III. закрепление изученного материала
Ход урока
I. Сообщение темы урока. Актуализация знаний.
– Отгадайте загадку:
Сели детки на карниз
И растут все время вниз.
(Сосульки.)
– Сегодня на уроке мы узнаем, как «растут» сосульки, и повторим признаки весны.
II. Открытие нового знания.
1. Экологическая сказка «Волшебная березка».
«Вчера вечером и ночью шел теплый, липкий снежок, облепил все голые ветки моей любимой березы в саду перед крыльцом, весь белый ее ствол. А под утро ударил морозец.
Солнце взошло на чистом небе. Смотрю, моя березка стала волшебная: стоит вся, до самых тоненьких веточек, как глазурью облитая; сырой снежок замерз – ожеледь. Сияет вся моя березка.
Прилетели долгохвостые синицы. Пушистые, теплые, похожие на крошечные клубочки белой шерсти с воткнутой в каждый вязальной спицей. Сели на березку, крутятся на ветках – чем бы позавтракать?
А коготки скользят, а клювиком не продолбить ледяной корки. Звенит березка, как хрустальная, тоненьким холодным звоном.
Улетели с жалобным писком синицы.
Солнце выше, выше, теплей – и растопило ожеледь.
Все ветки и ствол волшебной березы заструились, и она стала как ледяной фонтан.
Началась капель. Искрясь и переливаясь, побежали по веткам серебряные змейки.
Вернулись синицы. Не боясь замочить лапки, привесились к веткам. И вот им радость: больше не скользят коготки, угощает их вкусным завтраком оттаявшая береза». (В. Бианки.)
– О каких признаках весны рассказывает сказка?
2. Работа по учебнику (с. 47).
– Рассмотрите рисунок. Что делает человек?
– Зачем сосульки сбивают с крыш?
– Отчего «растут» и падают сосульки?
– Почему они «растут» вниз «головой»?
– Сосулька образуется в оттепель, когда вода на крыше тает. Почему же она замерзает? А если сосулька появляется в мороз, откуда на крыше появляется вода? Есть над чем подумать!
– Оказывается, образуются сосульки только в морозную погоду. А причины этого образования могут быть разными. Слой снега на крыше может, например, подогреваться снизу, со стороны теплого чердака. Снег слегка подтаивает, и тонкие струйки воды стекают до карниза. А здесь они попадают на морозный воздух, замерзают и становятся сосульками.
Но бывает и иначе. На южном скате крыши снег подтаивает под прямыми солнечными лучами даже в легкий морозец. Но стоит струйкам воды попасть в тень, как они превращаются в лед. А поскольку происходит постоянная «подпитка», сосулька «растет».
В оттепель все начинает таять. В той точке сосульки, где она прикрепляется к крыше, ледяная игла подтаивает особенно сильно: к воздействию теплого воздуха добавляется тепло нагретой солнцем крыши.
Сосульки обламываются и падают вниз. Упав на человека, они подчас наносят очень тяжелые травмы. Поэтому их нужно сбивать с крыш. Всем прохожим весной надо соблюдать особую осторожность: не подходить близко к домам, чаще поглядывать вверх.
3. Работа по учебнику (с. 47).
Учащиеся читают текст в книге, придумывают ему заглавие, отвечают на вопросы в тексте.
4. Работа в печатной тетради (задание 32).
– С каким настроением дети встречают весну? Почему?
– Какие одежда и обувь наиболее удобны для весенней прогулки?
– Выберите одежду и обувь для экскурсии в весенний лес. Раскрасьте рисунок.
– Дорисуйте те предметы, которые могут пригодиться на уроке-экскурсии. («Учебные» предметы: лупа, пакетик для сбора плодов деревьев, карандаш, блокнот; «медицинские»: бинт, йод, бутылочка с водой.)
III. закрепление изученного материала.
Игра «Весенние братья-месяцы».
– Давайте вспомним пословицы и поговорки о весенних месяцах. (За каждый ответ учащиеся получают жетон в виде букетика цветов.)
Пословицы и поговорки о весенних месяцах.
· В марте день с ночью меряется, равняется.
· И в марте мороз на нос садится.
· Март – березень, протальник, капельник.
· Март – ветронос, водотек.
· Март – грачевник, грачей пригнал.
· Март – зимобор, с зимой борется.
· Март – не весна, а предвесенье.
· Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
· Март у матери-зимы шубу купил, а через три дня ее продал.
· Апрель-батюшка в поле зовет.
· Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.
· Апрель – месяц говорливой воды, хранитель вешнего шума.
· Апрельский скворец – весны гонец.
· Апрельский цветок ломает снежок.
· В апреле хоть семь раз дождь иди, а все платье сухо.
· Мокрый апрель – хорошая пашня.
· В мае два холода: когда черемуха цветет и когда дуб распускается.
· Дождь в мае хлеба подымает.
· Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
· Май – пора сева.
· Май – под каждым кустиком рай.
· Майская травка и голодного кормит.
Учитель подводит итоги игры «Весенние братья-месяцы».