Й стандарт. Для определения объема аудита изучается и анализируется работа службы внутреннего аудита

Раздел 1. Внешний аудит.

Часа.

Тема 1.1. Внешний аудит, его характеристика. Стандарты аудита»

Часа.

Вопросы к теме:

1. Внешний аудит, его понятие и классификация.

2. Стандарты аудиторской деятельности

3. Аудиторское заключение, его сущность и классификация..

Вопрос 1.

По характеру взаимоотношений с клиентамиаудит делится на внутренний и внешний. Внутренний аудит является структурным подразделением банка и подотчетен его руководству. Внешний аудит проводится аудиторскими фирмами или индивидуальными предпринимателями, которые независимы от акционеров и руководства проверяемого банка

Внешний (независимый) аудит в зависимости от на­правленности может быть классифицирован по ряду признаков:

По степени обязательности По объектам По формам По периодичности проведения
Обязательный аудит Общий Аудит финансовых отчетов Первоначальный
Инициативный (добровольный) аудит Банковский НКФО Страховой Аудит на соответствие установленным тре­бованиям Аудит хозяйственной деятельности Согласованный (повторный)

Внешние аудиторские проверки, проводимые неза­висимыми аудиторскими фирмами подразделяются на: обязательные и добровольные (инициативные).

Обязательный аудит — аудит, проводимый в силу требований законодательства.

Добровольный аудитпроводится по инициативе хо­зяйствующих субъектов.

Следует разделять понятия "инициаторы", "заказчики" и "пользователи" аудиторских проверок. Инициаторы - органы, по инициативе, которых заказаны ауди­торские проверки. Заказчики - хозяйствующие субъ­екты, которые заказали и оплатили аудиторскую проверку по собственной инициативе или по согласова­нию с инициатором аудиторской проверки. Пользова­тели используют полученную информацию чаще всего для принятия какого-либо решения.

Инициаторами обязательных аудиторских проверок, как правило, являются государственные органы.

Инициаторами добровольных аудиторских проверок чаще всего бывают сами хозяйствующие субъекты, а также могут быть партнеры, правоохранительные ор­ганы, налоговые инспекции и др.

Ежегодно проводится обязательный аудит достоверности годовой финансовой отчетности:

· открытых акционер­ных обществ;

· банков, НКФО, бирж,

· коммерческих организаций с иностранными инвестициями,

· страховых организаций, а также стра­ховых брокеров;

· резидентов Парка высоких технологий,

· организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов физических лиц

· иных организации и индивидуальных предприни­мателей, у которых объем выручки от реализации това­ров (выполненных работ, оказанных услуг) за преды­дущий год составляет более 600 тыс. евро.

Обязательный аудит колхозов и крестьянских (фермерских) хозяйств не проводится.

Затраты на проведение обязательного аудита относятся на себестоимость продукции и включаются в состав расходов в пределах норм, утвержденных Сове­том Министров Республики Беларусь.

Уклонение от проведения обязательного аудита вле­чет штраф в размере от 10 до 50 базовых величин.

Заказчиками добровольных проверок могут быть:

- собственники (акционеры) предприятий (фирм);

- администрация предприятия (фирмы) (при смене главного бухгалтера, материально ответственных лиц и т. д.);

- вышестоящие организации;

- правоохранительные органы;

- налоговые инспекции;

- государственные органы;

- страховые компании;

- банки;

- клиенты;

- компаньоны, в том числе поставщики или поку­патели;

- рабочие и служащие хозяйствующих субъектов и др.

Пользователями результатов обязательных аудитор­ских проверок являются, как правило, государствен­ные органы, вышестоящие организации и широкий круг пользователей. К широкому кругу пользователей относятся вкладчики, акционеры и другие заинтересо­ванные лица, которые с аудиторскими заключениями могут познакомиться в средствах массовой информа­ции (как правило, аудиторские отчеты публикуются в экономической периодической печати).

Инициаторы, заказчики и пользователи добровольных аудиторских проверок почти всегда совпадают.

Если пользователями являются непроверяемые хо­зяйствующие субъекты, то они получают только итого­вую часть аудиторского заключения, т. е. заключение, которое сделано аудитором по итогам проверки соглас­но закону "Об аудиторской деятельности".

Во всех случаях пользователями в первую очередь являются руководители проверяемого субъекта хозяй­ствования и их акционеры.

По объектам применения аудиторских услуг аудит подразделяют на четыре основные группы: 1) общий; 2) банковский; 3) небанковских кредитно-финан­совых организаций, инвестиционных институтов, де­позитариев и т. д.; 4) страховой.

По формам аудит подразделяют на аудит финан­совых отчетов; аудит на соответствие установленным требованиям; аудит хозяйственной деятельности.

Аудит финансовых отчетовзаключается в провер­ке с целью определения правильности их составле­ния в соответствии с установленными критериями, общепринятыми правилами бухгалтерского учета. Эта форма аудита проводится независимыми аудиторами, которых пригласило предприятие (фирма). Результаты аудита финансовых отчетов рассылаются заказчикам и широкому кругу пользователей (акционерам, кредито­рам, государственным органам и т. д.).

