Управление рисками в природоохранной деятельности
Классические теории и методы управления риском.Определение риска в данном контексте содержит в себе три ключевые компоненты (рис. 13.3), которые неявно объединены в широко распространенном "бытовом" понимании риска.
Во-первых, риск связан с событиями - причинами, хотя это обычно опускают.
Во-вторых, события наступают или не наступают - т. е. они не достоверны, а лишь возможны (вероятны).
В-третьих, сами по себе события ни нежелательны, ни благоприятны - в каждом конкретном случае требуется оценка их последствий для пользователя управляемой системы, т. е. оценка качества состояний, в которые может попасть система в результате реализации риска.
В последнее время все более остро ощущается необходимость пересмотра старых взглядов на оценку и управление риском. Основной акцент делается на сравнительный анализ преимуществ и критику недостатков классических парадигм принятия решений в условиях риска. Суть критики состоит в двух тезисах:
1) практика показывает существенное и систематическое отличие человеческих решений, основанных на субъективных эвристиках, от решений, предписываемых распространенными концепциями оптимальности и рационального выбора,
2) рыночные механизмы несовершенны, рынок неэффективен, рыночное равновесие зависит от событий - рисков во внешней среде, риски неслучайны и подчиняются определенной логике.
Рис. 13.3. Определение риска - базовые элементы
В одном из вариантов новых взглядов на указанную проблему рассуждения сводятся к следующему.
Причиной возникновения рисков являются неопределенности, существующие в каждом проекте в сфере природопользования. Риски могут быть "известные" - те, которые определены, оценены, для которых возможно планирование. "Неизвестные" риски - это те, которые не идентифицированы и не могут быть спрогнозированы. Хотя специфические риски и условия их возникновения не определены, менеджеры проекта знают, исходя из прошлого опыта, что большую часть рисков можно предвидеть.
Реализуя проекты, имеющие высокую степень неопределенности в таких элементах, как цели и технологии их достижения, обычно уделяют внимание разработке и применению корпоративных методов управления рисками. Данные методы учитывают как специфику проектов, так и корпоративных методов управления.
Американский Институт управления проектами (PMI), разрабатывающий и публикующий стандарты в области управления проектами, значительно переработал разделы, регламентирующие процедуры управления рисками. В новой версии РМВОК описаны шесть процедур управления рисками.
Согласно подходу PMIуправление рисками — это процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий. Процесс управления рисками проекта обычно включает выполнение следующих процедур.
1. Планирование управления рисками - выбор подходов и планирование деятельности по управлению рисками природоохранного проекта.
2. Идентификация рисков — определение рисков, способных повлиять на проект, и документирование их характеристик.
3. Качественная оценка рисков - качественный анализ рисков и условий их возникновения с целью определения их влияния на успех проекта.
4. Количественная оценка - количественный анализ вероятности возникновения и влияния последствий рисков на проект
5. Планирование реагирования на риски - определение процедур и методов по ослаблению отрицательных последствий рисковых событий и использованию возможных преимуществ.
6. Мониторинг и контроль рисков - мониторинг рисков, определение остающихся рисков, выполнение плана управления рисками проекта и оценка эффективности действий по минимизации рисков.
Все эти процедуры взаимодействуют друг с другом, а также с другими процедурами. Каждая процедура выполняется, по крайней мере, один раз в каждом проекте. Несмотря на то, что процедуры, представленные здесь, рассматриваются как дискретные элементы с четко определенными характеристиками, на практике они могут частично совпадать и взаимодействовать.
1. Планирование управления рисками - процесс принятия решений по применению и планированию управления рисками для конкретного природоохранного проекта. Этот процесс может включать в себя решения по организации, кадровому обеспечению процедур управления рисками проекта, выбор предпочтительной методологии, источников данных для идентификации риска, временной интервал для анализа ситуации. Важно спланировать управление рисками, адекватное как уровню и типу риска, так и важности проекта для организации.
Таблица 13.3. Планирование управления рисками
ВХОДЫ | Методы и средства | ВЫХОДЫ |
1. План проекта | Организация встреч и совещаний | Методология |
2. Опыт и практика управления рисками | Роли и ответственности | |
3. Распределение ролей и ответственности | Регламент (сроки) | |
4. Восприятие рисков менеджерами | Методики оценки и расчета | |
5. Доступность системы и данных | Пороговый уровень рисков | |
6, Шаблоны корпоративного плана управления рисками | Форматы отчетов | |
7. Принципы учета и документирование |
2. Идентификация рисков определяет, какие риски способны повлиять на природоохранный проект, и документирует характеристики этих рисков. Идентификация рисков не будет эффективной, если она не будет проводиться регулярно на протяжении реализации проекта.
