Принцип проведения аудита качества

Принцип (от лат. principium – начало, основа) – это основное исходное положение какой-либо теории, учения, научного мировоззрения[8]. Принципы проведения аудита качества представляют собой основные положения, основополагающие правила, которые должны выполняться при планировании и проведении аудитов качества.

Принципы проведения аудита качества выработаны в процессе аудиторской деятельности и закреплены в стандарте ГОСТ Р ИСО 19011-2003 и документах других систем сертификации. К принципам проведения аудита качества относят [1.3]:

· принцип единообразия: каждая аудиторская проверка осуществляется по единой официально установленной процедуре. Это обеспечивает её упорядоченность, однозначность и сопоставимость;

· принцип системности: планирование и проведение аудиторских проверок по различным вида деятельности и процессам осуществляется с учётом установленной их структурной взаимосвязи в системах менеджмента;

· принцип документированности: проведение каждой аудиторской проверки определённым образом документируется с тем, чтобы обеспечить сохранность и сравнимость информации о фактическом состоянии системы менеджмента качества;

· принцип предупредительности: каждая аудиторская проверка планируется, и персонал проверяемого подразделения заранее уведомляется о цели, объекте, критериях, времени и методах проведения аудиторской проверки с тем, чтобы обеспечить необходимый уровень доверия к аудиторам и исключить возможность уклонения персонала от предоставления и демонстрации всех требуемых данных;

· принцип регулярности: аудиторские проверки проводятся с определённой периодичностью с тем, чтобы все процессы системы и все подразделения организации были объектом постоянного анализа и оценивания;

· принцип независимости: аудиторы не должны зависеть от руководства проверяемого подразделения и должны быть свободны от предубеждений и конфликтов интересов. Аудиторы сохраняют объективное мнение во время всего процесса аудита с целью обеспечения того, что в основе выводов и заключений находятся только свидетельства аудитора;

· принцип беспристрастности: аудиторы представляют правдивые и точные отчёты. На основе этого деятельность по аудиту отражается правдиво и точно в выводах аудитов, заключениях по результатам аудита и записях;

· принцип доказательности: свидетельства аудита основаны на выборках информации, так как аудит осуществляется в ограниченный период времени и с ограниченными ресурсами. Поэтому в аудиторских проверках должны использоваться процедуры и методы, обеспечивающие надёжность и доказательность заключений по результатам этих проверок;

· принцип профессиональной осмотрительности: прилежание и умение принимать правильные решения при проведении аудита. Профессиональная осмотрительность аудиторов соответствует важности выполняемого задания и доверительности со стороны заказчиков и других заинтересованных сторон. Важным фактором является необходимая компетентность;

· принцип этичности поведения: существенными при аудите является ответственность, неподкупность аудиторов, умение хранить тайну и осмотрительность;

· принцип открытости: результаты каждой аудиторской проверки носят открытый характер, то есть являются доступными для ознакомления любым сотрудником проверяемого подразделения.

Соблюдение принципов проведения аудита качества делает аудит результативным и надёжным методом поддержания и совершенствования системы менеджмента качества.

ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ АУДИТАМИ

Планирование аудитов систем менеджмента качества

Организация должна проводить аудиторские проверки периодически и в запланированные сроки. При планировании аудитов разрабатываются [1.3]:

· программа аудита;

· календарный график проведения аудитов.

Программа включает все виды деятельности, необходимые для планирования, организации и проведения аудитов. В зависимости от размера, вида деятельности и сложности проверяемой организации программа аудита может включать один или более аудитов.

В организации могут быть разработаны несколько программ аудита. Программа аудита может включать[9]:

· ряд внутренних аудитов системы менеджмента качества организации, проводимых в текущем году;

· аудиты второй стороны систем менеджмента потенциальных поставщиков «критической» продукции, проводимых в течение 6 месяцев;

· аудиты по сертификации систем менеджмента качества и инспекционные аудиты, проводимые органом по сертификации в период времени, согласованный между органом по сертификации и заказчиком.

В проведении аудита должны быть определены[10]:

· цели программы аудита;

· объём программы аудита;

· ресурсы, необходимые для программы аудита;

· процедуры по программе аудиты.

Возможная форма программы аудита представлена в табл.2.1[11].

Таблица 2.1

Наши рекомендации