Следовательно, назначение данного аудита — про­верка финансовых отчетов с целью:

ü подтверждения достоверности отчетов или конста­тации их недостоверности;

ü проверки полноты, достоверности и точности от­ражения в учете и отчетности затрат, доходов и фи­нансовых результатов деятельности за проверяемый период;

ü контроля за соблюдением законодательных нор­мативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологии оценки активов, обязательств и собственного капитала;

ü выявление резервов лучшего использования соб­ственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.

Аудит на соответствие установленным требова­ниямосновывается на рассмотрении деятельности субъекта хозяйствования в соответствии с предписании условием, правилом или законом.

Целью аудита на соответствие является проверка со­блюдения хозяйственной системой установленных кри­териев.

Критерии для данной формы аудита могут быть взя­ты из различных источников. Например, из государст­венных нормативных актов; из внутренних правил контроля, установленных дирекцией компании; из правил кредитования, установленных кредиторами, а также положениями и инструкциями, действующими на данном предприятии. Такой вид аудита может прово­диться неоднократно в течение года. Результаты аудита на соответствие установленным требованиям обычно докладываются органу, установившему критерии.

Чаще всего аудит на соответствие установленным требованиям проводится по критериям, основанным на государственных нормативных актах или ведомствен­ных инструкциях. Например, проверяются законность и своевременность формирования уставного фонда бан­ка; правильность определения налогооблагаемой базы в банке, своевременность и полнота уплаты налогов и т. д. Проверки на соответствие установленным требовани­ям могут осуществляться государственными и ведом­ственными органами, а также внешними аудиторами.

Заказчиками данной формы аудита могут быть ад­министрация частного предприятия, правительство, налоговые органы, а исполнителями — контролеры различных ведомств, внутрихозяйственные аудиторы и аудиторские фирмы.

Такая форма аудита может проводиться неоднократ­но в течение года. Результаты аудита на соответствие Установленным требованиям обычно докладываются органу, установившему критерии.

Наиболее сложным в проведении является аудит хозяйственной деятельности, который заключается в исследовании административного управления и (или) эффективности работы хозяйствующего субъекта. Его иногда называют операционным или управленческим аудитом. При данном виде аудита аудитор должен провести объективное обследование и сделать всестороннюю оценку определенных видов деятельности. Аудит может охватывать как всю организацию, так и отдельные ее подразделения.

Цель хозяйственного аудита – рекомендация управленческому персоналу по совершенствованию его деятельности.

Данный вид аудита нельзя отождествлять с анализом хозяйственной деятельности. Анализ проводится только на основании бухгалтерской и финансовой отчетности, а аудит в первую очередь осуществляется по вопросам менеджмента, маркетинга, ценовой политики, кадровой политики и т.д. в целях улучшения организационной структуры, повышения производительности и эффективности производства, а также доходности.

Аудит хозяйственной деятельности направлен на :

û оценить эффективность деятельности компании, предприятия;

û выявить возможности улучшения его деятельности за счет сокращения затрат, изменения организационной структуры и т.д.

Предмет аудита хозяйственной деятельности – количественная информация об экономических действиях и событиях.

Данная проверка проводится более длительное время – от 1 до 6 месяцев.

По периодичности проведения аудит может делиться на: первоначальный и согласованный.

Первоначальный аудит проводится аудитором впервые для данного клиента.

Согласованный аудит осуществляется аудитором повторно или регулярно и поэтому основан на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации БУ и др. вопросов.

Первоначальный и согласованный аудит могут под­разделяться на проверку по итогам; частичную про­верку; детальную проверку.

Проверка по итогам является самой простой формой проверки выполнения рекомендаций. Аудитор может ограничиться обзором процедур и операций отдела, в котором проводилась проверка, или получить инфор­мацию путем неофициального телефонного разговора или переписки с ответственными лицами. Такая форма обычно применяется к менее важным результатам внутреннего аудита.

Частичная проверка, как правило, предусматривает более активную деятельность аудитора. Она может включать практическую проверку порядка деятельно­сти и проведения операций. В большинстве случаев аудитор не ограничивается лишь телефонными разго­ворами и перепиской с ответственными лицами.

Детальная проверка обычно занимает много време­ни. При проведении такой проверки может быть про­делан необоснованно большой объем аудиторской рабо­ты. При выполнении детальной проверки аудитор про­веряет процедуры деятельности и отслеживает опера­ции, а также сверяет остатки на счетах и проверяет автоматизированные учетные документы. Конечно, де­тальная проверка требуется для тех областей, в кото­рых обнаружены наиболее существенные нарушения.

Вопрос 2.