Идентификация рисков должна привлекать как можно больше участников: менеджеров проекта, заказчиков, пользователей, независимых специалистов.
Идентификация рисков - итерационный процесс. Вначале идентификация рисков может быть выполнена частью менеджеров проекта или группой аналитиков рисков. Далее идентификацией может заниматься основная группа менеджеров проекта. Для формирования объективной оценки в завершающей стадии процесса могут участвовать независимые специалисты. Возможное реагирование может быть определено в течение процесса идентификации рисков.
Таблица 13.4. Идентификация рисков
ВХОДЫ | Методы и средства | ВЫХОДЫ |
1. План управления рисками | Обзор документации | Список рисков или условий возникновения рисков |
2. Выходы других процессов планирования | Средства сбора информации | Признаки рисков |
3. Классификаторы рисков | Контрольные таблицы | Входы и другие процессы |
4. Накопленный опыт | Анализ сильных и слабых сторон проекта, возможностей и угроз | |
5.Анализ предположений | ||
6. Диаграммы |
3. Качественная оценка рисков - процесс представления качественного анализа идентификации рисков и определения рисков, требующих быстрого реагирования. Такая оценка рисков определяет степень важности риска и выбирает способ реагирования. Доступность сопровождающей информации помогает легче расставить приоритеты для разных категорий рисков. Качественная оценка рисков - это оценка условий возникновения рисков и определение их воздействия на проект стандартными методами и средствами. Использование этих средств помогает частично избежать неопределенностей, которые часто встречаются в проекте. В течение жизненного цикла проекта должна происходить постоянная переоценка рисков.
Таблица 13.5. Качественная оценка рисков
ВХОДЫ | Методы и средства | ВЫХОДЫ |
1. План управления рисками | Методика оценки вероятности возникновения и влияния рисков | Обобщенная оценка рисков проекта |
2. Идентифицированные риски | Матрица показателей рисков | Список рисков по приоритетам |
3. Состояние проекта | Оценка тенденций рисков | Список рисков, требующих дополнительного анализа |
4. Тип проекта | Проверка предположений о проекте | |
5. Оценка надежности и точности исходных данных | Методы оценки данных, исходя из требований к ним | |
6. Шкалы для оценки вероятности возникновения и влияния рисков |
4. Количественная оценка рисков определяет вероятность возникновения рисков и влияние последствий рисков на проект, что помогает группе управления проектами верно принимать решения и избегать неопределенностей. Количественная оценка рисков позволяет определять:
• вероятность достижения конечной цели проекта;
• степень воздействия риска на проект и объемы непредвиденных затрат и материалов, которые могут понадобиться;
• риски, требующие скорейшего реагирования и большего внимания, а также влияние их последствий на проект;
• фактические затраты, предполагаемые сроки окончания.
Количественная оценка рисков часто сопровождает качественную оценку и также требует процесс идентификации рисков. Количественная и качественная оценка рисков могут использоваться по отдельности или вместе, в зависимости от располагаемого времени и бюджета, необходимости в количественной или качественной оценке рисков.
Таблица 13.6. Количественная оценка рисков
ВХОДЫ | Методы и средства | ВЫХОДЫ |
1. План управления рисками | Интервью | Список приоритетных рисков с оценками |
2. Список рисков, сгруппированных по приоритетам и условиям | Анализ чувствительности | Вероятностные параметры проекта |
3. Предыдущий опыт | Анализ решений | Вероятность невыполнения плановых сроков и бюджета |
4. Экспертная оценка | Оценка необходимых резервов | |
5. Выходы других процессов |
5. Планирование реагирования на риски - это разработка методов и технологий снижения отрицательного воздействия рисков на проект. Берет на себя ответственность за эффективность защиты проекта от воздействия на него рисков. Планирование включает в себя идентификацию и распределение каждого риска по категориям. Эффективность разработки реагирования прямо определит, будут ли последствия воздействия риска на проект положительными или отрицательными
Стратегия планирования реагирования должна соответствовать типам рисков, рентабельности ресурсов и временным параметрам. Вопросы, обсуждаемые во время встреч, должны быть адекватны задачам на каждой стадии проекта и согласованы со всеми членами группы по управлению проектом. Обычно требуются несколько вариантов стратегий реагирования на риски.
