Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения учебной дисциплины «Экология» входят:
· многофункциональный комплекс преподавателя;
· книгопечатная продукция (федеральные государственные образовательные стандарты, примерные программы, учебники, экологические атласы, рабочие тетради);
· наглядные пособия (таблицы, схемы, экологические карты, диаграммы и графики, отражающие экологическую ситуацию в современной России и зарубежном мире);
· информационно-коммуникативные средства (мультимедийные обучающие программы, электронные учебники, электронные библиотеки, комплект авторских power-point презентаций по всем темам и разделам дисциплины);
· экранно-звуковые пособия (видеофильмы, аудиозаписи).
Оборудование учебного кабинета: рабочее место преподавателя, посадочные места по количеству обучающихся, классная доска, учебно-практическое оборудование, необходимое для проведения занятий.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, экран, мультимедиа проектор, интерактивная доска.
Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основная литература[1]
1. Гальперин М.В. Общая экология: Учебник. М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015.®
2. Титов Е.В., Скворцов П.М., Скворцова Я.В. Экология: учебник для студентов СПО. М.: ОИЦ «Академия», 2016.*
Дополнительная литература
1. Глазко В.И. Экология XXI века (словарь терминов): Справочно-энциклопедическая литература. М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2016.®
2. Голубчиков Ю.Н. Основы гуманитарной географии: Учебное пособие. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. ®
3. Мархоцкий Я.Л. Основы экологии и энергосбережения [Электронный ресурс]: Учеб. пособие. Минск: Вышэйшая школа, 2014.®
4. Никифоров Л.Л. Экология: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2015.®
5. Осипов Г.В., Лисичкин В.А. Глобальные модели развития человечества: Учебное пос. / Под общ. ред. В.А. Садовничего. М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. ®
6. Потапов А.Д. Экология: Учебник. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015.®
7. Прохоров Б.Б., Черковец М.В. Общая экология человека: Учебник. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016.®
8. Пушкарь В.С., Якименко Л.В. Экология: Учебник. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015.®
9. Семенов В.А. Социально-экономическое развитие современной России (географический аспект). Учебное пособие для ФНО РГУП. Часть 1. М.: РГУП, 2015.*
10. Христофорова Н.К. Основы экологии: Учебник. М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015.®
11. Челноков А.А., Ющенко Л.Ф., Жмыхов И.Н. Основы экологии [Электронный ресурс]: Учеб. пособие. Минск: Выш. шк., 2012.®
CD- и DVD-проекты
1. Ахлебинина А.К., Сивоглазов В.И. Экология. 10-11 классы. Интерактивный учебник. 2 CD. М.: Дрофа, 1С:Школа, 2005.
2. Плетнева Н.А., Подюкова Т.Н. Экология. CD-мультимедиа курс. Подготовка к экзамену, материалы для семинаров. М.: «Учитель», 2010.
3. Эволюция животного мира. DVD-фильм. М.: видеостудия «КВАРТ», 2012.
4. Экология. 10-11 классы. CD-мультимедиа курс. М.: «1С: Школа», 2012.
5. Экология. XXI век.DVD-фильм. М.: видеостудия «КВАРТ», 2000.
6. Экология. Нетрадиционная энергетика. DVD-фильм. М.: видеостудия «КВАРТ», 2002.
Интернет-ресурсы
1. Глобальные проблемы человечества. [Электронный ресурс]. URL: http://www.globaltrouble.ru/
2. Каталог экологических сайтов. [Электронный ресурс]. URL: www.ecologysite.ru
3. Открытая интернет-энциклопедия. Статья Глобальная экология. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/
4. Официальный сайт ООН. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/
5. Сайт глобальной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.xist.org
6. Сайт экологического просвещения. [Электронный ресурс]. URL: www.ecoculture.ru
7. Учительский портал. Экология. [Электронный ресурс]. URL: http://www.uchportal.ru/load/67
8. Федеральная служба государственной статистики РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru
9. Экологические проблемы России. [Электронный ресурс]. URL: www.ecocommunity.ru
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ.
Общие положения.
Экология (от греч. óikos – дом, жилище, местопребывание и lógos – наука, знание, учение) – наука об отношениях организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. С середины XX века термин «экология» (предложенный Э. Геккелем в 1866 г.) приобрел более широкий смысл, в связи с резким усилением воздействия человека на природу. Сегодня экология приобрела особое значение как научная основа рационального природопользования и охраны живых организмов. Данная дисциплина формирует у обучающихся экологическое мировоззрение и ответственное отношение к собственному поведению в природе и быту, развивает у студентов способности оценки экологических ситуаций и прогнозирование последствий вмешательства человека в природу.
Курс состоит из серии уроков с элементами лекции, в ходе которых преподаватель начитывает новый материал, с последующим закреплением и тестовой проверкой учебного материала. Тематика лекций охватывает основные вопросы современной экологической науки, содержит статистические и сравнительные данные. Закрепление материала подразумевает его домашнюю проработку.
Для успешного изучения дисциплины Экология студент должен быть внимательным на занятиях, тщательно составлять конспекты лекций, вовремя выполнять и предъявлять преподавателю письменные домашние задания (ответы на вопросы учебника, практические задания, доклады и информационные сообщения), прорабатывать дома фактологический материал занятий, читать учебник по соответствующим темам. Если у студента возникают вопросы, он вправе задать их преподавателю на консультациях, которые проводятся в установленные учебной частью дни и часы. В случае пропуска занятий, студент обязан ознакомиться с пропущенным текстовым материалом, выполнить в консультационные часы текущие контрольные работы, предъявить соответствующее домашнее задание.
Первый семестр посвящен изучению основных вопросов и догматов общей и социальной экологии. Отдельным блоком представлена тема «Охрана природы» в нашей стране и за её пределами.
Во время второго семестра студенты изучают концепцию устойчивого развития и гармоничного сосуществования человека и природы, знакомятся с экологическими параметрами среды обитания и экологической безопасностью.
Студент должен вести активную познавательную работу. Целесообразно строить ее в форме наблюдения, эксперимента и конспектирования. Важно научиться включать вновь получаемую информацию в систему уже имеющихся знаний. Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) по изучаемой дисциплине осуществляется согласно учебному плану в рамках самостоятельной работы студентов и согласуется в ходе индивидуальных консультаций с преподавателем, ведущим дисциплину.
Форма итоговой аттестации – дифференцированный зачёт, на который отводится 2 академических часа (1 учебная пара).