История и состояние мониторинга в России
На территории Российской Федерации функционирует ряд систем мониторинга загрязнения природной среды и состояния природных ресурсов.
В государственной системе управления природоохранной деятельностью в Российской Федерации важную роль играет формирование единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ).
ЕГСЭМ включает в себя следующие основные компоненты:
мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду;
мониторинг загрязнения абиотического компонента окружающей природной среды;
мониторинг биотической компоненты окружающей природной среды;
социально-гигиенический мониторинг;
обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем.
В Постановлении Правительства РФ о создании ЕГСЭМ предполагалось, что уже в 1994 г. будут разработаны и утверждены нормативные документы, определяющие порядок функционирования и развития системы экологического мониторинга в стране в целом, а 1994—1996 гг. обеспечено внедрение в регионах и на предприятиях систем наблюдения и контроля за выбросами и сбросами.
В качестве базовых принципов при организации ЕГСЭМ выступают:
организация опорных пунктов сбора и обработки экологической информации на локальном, региональном и федеральном «ровнях, имеющих прямые связи с научно-исследовательскими институтами и органами МЧС России;
интеграция ЕГСЭМ в международные системы мониторинга и глобальные базы данных;
максимальное использование имеющихся в ведомственных системах сбора экологической информации вычислительных мощностей и научно-методических разработок.
Методическую помощь должно было осуществлять Министерство охраны окружающей среды Российской Федерации (нынешний правопреемник — Министерство природных ресурсов Российской Федерации), которому также предписывалось организовать взаимодействие ЕГСЭМ, наблюдательных систем ПВО Минобороны России и Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Однако и по сей день ЕГСЭМ как информационная система о состоянии окружающей среды, о тенденциях и степени ее изменения, обеспечивающая все уровни управления необходимой экологической информацией (ретроспективной, текущей и прогнозной) для принятия своевременных управленческих решений, не функционирует, причем не только из-за недостаточного финансирования Роскомгидромета. Так называемый «фоновый» экологический мониторинг был организован на сети станций гидрометеорологических наблюдений, которая даже в лучшие свои времена не могла обеспечить региональных оценок состояния окружающей среды. Служба погоды и экологический мониторинг исследуют факторы, обладающие существенно различной изменчивостью, и должны опираться на данные, соответствующие ее уровню. Кроме того набор исследуемых переменных в экологическом мониторинге значительно шире, чем при гидрометеорологических наблюдениях. Эти обстоятельства представляются принципиально важными, поскольку на ЕГСЭМ возложены не только функции контроля состояния объектов природы, но и предупреждения аварий и катастроф, что предъявляет к экологическому мониторингу повышенные требования по плотности сетей, единству методической и приборной базы, а также по связности данных во времени и пространстве.
Анализ состояния действующих в стране систем ведомственных средств наблюдения и контроля природной среды показывает, что все они имеют ряд следующих существенных недостатков:
недостаточная представительность концептуальной базы проводимого комплекса эколого-информационных работ;
разобщенность и методическая несовместимость ведомственных служб экологического контроля, дублирование работ различными ведомствами, слабая степень автоматизации процессов получения передачи, обработки, хранения и доведения информации до потребителя;
отсутствие вневедомственной сети центров обработки экологической информации, единых унифицированных методик и программ измерения экологических параметров окружающей среды алгоритмов комплексной обработки экологических данных и прогностических моделей оценки экологической обстановки применительно к полному комплексу природоохранных мероприятий и рациональному использованию природных ресурсов;
значительное отставание в оснащении станций, постов и обсерваторий современным парком приборов и метрологическим обеспечением;
несовершенство применяемой методологии мониторинга;
ориентировка работ по экологическому мониторингу на второстепенные процессы и явления в виде аномальных изменений отдельных компонентов среды без учета интегральных воздействий техносферы на природу.
Осенью 1994 г. на пятой сессии Межгосударственного экологического совета (МЭС) стран СНГ были приняты: «Концепция Межгосударственной системы экологического мониторинга», «Основные принципы создания Информационного центра экологического мониторинга и научно-технических разработок» и «Предложения об использовании космических средств для целей экологического мониторинга в странах — членах МЭС». Создание такой системы является дальнейшим развитием идей ЕГСЭМ на основе международно признанных критериев и параметров.
В самостоятельную задачу, стоящую перед МЭС, выделена оценка трансграничных переносов, в первую очередь — в части выполнения странами СНГ обязательств по участию в европейской системе мониторинга лесов на территориях, входивших в 500-километровую зону вдоль границ бывшего СССР.
Компоненты ЕГСЭМ — уже существующие ведомственные системы наблюдения и контроля состояния окружающей среды и природных объектов: Роскомгидромет; Государственная автоматизированная система контроля радиационных объектов, Госатомнадзор России, мониторинг лесного фонда Роскомлеса; агрохим-служба и мониторинг загрязнения сельскохозяйственных земель Минсельхоза России; мониторинг геологической среды МПР России; санитарный контроль качества среды обитания и здоровья населения Госсанэпиднадзора России и других систем наблюдения и контроля, создаваемых ведомствами для информационного обеспечения решения задач.
В нашей стране мониторинг осуществляется как в региональных, так и в глобальных масштабах. Разрабатываются и опробываются методики контроля и аппаратуры, проводится работа по стандартизации наблюдений. Россия входит в глобальную систему мониторинга окружающей среды (ГСМОС), активно участвует в работе ИСО (Международной организации стандартизации) в области охраны природной среды.
Государственная система мониторинга Росгидромета базируется на сети пунктов режимных наблюдений.
В Росгидромете создана система оперативного выявления и расследования, опасных эколого-токсикологических ситуаций, связанных с аварийным загрязнением окружающей природной среды.