Принцип проведения аудита качества
Принцип (от лат. principium – начало, основа) – это основное исходное положение какой-либо теории, учения, научного мировоззрения[8]. Принципы проведения аудита качества представляют собой основные положения, основополагающие правила, которые должны выполняться при планировании и проведении аудитов качества.
Принципы проведения аудита качества выработаны в процессе аудиторской деятельности и закреплены в стандарте ГОСТ Р ИСО 19011-2003 и документах других систем сертификации. К принципам проведения аудита качества относят [1.3]:
· принцип единообразия: каждая аудиторская проверка осуществляется по единой официально установленной процедуре. Это обеспечивает её упорядоченность, однозначность и сопоставимость;
· принцип системности: планирование и проведение аудиторских проверок по различным вида деятельности и процессам осуществляется с учётом установленной их структурной взаимосвязи в системах менеджмента;
· принцип документированности: проведение каждой аудиторской проверки определённым образом документируется с тем, чтобы обеспечить сохранность и сравнимость информации о фактическом состоянии системы менеджмента качества;
· принцип предупредительности: каждая аудиторская проверка планируется, и персонал проверяемого подразделения заранее уведомляется о цели, объекте, критериях, времени и методах проведения аудиторской проверки с тем, чтобы обеспечить необходимый уровень доверия к аудиторам и исключить возможность уклонения персонала от предоставления и демонстрации всех требуемых данных;
· принцип регулярности: аудиторские проверки проводятся с определённой периодичностью с тем, чтобы все процессы системы и все подразделения организации были объектом постоянного анализа и оценивания;
· принцип независимости: аудиторы не должны зависеть от руководства проверяемого подразделения и должны быть свободны от предубеждений и конфликтов интересов. Аудиторы сохраняют объективное мнение во время всего процесса аудита с целью обеспечения того, что в основе выводов и заключений находятся только свидетельства аудитора;
· принцип беспристрастности: аудиторы представляют правдивые и точные отчёты. На основе этого деятельность по аудиту отражается правдиво и точно в выводах аудитов, заключениях по результатам аудита и записях;
· принцип доказательности: свидетельства аудита основаны на выборках информации, так как аудит осуществляется в ограниченный период времени и с ограниченными ресурсами. Поэтому в аудиторских проверках должны использоваться процедуры и методы, обеспечивающие надёжность и доказательность заключений по результатам этих проверок;
· принцип профессиональной осмотрительности: прилежание и умение принимать правильные решения при проведении аудита. Профессиональная осмотрительность аудиторов соответствует важности выполняемого задания и доверительности со стороны заказчиков и других заинтересованных сторон. Важным фактором является необходимая компетентность;
· принцип этичности поведения: существенными при аудите является ответственность, неподкупность аудиторов, умение хранить тайну и осмотрительность;
· принцип открытости: результаты каждой аудиторской проверки носят открытый характер, то есть являются доступными для ознакомления любым сотрудником проверяемого подразделения.
Соблюдение принципов проведения аудита качества делает аудит результативным и надёжным методом поддержания и совершенствования системы менеджмента качества.
ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ АУДИТАМИ
Планирование аудитов систем менеджмента качества
Организация должна проводить аудиторские проверки периодически и в запланированные сроки. При планировании аудитов разрабатываются [1.3]:
· программа аудита;
· календарный график проведения аудитов.
Программа включает все виды деятельности, необходимые для планирования, организации и проведения аудитов. В зависимости от размера, вида деятельности и сложности проверяемой организации программа аудита может включать один или более аудитов.
В организации могут быть разработаны несколько программ аудита. Программа аудита может включать[9]:
· ряд внутренних аудитов системы менеджмента качества организации, проводимых в текущем году;
· аудиты второй стороны систем менеджмента потенциальных поставщиков «критической» продукции, проводимых в течение 6 месяцев;
· аудиты по сертификации систем менеджмента качества и инспекционные аудиты, проводимые органом по сертификации в период времени, согласованный между органом по сертификации и заказчиком.
В проведении аудита должны быть определены[10]:
· цели программы аудита;
· объём программы аудита;
· ресурсы, необходимые для программы аудита;
· процедуры по программе аудиты.
Возможная форма программы аудита представлена в табл.2.1[11].
Таблица 2.1