III. закрепление изученного материала.
1. Ребусы.
– Отгадайте ребусы и расскажите о свойствах ягод этих растений.
(Малина.)
(Крушина.)
(Земляника.)
(Ежевика.)
2. Игра «Верно – неверно».
Учитель читает предложения, в которых есть «подвох», а ученики говорят, верно или неверно это высказывание.
1) С куста собираем все ягоды, не оставляем ни одной (надо бережливо относиться к дарам природы.)
2) Собираем ягоды земляники с кустиками (это так красиво.)
3) Собираем ягоды осторожно, чтобы не повредить растение.
4) Собираем ягоды возле железнодорожных и автомобильных дорог.
5) Пробуем незнакомые ягоды на вкус (надо же знать, вкусные они или нет).
6) Едим только вымытые ягоды.
В конце игры необходимо проанализировать ошибочные утверждения.
3. Отгадывание загадок.
В алом сарафане куколка-матрешка.
Сорвет ее Таня, положит в лукошко.
(малина.)
чтоза ягода лесная, будто небо, голубая?
(Голубика.)
Ягодка ала в туесок попала,
Ее едят моченой и с сахаром толченой.
(брусника.)
На моховой кочке посреди болот
В аленьком платочке ягодка растет.
Хоть на вкус она кисла,
Детям ягодка мила.
(Клюква.)
Из него варенье – словно изумруд.
Виноградом северным ягоды зовут.
(крыжовник.)
К земле никнет стебелек, ягодка, как огонек.
(Земляника.)
Это вкусное варенье применяют для леченья –
Если кашель и бронхит, если горлышко болит.
(малиновое варенье.)
Она бывает разной: черной, белой, красной.
Из нее для ребят готовят мусс и мармелад.
(Смородина.)
4. Экологическая остановка (отрывок из сказки «Все друг другу мы нужны»).
«…Обратный путь, да по знакомой дороге, почти всегда кажется короче – то ли потому, что его знаешь, то ли оттого, что впереди дом, отдых.
Но если дорога дальняя, про отдых лучше не думать, труднее будет идти.
Вот и Косте совсем расхотелось идти, едва он вспомнил про дом. Ноги стали заплетаться, захотелось спать. «Интересно, сколько сейчас времени?» – подумал он.
– Уже шестой час, – сказал Боровичок, будто услышав.
Костя даже остановился.
– Откуда ты знаешь, о чем я думаю?
– По тебе видно. Сколько уж раз на солнышко глядел. И теперь посмотрел.
– А у тебя часы, что ли, есть?
– Есть. Во-он их сколько – часов-цветов кислицы. У них привычка закрываться к шести вечера.
– Здорово! И погоду угадывают, и время показывают. Только вредных растений много. Вот бы избавиться от них!
– Ты уже хотел избавиться от вороньего глаза.
– Ну, его можно оставить. А других уничтожить. Этот... копытень, например. Вонючий такой.
– Из копытня духи хорошие делают.
– Тогда багульник выполоть можно, – не сдавался Костя.
– Порошок из его листьев отпугивает вредных насекомых.
Костя задумался. Наконец сказал:
– Значит, ничего трогать нельзя?
– Ничего и никого. Потому что в лесу, в поле нет ничего лишнего. Природа – это удивительная страна со своими жителями – животными, растениями. Например, возьмем вороний глаз или белену. Вороний глаз нужен птицам, белена – людям, хоть оба и ядовиты.
– Людям?
– Да, людям. Потому что из всех ядовитых растений делают лекарства от разных болезней. Во всех лекарствах есть немножко яду. Но он не отравляет людей, а, наоборот, лечит. (Белена, белладонна, ландыш, многие лютиковые). А ты – «избавиться»! Ведь избавишься хотя бы от одного растения, а погибнуть может вся прекрасная страна – Природа.
– Тогда, наверное, и птицы, и животные ими тоже лечатся? – спросил Костя.
– А вот об этом ты уж сам постарайся узнать.
– У кого?
– У взрослых или в книгах…»