономизация экологии.
13. Цели и задачи экологического законодательства. Понятие и соотношение.
14. Общая характеристика ФЗ РФ «Об охране окружающей среды».
15. Понятие, классификация и общая характеристика объектов экологического права.
16. Экологические права и обязанности граждан. Гарантии их реализации.
17. Конституционные основы экологического права.
18. Понятие и формы права собственности на природные объекты в РФ.
19. Конституционные основы права собственности на природные объекты в РФ.
20. Субъекты и объекты права собственности на природные объекты в РФ.
21. Содержание права собственности на природные объекты в РФ. Ограничения данного права, предусмотренные законодательством.
22. Частная собственность на природные объекты в РФ.
23. Право природопользования в РФ: понятие, сущность, принципы, формы, виды.
24. Субъекты и объекты права природопользования в РФ.
25. Содержание права специального природопользования.
26. Основания возникновения, изменения, прекращения права специального природопользования.
27. Понятие, сущность и принципы управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
28. Виды, формы и методы управления.
29. Органы государства, осуществляющие управление в области природопользования и охраны окружающей среды.
30. Основные направления деятельности органов, осуществляющих управление в области природопользования и охраны окружающей среды.
31. Учет и ведение кадастров природных ресурсов (понятие, виды, содержание, правовое значение).
32. Экологический мониторинг: понятие, стадии, виды, значение, органы, осуществляющие мониторинг.
33. Экологическое нормирование и стандартизация: понятие, цели, система, сущность. Лимиты на природопользование.
34. Плата за природопользование и загрязнение окружающей среды. Экономическое стимулирование природопользователей.
35. Экологическая экспертиза: понятие, цели, принципы, правовое значение.
36. Государственная экологическая экспертиза.
37. Общественная экологическая экспертиза.
38. Оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
39. Экологическое лицензирование.
40. Экологическая сертификация и аудирование: понятие, виды, объекты, правовые последствия.
41. Экологический контроль: понятие, виды, формы, принципы, объекты. Экологический надзор.
42. Юридическая ответственность за экологические правонарушения: понятие, основания, особенности, виды.
43. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения.
44. Административная ответственность за экологические правонарушения.
45. Уголовная ответственность за экологические преступления.
46. Экологический вред: понятие, виды, принципы и способы возмещения. Соотношение экономического и экологического вреда окружающей среде.
47. Правовой режим земель в РФ.
48. Правовая охрана земель.
49. Правовой режим лесов в РФ.
50. Право лесопользования и его виды.
51. Правовая охрана и защита лесов.
52. Правовой режим недр в РФ.
53. Право недропользования и его виды.
54. Правовая охрана недр.
55. Право пользования животным миром и его виды.
56. Правовая охрана редких и исчезающих видов животных и растений.
57. Правовая охрана атмосферного воздуха в РФ.
58. Правовой режим вод в РФ. Понятие и классификация водных объектов.
59. Право водопользования и его виды.
60. Правовая охрана вод.
61. Правовой режим особо охраняемых природных территорий. Состав природно-заповедного фонда. Виды заповедного режима.
62. Правовой режим лечебных природных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
63. Правовой режим территорий, находящихся в экологически опасных ситуациях. Виды территорий.
64. Правовая охрана окружающей среды в промышленности и на транспорте.
65. Правовая охрана окружающей среды в сельском хозяйстве.
66. Правовая охрана окружающей среды в городах и иных населенных пунктах.
Критерии и шкала оценки
При оценивании знаний студентов учитывается:
– правильное использование юридической терминологии и конструкций, четкое изложение дефиниций и классификаций, раскрытие основных признаков и характерных черт понятий и институтов;
– полнота и лаконичность ответа, даваемого в устной или письменной форме; четкость аргументации;
– глубина анализа источников, в том числе судебной практики;
– степень использования научной и учебной литературы;
– умение применить положения источников права к конкретному казусу и мотивировать сделанный выбор;
– логика и аргументированность изложения;
– грамотное использование формально-юридического и сравнительно-правового подходов при анализе отдельных проблем;
– корректное приведение примеров, аналогий, сравнений.
Формирование экзаменационной оценки осуществляется на основе следующих критериев:
ОЦЕНКА | КРИТЕРИИ | |
Отлично | Выставляется студенту, если он глубоко усвоил программный материал, логично стройно излагает, не испытывает затруднений с иными формулировками задаваемого вопроса; умеет увязать теорию с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний, правильно обосновывает принятое решение | |
Хорошо | Выставляется студенту, если он твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его. Не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, но испытывает затруднения с иными формулировками задаваемого вопроса; правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач. | |
Удовлетворительно | Ответ правилен в основных моментах. Допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушение логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических занятий. | |
Неудовлетворительно | Выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала. Не умеет даже с помощью преподавателя сформулировать правильные ответы на вопросы экзаменационного билета. Не выполняет практические задания. | |