Требования к уровню усвоения содержания дисциплины. Учебно-методический комплекс курса
ЭКОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс курса
Специальность 050717 – «Специальная дошкольная педагогика и психология»,
специальность-050715.65—«Логопедия»,
специальность-050703—«Дошкольная педагогика и психология»
специальность-050707—«Педагогика и методика дошкольного образования»
Пермь
пгГпу
Р е ц е н з е н т :
Доктор технических наук, заведующий кафедрой ботаники Пермского государственного педагогического университета И.А. Золотухин
Автор-составитель: старший преподаватель каф. ботаники С.А. Евсеев
Экология :учеб.-метод. комплекс курса. Специальности: 050703 – «Дошкольная педагогика и психология», 050715—«Логопедия», 050717—«Специальная дошкольная педагогика и психология», 050707—«Педагогика и методика дошкольного образования» / авт.-сост. С.А. Евсеев; ПГПУ. – Пермь, 2010. |
Учебно-методический комплекспокурсу«Экология» составлен с учётом особенности специальности«Дошкольная педагогика и психология». Курс «Экология» входит в региональный компонент цикла общематематических и естественнонаучных дисциплин и является обязательной для изучения.
Адресовано студентам, изучающим курс «Экология».
СОДЕРЖАНИЕ
I. Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ
1. Цели и задачи изучения дисциплины... …………………………………………... 4
2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины..................... .…….. 4
3. Объем дисциплины.................................................................................... ……… 5
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы................................. ………. 5
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы ……………….... 5
4. Содержание курса ………………………………………………………………. 7
5. Темы семинарских занятий ……………………………………………………. 8
6. Лабораторные работы (лабораторный практикум)............................................... 9
7.Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов и методические указания по их выполнению……………………………………………................................................9
8. Учебно-методическое обеспечение
8.1.Список литературы ………………………………………………………….. 9
8.2.Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины 9
8.3.Методические указания студентам …………………………………………. 10
8.4.Методические рекомендации для преподавателя …………………………. 11 II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок
проведения промежуточных и итоговых аттестаций
1.Тестовые задания для контроля знаний студентов …………………………….. 12
2. Перечень вопросов к зачётам и экзаменам............................................... …….. 14
I. Рабочая программа дисциплины
Цели и задачи изучения дисциплины
Экология изучается на 2-м курсе как комплексная наука, знание которой позволяет правильно понять процессы взаимодействия организмов с окружающей средой, их взаимное влияние друг на друга и существенное, пока в основном отрицательное, влияние человечества на окружающую природную среду.
Цель обучения - подготовка высококвалифицированного специалиста с широким кругозором, способного эффективно использовать свои основные профессиональные знания в психолого-педагогической сфере для решения сложных проблем воспитания нового поколения с экологическим сознанием.
Задачи обучения:
- сформировать понимание необходимости экологических знаний в современном мире; осознать, что человек—это часть природы, материально, энергетически, информационно зависящее от окружающей среды;
- развивать экологическое сознание личности (экологизация сознания: осознание сущности экологических законов; осознание опасности глобальных экокатастроф и локальных экологических кризисов; осознание морального выбора способа целесообразной деятельности в соответствии с экологическим императивом);
- дать оценку современному состоянию биосферы и её структурных компонентов;
- сформировать правильное представление о строении и функционировании экологических систем различных уровней (популяции, биогеоценозы, биосфера); раскрыть объективные законы и закономерности устойчивого развития природных и природно-социальных экосистем;
- показать и выявить суть влияния человеческой цивилизации в историческом аспекте на ход экологических процессов;
- определить возможные пути преодоления основных экологических проблем современности.
Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
В процессе изучения дисциплины студент должен усвоить, что экологические системы, особенно с учётом социальных явлений, представляют собой наиболее высокий и сложный уровень организации материи, включающий все более низкие формы организации. Хорошее знание биологических и экологических закономерностей позволяет сформировать целостную картину окружающего мира. Это особенно важно для будущего педагога.
В ходе изучения курса студенты должны понять важность перехода от антропоцентрической формы сознания к биоцентризму (экоцентризму).
При анализе экологических процессов студенты должны уметь использовать знания, ранее изученных дисциплин математического и естественнонаучного цикла (математика, физика, химия, биология).
В результате изучения дисциплины студент должен:
- иметь представление об истории взаимоотношений человека и природы, о динамике отношений системы «природа-общество», о совместимости человеческой цивилизации с законами биосферы; о формах экологического сознания;
- знать основные понятия и термины (экофакторы, лимитирующие факторы, экологический оптимум, экониша и др.); определения и характеристики популяций, стратегий выживания организмов (r-,k-стратеги), экосистем, биосферы, ноосферы, социогеосферы; закономерности действия экофакторов на организмы (закон Шелфорда, закон Либиха и др.), законы биологической продуктивности, правило Линдемана; законы Б. Коммонера и др; факторы устойчивости экосистем и причины деградации их; глобальные экологические проблемы, причины глобального кризиса системы «человек-природа», современное состояние и проблемы охраны природы;
- уметь правильно оценивать возможные последствия влияния человеческой деятельности на состояние природных и техногенных экосистем; использовать системный подход в решении экологических задач, объяснении демографических проблем и взаимоотношений природы и общества;
- приобрести навыки выявления тенденций развития общества и природы, которые могут вызвать отрицательные изменения в окружающей природной среде и повысить вероятность возникновения экологической катастрофы;
- владетьнавыками обсуждения возникающих экологических проблем и возможных путей исправления экологической ситуации.