Концепция экологической безопасности и устойчивого развития РФ
В последние годы в нашей стране идет широкое обсуждение концепции экологической безопасности и устойчивого развития РФ. Значительная часть предлагаемых мер закреплена указом Президента РФ N236-94 г. "Основные направления государственной стратегии по охране окружающей среды". Ниже дается краткое из-ясяение проблемы и основные направления ее решения. Более конкретные и детальные аспекты приводятся в следующем разделе. Основными исходными понятиями при решении проблемы являются понятия экологической опасности и системы ЭБ. Под экологической опасностью понимается разрушение среды обитания чело века, а также природных экосистем и сообществ живых организмов из-за неконтролируемого развития экономики, отставания техники и естественных, техногенных и антропогенных чрезвычайных ситуаций (ЧС). В приведенном определении понятие экоопасности относится не только к человеку, а также ко всем представителям флоры и фауны, что соответствует основному требовании глубокой экологии - отказу от только антропоцентрического подхода в ре-шении экологических проблем.
Понятие системы ЭБ включает совокупность законодательных, технических, медицинских и биологических мероприятий и средств, направленных на поддержание равновесия между биосферой и экологической нагрузкой. Новым, приведенном в определении, понятием является экологическая нагрузка. В РФ до настоящего времени основным показателем для оценки экологического благополучия остается соответствие между концентрациями и уровнями загрязнителей и установленными ПДК и ПДУ. Экологическая нагрузка оценивается по соответствию уровня воздействующих негативных факторов на единицу площади: соответственно единицей ее измерения является не содержание 3В в единице объема или веса, а отношение массы загрязнителя на единицу площади (обычно г, кг, т) за единицу времени (обычно год). Оценка экологического благополучия по нагрузке широко применяется в развитых странах, предполагается ее внедрение и в РФ, в частности в виде установления предельно-допустимых экологических нагрузок, т.е.их максимальных уровней, при которых еще сохраняет функциональная целостность экосистем.
Концепция ЭБ различает зоны экологических ЧС и экологических бедствий. Впервые входят устойчивые негативные процессы, нарушающие здоровье человека, равновесие природных систем и повреждение генетических фондов; во вторые - два необратимых изменения, выраженные разрушением биоценозов, высокой заболеваемостью и смертностью населения.
При разработке концепции ЭБ (помимо изложенных выше законов, принципов и правил рационального природопользования) учитывалась специфика социально-экономического развития РФ, а именно: а) экстенсивная экономика с одноцелевым использованием ресурсов и низким уровнем переработки отходов; б) деформированная структура производства с преобладанием природоэксплуа-тационных отраслей; в) милитаризация общества и экономики; г) устаревшая и ненадежная экобиозащитная техника; д) высокий уровень урбанизации страны; е) убыточное природосбережение из-за недостаточной правовой базы и ж) плохое экологическое образование.
В концепции ЭБ (помимоизложенных в разделе 3 экологических проблем) учитываются и неблагоприятные социальные факторы:
снижение интеллектуального уровня общества из-за оттока научных кадров за границу, ухудшение качества питания, падение рождаемости на фоне роста болезней, а также личного и общественного стресса и т.д. Главной целью реализации концепции является создание благоприятной среды обитания человека и неистощаемого природопользования.
В государственной стратегии по ООС выделены 4 основных направления: 1) обеспечение экологически безопасного устойчивого развития страны; 2) охрана среды обитания человека: 3) восстановление нарушенных экосистем; 4) решение глобальных экологических проблем.
Общими принципами обеспечения экологически безопасного устойчивого развития экосистем являются сохранениеих биологического (и прежде всего генетического) разнообразия, обеспечение баланса поступления и экспорта вещества и энергии, строгое выполнение требований в части предельно-допустимой экологической нагрузки. Государственные и экономические аспекты решения оказанной задачи включают совершенствование системы государственного управления и правового обеспечения всех сфер природоохранной деятельности; экологически обоснованное размещение производительных сил; экологически безопасное развитие всех отраслей народного хозяйства; неистощимое использование возобновляемых ресурсов и всемерная экономия невозобновляемых; расширение использования вторичных ресурсов и обеспечение рациональногоприродопользования во всех сферах экономической деятельности.