Стандарты аудиторской деятельности – это основные критерии, правила или основополагающие принципы аудиторских процедур. Они должны охватывать такие сферы деятельности, как квалификационные требования, предъявляемые к представителям аудиторской профессии; права, обязанности и ответственность аудиторов и аудиторских организаций; содержание договора и условий проведения аудиторской проверки; порядок проведения аудиторской проверки; порядок составления аудиторского заключения.

Стандарты не являются подробными правилами, затрагивающими всю аудиторскую деятельность. Они содержат только общие принципы, определяющие только процесс подготовки к аудиту, его проведение и оформление результатов. Их цель – достичь единообразного понимания основных принципов и целей аудита, обязанностей и ответственности аудитора, методов и приемов формирования и выражения независимого мнения. Стандарты аудита имеют юридическую силу.

Они должны иметь одинаковую структуру построения и содержать общие положения, основные понятия и определения, практические приложения. Пользователи стандартов аудита – аудиторские организации, аудиторы-предприниматели, заказчики аудита, контрольные органы.

Действующие стандарты подразделяются на три группы:

· общие стандарты,

· стандарты практической работы

· стандарты составления заключения.

Общие стандарты:

1. 1-й стандарт. Проверка должна проводиться лицом или лицами, имеющими надлежащую подготовку, квалификацию. Аудитору следует отказаться от работы, если он сомневается в достаточном уровне своей компетенции.

Аудитором в РБ могут быть как физические лица, так и юридические лица.

Аудитор – физ. лицо, имеющее высшее экономическое и (или) юр. образование и стаж работы по соответствующей специальности не менее 3-х лет, а также отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

Аудиторская организация – коммерческая организация, осуществляющая деятельность по проведению аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг.

В штате аудиторской организации должно состоять не менее трех аудиторов. Не менее 50% должны составлять граждане РБ. Руководителем аудиторской организации моет быть только аудитор.

Аудиторским организациям и аудиторам-ИП запрещается занятие другими видами предпринимательской деятельности, кроме преподавательской и научной.

Аудитор должен повышать свое профессиональное мастерство.

2. 2-й стандарт. По всем вопросам, касающимся выполняемой работы, мнение аудитора или аудиторов должно оставаться независимым, в том числе законодательной и исполнительной власти. Это необходимо для достоверности результатов аудиторской проверки.

Независимость аудитора касается его отношений с государством, различными партиями, политическими и общественными течениями, клиентами, а также религиозных воззрений.

Независимость аудитора относительно государства выражается в том, что он не должен работать в какой-либо государственной структуре.

Кодекс этики аудитора РБ требует от аудитора непредвзятого отношения к клиенту, какого бы вероисповедания он не придерживался или к какой бы партии ни принадлежал.

Аудиторы и аудиторские фирмы не могут быть финансово связаны с проверяемым ими предприятием.

Аудит не может проводиться:

· аудиторами, являющимися учредителями (участниками, собственниками имущества) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

· аудиторами, состоящими в близком родстве или свойстве с учредителями (участниками, собственниками имущества) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

· аудиторскими организациями, руководители, аудиторы и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками, собственниками имущества) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

· аудиторскими организациями, руководители, аудиторы и иные должностные лица которых состоят в близком родстве или свойстве с учредителями (участниками, собственниками имущества) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

· аудиторской организацией в отношении аудируемых лиц, являющихся ее учредителями (участниками, собственниками имущества), в отношении аудируемых лиц, для которых эта аудиторская организация является учредителем (участником, собственником имущества), в отношении дочерних и зависимых организаций, а также филиалов и представительств организаций, указанных в настоящем абзаце, в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников, собственников имущества);

· аудиторскими организациями и аудиторами, оказывавшими аудируемому лицу услуги по восстановлению, ведению бухгалтерского и (или) налогового учета, составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, за период восстановления, ведения бухгалтерского и (или) налогового учета, составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Независимость аудита – это, прежде всего, объективность и честность суждений аудиторов, их беспристрастность при изучении финансовых отношений, а также непредвзятое отношение к пользователям получаемой информации.

Независимость аудита должна сохранятся на всех стадиях – от планирования проверки и ее проведения до составления заключения.

3. 3-й стандарт. Аудитор, тщательно изучая организацию внутреннего контроля у хозяйствующего субъекта, руководствуется Правилами аудиторской деятельности. Если внутренний контроль недостаточен, то не исключено, что клиент неправильно ведет документацию, допускает ошибки и даже подлоги, склонен к обману, незаконному и неэффективному расходованию средств.

Стандарты практической работы.

4. 4-й стандарт аудита. Работа аудитора должна планироваться.

При разработке плана проверки необходимо определить величину аудиторского риса и с этой целью провести предварительный анализ результатов производственной деятельности предприятия, изучить систему внутреннего контроля.

й стандарт. Для определения объема аудита изучается и анализируется работа службы внутреннего аудита.

При этом имеет значение степень доверия к ее выводам, выяснение, можно ли использовать результаты ее работы в соответствии с правилом аудиторской деятельности «Использование результатов работы внутреннего аудита».

Наши рекомендации