Характеристика шума как экологического фактора

Шум – это любые звуки, нарушающие тишину или раздражающе действующие на человека и мешающие восприятию полезных сигналов. Раздражающее действие шума является существенным фактором, влияющим на функциональное состояние коры головного мозга и центральной нервной системы, а через них – на весь организм в целом.

Подсчитано, что в США убытки от шума на производстве составляют около 4 млн долларов в год, а в Великобритании они выше, чем от пожаров. В крупных городах шум сокращает жизнь на 8-12 лет.

Человеческое ухо воспринимает звуки с частотой от 20 до 20 000 Гц. Ниже этого предела лежит инфразвук, выше – ультразвук. Наибольшей чувствительностью человеческое ухо обладает в диапазоне частот от 1 000 до 4 000 Гц.

Шум принято измерять на характеристике «А» шумомера. Эта характеристика корректирует частотную чувствительность шумомера в соответствии с особенностями слухового аппарата человека, то есть отражает физиологическое действие звука на организм. Получаемую величину называют уровнем звука, единица измерения - децибел «А» (дБА). Эта характеристика является международной и в России закреплена ГОСТ 12.1.003-83 и санитарными нормами СН-2.2.4/2.1.8.582-96. Порог слышимости находится на уровне 10 дБА, раздражающее действие оказывает уровень звука 60-70 дБА, при 100-110 дБА происходит нарушение слуха, 120-130 дБА – болевой порог.

Основными источниками шума на железнодорожном транспорте являются движущиеся поезда, путевые машины и производственное оборудование предприятий. Уровень шума на железной дороге колеблется от 66 дБА (при движении в час одной пары пассажирских поездов) до 91 дБА (30 пар грузовых поездов). Локомотив – один из основных источников шума в движущемся поезде. Так, на тепловозе шум дизеля 2Д100 достигает 115 дБА, системы выпуска – 123 дБА, тягового генератора – 99 дБА, тягового двигателя – 99 дБА, масляного насоса – 100 дБА, топливного насоса – 97 дБА, компрессора – 105 дБА. На электровозе ВЛ-10 уровень звука вентилятора составляет 111 дБА, а компрессора – 108 дБА.

Уровни допускаемого шума для производственных и жилых помещений приведены в табл. 8.

Таблица 8

Уровни допускаемого шума

Вид помещения или территории Уровень допускаемого шума, дБА
Производственные помещения:
учебные заведения, НИИ, административные здания
помещения конструкторских бюро, техотделов и т.п.
кабины наблюдений и дистанционного управления без речевой связи по телефону
то же, с речевой связью по телефону
рабочие места в цехах, кабины водителей автотранспорта
вокзалы
Жилая застройка:
жилые комнаты квартир - с 7 до 23 ч
- с 23 до 7 ч
комнаты в общежитиях - с 7 до 23 ч
- с 23 до 7 ч
территории жилой застройки - с 7 до 23 ч
- с 23 до 7 ч

Очевидно, что уровни допускаемого шума для производственных и жилых помещений и территорий вблизи железнодорожных станций, локомотивных депо и заводов по ремонту подвижного состава существенно превышаются.

Движущиеся поезда также являются источниками низкочастотных (инфразвуковых) вибраций. Механические колебания, создаваемые поездами, особенно велики при движении по мостам и тоннелям. Исследования показали, что длительное воздействие вибрации вызывает функциональные изменения центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, последствиями которых являются снижение скорости реакций человека, развитие гипертонической болезни и т.п.

Для снижения шума на железнодорожном транспорте проводятся основные мероприятия:

- защитное лесоразведение;

- экранирование источников шума;

- рациональная планировка прилегающих жилых массивов вблизи железнодорожных объектов;

- установка глушителей;

- защита расстоянием.

Зеленые насаждения оказывают на распространение шума в приземном пространстве заметное влияние. Наталкиваясь на них, часть энергии звуковой волны отражается как от экрана, другая (большая) часть поглощается. Защитная лесополоса, ширина которой изменяется от 10 до 30 м, позволяет снизить уровень шума на величину от 4 дБА (три ряда лиственных деревьев) до 11 дБА (пять рядов хвойных деревьев).

Вредное воздействие шума на население может быть снижено при размещении высокоскоростных железнодорожных путей в тоннелях, выемках, за склонами естественного или искусственного рельефа. Здесь возможно использование шумозащитных барьеров из листов гофрированной стали высотой 3 м. Такие барьеры выполняют также роль ограждения полосы отвода. Эффективность снижения шума экранирующими сооружениями прямо пропорциональна их высоте и обратно пропорциональна расстоянию от источника шума до экрана. Поэтому экраны целесообразно располагать как можно ближе к источнику шума.

Также рекомендуется вдоль железнодорожных путей размещать нежилые здания (склады, гаражи и т.п.).

Глушители бывают двух типов: активные (используют звукопоглощающие материалы – керамику, минеральную вату и др.) и реактивные (основаны на отражении звука назад к источнику или уменьшении энергии). Большинство глушителей являются комбинированными.

Однако основной мерой защиты от шума, вибрации и ЭМП является защита расстоянием.

Наши рекомендации