Для охраны среды обитания человека предлагается: обеспечить оздоровление среды жизни в селитебных зонах; улучшить качество продуктов питания и воды; предотвратить загрязнение ат-мосферного воздуха химическими загрязнителями; совершенствовать систему радиационной безопасности; развивать природные унитарно-курортные и рекреационные комплексы, база которых после развала СССР резко сократилась; улучшить систему прогно- зирования и ликвидации последствий ЧС; повысить экологическое воспитание и образование общества.
Из требующих восстановления нарушенных экосистем на первом месте стоят десятки наших городов, в которых ПДК вредных веществ превышены в 10 и более раз (а в трех, правда, небольших промышленных городах, в 50 раз). Второе место занимает проблема ликвидации РЗ Чернобыльской катастрофой ряда районов. Требуют неотложного решения экологические проблемы загрязни озера Байкала (в мае 1997 года там началась массовая гибель уникального вида пресноводной байкальской нерпы), нарушенной гидрологии и загрязнения реки Волги. Необходимо спасать на сей раз уже не от падения уровня, а от его чрезмерного повышения Каспийское море, оздоровить воды Ладожского и Онежского озер и Невской губы.
К глобальным проблемам ЭБ относятся рассмотренные выше охрана озонового слоя и предупреждение развития парникового эффекта. Кроме того, остро стоит проблема сохранения биологического разнообразия биосферы, охрана лесов и лесовосстановле-ние. Особое значение для РФ имеет проблема химического и ядерного оружия (в связи с нашим явным превосходством сравнительно с другими странами). Распад СССР породил проблему трансграничных загрязнений (например, из Донбасса на рядом расположен-ные области РФ). Участие РФ необходимо при решении экологических проблем Аральского, Каспийского, Черного и балтийского морей. Совместно с Украиной РФ предстоит восстановить экосистемы гидробионтов йзовского моря. РФ участвует в целом ряде соглашений международного уровня по Арктике, Антарктике и мировому океану, а также биосферным заповедникам и другим актуальным экологическим проблемам (см. подраздел 4.4).
4.3. Экологический мониторинг в биосфере, РФ и ее регионах*
Все возрастающее воздействие человека на ОПС и угроза серьезных экологических последствий требуют получения детальной информации о состоянии ОС. Для этого необходима система специальных наблюдений, которая бы выделяла антропогенные изменения состояния ОПС на фоне естественных. Такую систему, обеспечивающую слежение за состоянием ОПС и предупреждающую о создавшихся критических ситуациях для людей и природы, в экологии принято называть системой экологического мониторинга (ЭМ). Она может охватывать как локальные районы (региональный ЭМ) или отдельные страны (национальный ЭМ), так и земной шар в целом (глобальный ЭМ). В отдельных промышленных зонах и крупных городах и на территории РФ в целом, а также в странах СНГ, CША и т.д. организован как региональный, так и национальный ЭМ. По линии международной программы "Человек и биосфера" ведутся работы над созданием биосферного (глобального) ЭМ.
Первой ступенью биосферного ЭМ является биоэкологический (санитарно-гигиенический) мониторинг с конечной целью защитить людей, флору и фауну региона или страны; второй ступенью – геоэкологический (природохозяйственный) мониторинг с конечной целью выявить генезис изменений в природнотехнических системах (в городе, промзоне, сельской местности и т.д.) и взаимную связь тех явлений в ОС, которые являются индикаторами биоэкологического мониторинга; третьей ступенью - биосферный мониторинг с конечной целью защитить жизнь человечества в нашей биосфере и выявить глобальные изменения ОС, вызванные деятельностью общества. Как видим, ЭМ является многоцелевой информационной системой, обеспечивающей наблюдение за состоянием ОС, оценку и прогноз ее состояния, определение степени антропогенного воздействия на ОС, выявление факторов и источников такого воздействия, а также степени их воздействия. Его место в системе регулирования состояния ОС показано на рис. 4.2. Под влиянием антропогенных воздействий Ва, как известно, состояние биосферы Б меняется от к . Посредством ЭМ проводится приближенное описание и оценка измененного состояния . Соответствующая информации поступает в блок решения Д, где в зависимости от научных Н и экологических Э возможностей принимаются решения. Последние могут быть направлены на ограничение или прекращение Ва, на укрепление или "лечение" того или иного элемента Б, на совершенствование системы ЭМ.
