Мониторинг состояния природных ресурсов
Атмосферныйвоздух практически не учитывается как природный ресурс, и контроль за его компонентами, за исключением диоксида углерода, не ведется. В то же время отмечаемое снижение содержания кислорода в промышленных центрах нарушает нормальное клеточное дыхание живого организма, осложняет ведение технологических процессов, в частности, в металлургической промышленности.
Водные ресурсы.Мониторинг водных ресурсов проводится в рамках государственного водного кадастра. Учет водных ресурсов (кроме подземных) и наблюдение за режимом велись на сети гидрометеорологических обсерваторий, станций и постов Росгидромета по единой в стране системе. Роскомвод обеспечивает на предприятиях, в организациях и учреждениях контроль правильности учета количества вод, забранных из водоисточников, и сброса в них использованных вод, осуществляя учет использования вод.
Несмотря на существуюшие стандартные формы отчетности, методологические несоответствии и технические сложности учета водозабора и водосброса приводят к значительному расхождению величин одних и тех же показателей, представляемых различными ведомствами.
Государственный учет подземные вод (в том числе и эксплуатационных запасов) осуществляют организации Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
Контролю подлежат количество отбираемых питьевых и технических вод и распределение этого отбора по видам использования. В связи с тем, что водопользователи отчитываются нерегулярно, а водозаборы обследуются периодически (один раз в 5—6 лет), получаемые данные приблизительны.
Наблюдение за запасами и состоянием минеральных вод н лечебных грязей, а также контроль этих запасов ведут режимно-эксплуатационные станции территориальных советов профсоюзов. Они отмечают почти повсеместное истощение гидроминеральных ресурсов, ухудшение их качества и угрозу деградации.
Земельные ресурсы. Мониторинг земельных ресурсов осуществляется как землепользователями, так и государственными землеустроительными органами. Инвентаризация земель, проводится один раз в 5 лет.
Сведения государственной регистрации землепользования, учет количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель фиксируются в Государственном земельном кадастре.
В результате перераспределения земель наблюдаются выбытие из оборота сельскохозяйственных угодий и ухудшение их качества.
Минерально сырьевые ресурсы. Мониторинг минерально-сырьевых ресурсов ведется на различных стадиях их освоения. Геологическое изучение недр, учет состояния и движения запасов полезных ископаемых входит в компетенцию органов Министерства природных ресурсов РФ. Надзорную деятельность в области рационального использования минерально-сырьевых ресурсов осуществляет Госгортехнадзор России. Последний представляет собой специализированный контрольный орган, который осуществляет наряду с надюром за состоянием безопасности работ в промышленности надзор за соблюдением порядка пользования недрами при разработке месторождений полезных ископаемых и переработке минерального сырья.
В соответствии с возложенными на него задачами Госгортехнадзор России согласовывает и контролирует нормативы потерь и разубоживания полезны* ископаемых при добыче и нормативы потерь при переработке минерального сырья; нала 1ает санкции на сверхнормативные потери; ограничивает, приостанавливает или запрещает сброс в недра сточных вод, захоронение вредных веществ и отходов производства, подземное хранение веществ и материалов.
Министерству природных ресурсов РФ в части охраны недр подконтрольно около 3650 предприятий но добыче и переработке минерального сырья, и составе которых более 171 тис. объектов (шахты, рудники, карьеры и разрезы). Надзор за безопасным ведением работ в промышленности и горный надзор осуществляют 39 округов.
В результате контрольной деятельности в части нарушения требований правил и норм по использованию недр за один год было выявлено свыше 36 тыс, нарушений, работы приостанавливались в 1410 случаях, оштрафовано свыше 700 работников предприятий. Принятые меры позволили сохранить на балансе предприятий следующие объемы полезны* ископаемых: угля — свыше 130 млн. г, руд черных металлов — 14,5 млн. т, руд цветных, благородных и редких металлов — 7,2 млн., т и 2 млн. м3 песков, агрохимического сырья — 2 млн. т н более 120 млн. т нерудных полезных ископаемых.
Биологические ресурсы. Учет охотничьих и промысловых животных возложен на службы Главохоты РФ, которая на основании имеющихся сведений составляет прогнозы рационального использования животных ресурсов. Отсутстиие кадастров животного мира н слабая их инвентаризация не позволяют говорить о существовании мониторинга.
Мониторинг рыбных ресурсов ведется во всех рыбопромысловых бассейнах, и в местах, наиболее подверженных антропогенному воздействию. Осуществляют его сотрудники рыбохозяйственных институтов, ихтиологических служб органов рыбоохраны, находящихся в подчинении Комитета Российской Федерации по рыболовству.
В настоящее время нет возможности охватить контролем все рыбохозяйственные водоемы страны.
Работы по изучению и картографированию запасов диких растений ведут преимущественно научно-исследовательские институты и кафедры соответствующих вузов. Однако даже имииспользуемых в качестве промышленного сырья лекарственных трав не определены запасы в пределах их ареалов, недостаточны сведении о существующих районах их размещения. Можно говорить только о работах по оценке флористического разнообразия отдельных регионов, регулированию пастбищных нагрузок на природные группировки, контролю за изъятием промысловых растений.
Мониторинг лесных ресурсов включает в себя учет лесного фонда, охрану лесов от пожаров, санитарно-лесопатологический контроль и контроль за рубкой и восстановлением лесов, а также специализированный мониторинг производственно-территориальных комплексов, зон экологического неблагополучия, северных территорий и др. Мониторинг строится на двух уровнях: региональном и локальном. Учет лесного фонда и фоновый мониторинг осуществляют при проведении непрерывного и периодического лесоустройства.
Функционально-технологическая структура национального уровня системы мониторинга лесов включает лесоустроительные предприятия, службу лесопатологического мониторинга, а также специализированные предприятия и станции по защите леса, ПО «Авиалесохрана», ВНИИЦлесресурс, в состав которого входят аэрокосмическая экспедиция и спецпредприятие, научно-исследовательские институты отрасли и вузы.