Таблица 13.7. Планирование реагирования
ВХОДЫ | Методы и средства | ВЫХОДЫ |
1. План управления рисками | Избежание рисков | План реагирования |
2. Список приоритетов рисков | Передача рисков | Оставшиеся риски |
3. Возможные способы реагирования | Минимизация рисков | Вторичные риски |
4. Пороговый уровень рисков | Принятие рисков | Условия контрактов, оговаривающих ответственность за риск |
5. Ответственные за риски | Входы и другие процессы | |
6. Общие возможности реагирования |
6. Мониторинг и контроль следят за идентификацией рисков, определяют остаточные риски, обеспечивают выполнение плана рисков и оценивают его эффективность с учетом возможности понижения риска. Показатели рисков, связанные с осуществлением условий выполнения плана фиксируются. Мониторинг и контроль сопровождают процесс внедрения проекта в жизнь.
Качественный контроль выполнения проекта предоставляет информацию, помогающую принимать эффективные решения для предотвращения возникновения рисков. Для предоставления полной информации о выполнении проекта необходимо взаимодействие между всеми менеджерами проекта.
Таблица 13.8. Мониторинг и контроль
ВХОДЫ | Методы и средства | ВЫХОДЫ |
1. План управления рисками | Контрольные таблицы | Переработанные планы реагирования на риски |
2. План реагирования | Периодический обзор рисков | Корректирующие действия |
3. План коммуникаций проекта | Анализ проекта по фактической выработке | Требования на изменения |
4. Дополнительная идентификация и анализ рисков | Дополнительное планирования реагирования | Обновление плана реагирования на риски |
5. Аудит риска | Независимый анализ риска | Стандартные отчеты по управлению рисками |
Целью мониторинга и контроля является выяснить, были ли:
• система реагирования на риски внедрена в соответствии с планом;
• реагирование достаточно эффективно или необходимы изменения;
• риски изменились по сравнению с предыдущим значением;
• наступление влияния рисков;
• необходимые меры приняты;
• воздействие рисков оказалось запланированным или явилось случайным результатом.
Контроль может повлечь за собой выбор альтернативных стратегий, принятие корректив, перепланировку проекта для достижения базового плана. Между менеджерами проекта и группой риска должно быть постоянное взаимодействие, должны фиксироваться все изменения и явления. Отчеты по выполнению проекта должны формироваться регулярно.
Таким образом, решение проблемы управления природоохранной деятельностью требует создания эффективной информационной технологии для ее внедрения в системы мониторинга окружающей среды и интересующих нас объектов. Эта технология должна включать:
- планирование измерений,
- развитие алгоритмов комплексной обработки данных из различных предметных областей знания,
- создание методов принятия решений на основе анализа динамической информации,
- оценки риска от реализации этих решений.
Реальное воплощение описанных выше идей требует сосредоточения интеллектуальных, экономических и технических ресурсов в едином информационно-аналитическом центре мониторинга. Его функционирование должно обеспечить получение информации по следующим направлениям:
- о влиянии глобальных изменений на окружающую среду региона;
- о роли происходящих или планируемых в регионе изменений природной среды и связанных с ними изменениях окружающей среды и в прилегающих регионах;
- о состоянии атмосферы, гидросферы и почвенно-растительных формаций на территории региона;
- о наличии необходимых данных об экологических, климатических, экономических и демографических параметрах любого региона;
- об уровне экологической безопасности на данной территории;
- о появлении опасных для человека и окружающей среды явлений;
- о тенденциях в изменениях состояния лесов, болот, пастбищ, сельско-хозяйственных посевов, морских, речных и озерных систем и других природных комплексов;
- о риске тех или иных мероприятий по изменению окружающей среды.
Такой информационный центр поможет системам принятия решений, ответственным за управление природопользованием, обеспечить:
- своевременное научно-обоснованное планирование и управление хозяйственной деятельностью с учетом их экологической целесообразности и разработки стратегии рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности;
- оперативное оповещение и предупреждение о появлении внутри и за пределами конкретной территории событий, явлений и процессов, могущих повысить риски для природы и человека.