Рис. 4.2. Место экологического мониторинга ЭМ в системе регулирования антропогенного воздействия Ва на ОС
В РФ действует Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ). Ее пункты наблюдения организованы в городах, промзонах, на водных объектах и в сельскохозяйственных районах, подверженных значительному влиянию хозяйственной деятельности, а также в районах с минимальным загрязнением для излучения фоновых загрязнений. ЕГСЭМ состоит из подсистем:
1) ЭМ источников антропогенного воздействия на ОС;
2) ЭМ загрязнения абиотической компоненты ОПС;
3) ЭМ биотической компоненты ОПС;
4) обеспечения функционирования экологических информационных систем.
Первая подсистема ЕГСЭМ реализуется как природопользователями, так и территориальными подразделениями Госкомэкологии РФ. Природопользователи ведут наблюдения за источниками выбросов и сбросов на своих объектах, для чего создают и эксплуатируют свои (ведомственные) средства наблюдения и контроля, Например, РАО "Газпром" в 1995 г. организовал систему производственного ЭМ или ПЭМ, Минатом РФ - Единую государственную автоматизированную систему контроля радиационной обстановки (ЕГАСКРО) и т.д.
Территориальные органы Госкомэкологии РФ (в субъектах РФ) осуществляют ЭМ источников антропогенного воздействия на атмосферный воздух (определяется состав и количество 3В). В 1995 году ими было охвачено 18380 предприятий в 459 городах РФ. Как видим, в первой подсистеме ЕГСЭМ выполняется как ведомственный, так и госконтроль за источниками воздействия на ОС. Надзор за ведомственными службами осуществляют специальные инспекции аналитического контроля (СИАК) ЕГСЭМ.
ЭМ загрязнения абиотической составлявшей ОПС (вторая подсистема) в рамках ЕГСЭМ ведет Государственная служба наблюдения за загрязнением ОПС или ГСН. Она осуществляет наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, поверхностных вод и почв, а также за радиационным загрязнением ПС. В 1995 г. проводились наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в 284 городах РФ на 664 стационарных постах, в том числе в 234 городах - непосредственно подразделениями Росгидромета; за загрязнением поверхностных вод на 1928 пунктах, 2617 створах, 2958 вертикалях и 3407 горизонтах, расположенных на 1363 водных объектах, из них на 1204 водотоках и 159 водоемах. Вторая подсистема ЕГСЭМ состоит из центральной и 10 региональных лабораторий, а также осуществляет экспедиционные обследования.
В состав сети наблюдений за радиационным загрязнением ПС входит 1456 гидрометеостанций и постов. Они осуществляют измерение мощности дозы -излучением (1394 пункта), наблюдения за радиоактивными выпадениями (487 пунктов) и аэрозолями (51 пункт). На 30 пунктах проводятся наблюдения за содержанием трития в атмосферных осадках, а на 82 - за содержанием стронция-90 и других долгоживущих радионуклидов в водах рек и морей.
В рамках ЕГАСКРО созданы подсистемы автоматизированного контроля радиационной обстановки (АCKPO) АЭС и системы территориального радиационного контроля (СТРК) в районах (радиус до
50 км) размещения АЭC. На каждой АЭС действует от 9 до 20 постов (например, на Смоленской АЭС - 20 постов, а на Калининской АЭC – 10 постов).
