Принципы внутреннего аудита
Принципы внутреннего аудита особо не отличаются от принципов приведенных в стандарте ГОСТ Р ИСО 19011-2003.
Этичное поведение– основа профессионализма. При проведении аудита важно доверие, честность, конфиденциальность и тактичность.
Беспристрастность– обязательство правдиво и точно представлять отчет. Наблюдения аудита, заключения по результатам аудита и записи по аудиту должны правдиво и точно отражать аудиторскую деятельность. Существенные помехи, выявленные во время аудита, а также неразрешенные проблемы и разногласия между группой аудиторов и проверяемой организацией отражаются в отчётах.
Профессиональное прилежание – проявление аккуратности и здравого смысла при проведении аудита. Аудиторы должны проявлять профессиональное прилежание в соответствии с важностью выполняемой задачи и доверием, оказанным им заказчиком аудита и другими заинтересованными сторонами. Важным фактором является наличие необходимой компетентности.
Независимость – основа беспристрастности аудита и объективности значений по результатам аудита. Аудиторы должны быть независимы от проверяемой деятельности и свободны от предубеждений и конфликтов интересов. Аудиторы опираются на объективные суждения во время всего процесса с целью обеспечения того, чтобы наблюдения и заключения по результатам аудита были основаны только на свидетельствах аудита.
Доказательство на основе фактов – рациональный метод достижения надёжных и воспроизводимых заключений по результатам аудита при систематическом процессе аудита. Свидетельство аудита должно быть проверяемо. Оно основывается на выборах доступной информации, поскольку аудит проводится в ограниченный период времени и ограниченными ресурсами. Использование соответствующих выборок тесно связано с достоверностью, которая должна присутствовать в заключениях по результатам аудита.
При проведении внутреннего аудита следует выделить отдельно организационные принципы:
Принцип единообразия:каждая аудиторская проверка осуществляется по единой официально установленной процедуре, что обеспечивает ее упорядоченность, однозначность и сопоставимость.
Принцип системности:планирование и проведение аудиторских проверок по различным видам деятельности и процессам осуществляется с учетом установленной их структурной взаимосвязи в системах менеджмента.
Принцип документированности:проведение каждой аудиторской проверки определенным образом документируется с тем, чтобы обеспечить сохранность и сравнимость информации о фактическом состоянии объекта.
Принцип предупредительности: каждая аудиторская проверка планируется, и персонал аудитируемого подразделения заранее уведомляется о цели, объекте, критериях, времени и методах проведения аудиторской проверки с тем, чтобы обеспечить необходимый уровень доверия к аудиторам и исключить возможность уклонения персонала от предоставления и демонстрации всех требуемых данных.
Принцип регулярности:аудиторские проверки проводятся с определенной периодичностью с тем, чтобы все процессы системы и все подразделения организации были объектом постоянного анализа и оценивания со стороны руководства организации.
Принцип открытости:результаты каждой аудиторской проверки носят открытый характер, т.е. являются доступными для ознакомления любым сотрудником проверенного подразделения.
В приложении О приведен кодекс поведения внутреннего аудитора, который можно рекомендовать при организации службы внутреннего аудита на предприятии.
Список использованной литературы
1 Алексеев В.А. Корректирующие и предупреждающие действия / В.А. Алексеев // Методы менеджмента качества. – 2005. - № 8. – 40-43.
2 Голубев В.В., Федотов А.Г. Месяцева Н.П. Рекомендации по внутреннему аудиту системы менеджмента качества: Учебное пособие. Вып. 1. – М.: Изд-во ИнИСВВТ, 2004. – 110 с.
3 ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – М.: Стандаринформ, 2009.
4 ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Система менеджмента качества. Требования. – М.: Стандартинформ, 2009.
5 ГОСТ Р ИСО 9010-2001. Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2010.
6 ГОСТ Р ИСО 19011-2003. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2004.
7 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2008. Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. – М.: Стандартинформ, 2009.
8 Крюкова Е.В., Чупахина С.О. Аудит систем качества: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУПП, 2005. – 132 с.
9 Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством: Учебное пособие. М.: Высшая шк., 2003. – 334 с.
10 Новицкий А.М. Внутренние аудиты. Что даёт форма отчёта / А.М. Новицкий, Т.А. Болотина // Методы менеджмента качества. – 2005. - № 1. – с. 41-44.
11 Плетнёва Н.П. Аудит систем менеджмента качества / Н.П. Плетнёва // Всё о качестве. – 2004. - № 32. – С. 2-24.
12 Салимова Т.А. Управление качеством: учебник по специальности «Менеджмент организации».- Москва: Издательство «Омега – Л», 2007. – 144 с.
13 Сундарон Э.М. Система менеджмента качества: Учебное пособие. Ч 1. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2007. - 180 с.
14 Хижняк О.В. Практическое внедрение ИСО 9001:2008. Журнал «Методы менеджмента качества». 2009. № 3. – С. 14-18.
Приложение А
Форма годового плана-графика проведения