Наиболее сложной и наименее разработанной не только в РФ, но и в мире является третья подсистема ЕГСЭМ - ЭМ биоты. В РФ она будет включать три основных блока этого ЭМ:
1) растительный мир;
2) животный мир;
3) живая природа на охраняемых природных территориях. Сейчас определяются приоритетные показатели для каждого блока этой подсистемы ЕГСЭМ на федеральном и территориальном уровнях (дифференцированно для наземных, водных и почвенных экосистем), а методы ЭМ биоты апробируются на особо охраняемых территориях РФ.
ЕГСЭМ состоит из тематических и территориальных подсистем ЭМ. Первые осуществляют наблюдения и контроль состояния отдельных антропогенных объектов (например, промышленных, энергетических, транспортных, ядерно-энергетических или потенциально опасных объектов) и компонентов ОПС (атмосферы, водной среды, почв, земель и т.п.). Каждая из тематических подсистем состоит из одной или нескольких ведомственных систем наблюдения и контроля, объединенных по принципу общности объекта ЭМ. Эти подсистемы ЕГСЭМ обеспечивают наблюдение и контроль:
1) экологического состояния антропогенных объектов;
2) экологически безопасного для людей состояния компонентов ОПС;
3) состояния и качества ПР, используемых в конкретных видах деятельности;
4) состояние источников антропогенного воздействия на ОПС. Вся информация интегрируется информационно-аналитическими центрами (ИАЦ) этих подсистем.
Территориальные подсистемы ЕГСЭМ созданы в соответствии с административным делением РФ (89 подсистем). В них допускается иерархический принцип, когда экологическая обстановка в городах и районах требует создания отдельных подсистем ЭМ соответствующего уровня, вплоть до федерального. В ЕГСЭМ осуществляется методическое и информационное сопряжение территориальных и ведомственных систем. В основе организации информационного сопряжения лежит сеть ИАЦ ЕГСЭМ (федерального, территориального и ведомственного уровней), организующих и выполняющих работу по сбору, хранении и обработке информации по ЭМ. На федеральном уровне этим занимается автоматизированная информационная управляющая система "Экологическая безопасность" Госкомэкологии РФ. Она имеет тесную связь как с территориальными ИАЦ Госкомэкологии РФ, так к с ИАЦ Госкомсанэпидемнадэора РФ, Госатомнадзора РФ, Госкомсанэпидемнадзора РФ. Минздрава РФ и Росгидромета, а также с. Минсельхозом РФ, Минресурсами РФ и другими ведомствами и службами федерального уровня. Все это обеспечивает изучение распределения 3В во времени, и пространстве, оценку и прогноз состояния ОС и определение эффективности мероприятий по ее защите.
ЕГСЭМ использует как лабораторные и экспрессные методы (с многими из них студенты знакомятся при выполнении лабораторных работ [3]), так и дистанционные методы исследования атмосферы, водной среды и суши. Последние представляют комплекс аппаратурных и методических разработок, позволявших получить и интерпретировать фото-, кино- и телевизионные изображения, спектральные картины природных и искусственных образований, которые доставляются или передаются с аэрокосмических систем наблюдения. Сюда же включается слежение за ОПС с помощью приборов, установленных в труднодоступных местах страны, показания которых автоматически передаются в региональные центры наблюдения и сбора информации. Средствами дистанционного изучения элементов биосферы являются спутники, лазерная и радарная техника. Так, за 1 ч спутник накапливает и передает информации с площади 30 тыс. км2.
Широкое применение в последние годы в мире дистанционных методов в изучении биосферы позволило говорить о дистанционном ЭМ ОС. Он обеспечивает горизонтальную, вертикальную и динамическую интеграцию, т.е. получение на одном изображении больших участков поверхности Земли, различных компонентов ,ландшафта литосферы, гидросферы, биосферы, антропосферы и атмосферы или одной и той же территории через определенные промежутки времени. С учетом пространственной интеграции изображения могут быть глобальные (всей или почти всей освещаемой части Земля), региональные (значительных площадей географических областей и стран) и локальные (отдельных районов или ландшафтов). Это резко увеличивает преимущества дистанционного ЭН ОПС.