Управление рисками в предпринимательской деятельности

Риск в экономической и социальной жизни общества явля­ется одной из центральных характеристик, которая присут­ствует постоянно. Те или иные факторы опасности и риска оказывают сильное влияние на любой экономический субъ­ект, т.к. основой их появления является отсутствие опре­деленности, динамичность окружающей среды, с одной сто­роны, и неполнота знаний об окружающем мире - с другой. Риск с экономической точки зрения представляет собой неопределенность в поставленной цели.

Различные теории экономического риска появились с раз­витием рыночных отношений. А. Смит, Р. Котильон уделя­ли большое внимание исследованию проблем риска в эконо­мике. В экономической науке рассматриваются две основ­ные теории предпринимательского риска: классическая и неоклассическая.

Классическая школа (представители: Миль, Найт, Се-ниор) выделяет две части предпринимательской прибыли в структуре дохода:

• процент на вложенный капитал;

• возмещение возможного риска от экономической деятельности (плата за риск).

В классической теории экономический риск отождеств­ляется с математическим ожиданием потерь, которые могут произойти в результате реализации выбранного решения.

Основоположники неоклассической теории (А. Мар­шал, А. Пигу, 20-30-е г. XX столетия) считали, что предпри­ниматель работает в условиях неопределенности. Следова­тельно, его прибыль является переменной, случайной ве­личиной. Поэтому он должен руководствоваться в своей деятельности двумя критериями: размерами ожидаемой прибыли и величиной ее возможных колебаний или откло­нений от ожидаемой величины.

Существенное дополнение к неоклассической теории сделал известный экономист Дж. М. Кейнс. Он считал, что в экономической деятельности важно учитывать три основ­ных вида риска:

1) риск предпринимателя или заемщика, возникающий
при появлении сомнений в возможности получить рас­считанную выгоду;

2) риск кредитора, который связан с опасностью коммер­ческого банкротства или других действий должника (за­емщика) для уклонения от обязательств, а также с опасно­стью невольного банкротства из-за неоправданности на­дежд на получение прибыли;

3) риск девальвации, связанный с уменьшением ценности
денежной единицы.

Дж. М. Кейнс впервые дал не только подробную класси­фикацию предпринимательских рисков, но и включил в нее так называемый «фактор удовольствия»: ради большей при­были предприниматель может пойти на больший риск. В экономической литературе не существует на сегод­няшний день единого подхода к определению риска.

Возникновение интереса к появлению риска в экономи­ческой деятельности в настоящее время в значительной мере связано с предпринимательством. Предпринимательство сопровождается неопределенностью экономической конъюнктуры, которая является следствием непостоянства спроса и предложения на факторы производ­ства, товары, ресурсы. Рыночная составляющая предприни­мательского риска связана с неопределенностью будущего от­ношения потребителей товаров и услуг, потребительских предложений, общего состояния инвестиционного портфеля.

Избежать риска в экономической деятельности невоз­можно. Но можно оценить возможные риски, выявить фак­торы, разработать меры по снижению риска. Особое место в прогнозировании занимает проблема оценки возможных рисков, учета их при получении разных вариантов, сочетаний. Достоверность, точность прогноза и его целесообразность во многом определяются правиль­ностью выявления факторов риска и оценкой их влияния на получаемый результат (принятие решения).

В условиях (ситуации) экономического риска процесс про­гнозирования и принятия решения необходимо рассматривать в соответствии с этапами процесса управления риском. Процесс управления риском включает:

1) выявление предполагаемого (возможного) риска;

2) оценку риска;

3) минимизацию влияния риска на получаемый результат
или решение.

Изучение риска требует комплексного подхода. Исследова­ния по анализу риска включают в себя широкий спектр задач, к основным из которых относятся: измерение риска, оценка риска, определение его допустимого уровня и организация управления риском. Основная задача в условиях неопределен­ности — свести риск до приемлемых величин.

В современной отечественной и зарубежной литературе широко представлено такое понятие, как «управление рис­ком», в то же время целостной теории управления риском в отечественной литературе пока нет.

Управление риском — это процесс подготовки и реали­зации мероприятий, цель которых: снизить опасность оши­бочного решения и уменьшить возможные отрицательные последствия нежелательного развития событий в ходе во­площения принятых решений.

Основной задачей управления риском является правиль­ная оценка возможного риска, выявление факторов, усили­вающих его, и возможных последствий деятельности в рис­кованной ситуации, разработка мер, не допускающих, пре­дотвращающих или уменьшающих риск.

Таким образом, процесс управления риском — это реали­зация решений в условиях оптимального (с точки зрения прибыли) использования рисков. Одно из направлений ра­бот по управлению риском — это минимизация рисков.

Число методов, используемых для достижения этой це­ли, довольно ограничено, и их применение зависит от реаль­ной экономической ситуации. Их можно поделить на четыре группы (типа):

1) устранение;

2) компенсация;

3) диверсификация;

4) страхование.

Первый метод устранения или предотвращения риска заключается в попытке избежать любого его возникнове­ния. Большинство решений об избежании риска принимает­ся на стадии принятия решений. Это позволяет избежать возможных потерь и неопределенности, но в то же время экономический субъект лишает себя шанса получить пре­мию за риск.

Второй метод управления риском связан с созданием способов предупреждения опасности и уменьшением не­благоприятного влияния тех или иных факторов риска. Ме­тод компенсации эффективен как для внешних рисков, на которые нет возможности оказывать влияние, так и для внутренних. Метод предполагает применение всех упреж­дающих мер, таких как: повышение качества планирова­ния, организации и управления, использование эффек­тивных технологий, создание резервных фондов, осу­ществление активного целенаправленного маркетинга, в т.ч. инновационного, использование методов прогнози­рования внешнеэкономической обстановки, выбор опти­мальной рыночной стратегии.

Третий метод управления риском — это распределение общего риска путем их разделения и объединения. Спосо­бом разделения можно считать диверсификацию. Она представляет собой распределение усилий и затрат между разнообразными видами деятельности, тесно связанных между собой.

Диверсификация позволяет уменьшить общий риск пу­тем сокращения максимально возможных потерь за одно событие. Снижение уровня риска достигается за счет мень­шей вероятности существования множества неблагоприят­ных событий по сравнению с одним событием. Метод ди­версификации позволяет минимизировать производствен­ные, коммерческие, инвестиционные и банковские риски.

В инвестиционной и банковской сферах деятельности диверсификация определяется как «попытка контролиро­вать риск за счет подбора активов, доходы по которым по возможности мало коррелируют между собой». рисков предполагает управление активами и пассива­ми таким образом, чтобы риски были распределены по объему, сроку и структуре.

Диверсификация активов — обязательный способ сниже­ния инвестиционных рисков. Инвестиционные риски умень­шаются путем создания инвестиционного портфеля, в кото­рый входят ценные бумаги, имеющие альтернативные цели:

• получение процентов на вложенный капитал (низколик­видные и высокорискованные ценные бумаги);

• сохранение капитала от инфляции (ценные бумаги, вы­пущенные крупными компаниями и государством);

• обеспечение прироста капитала за счет роста курсовой стоимости приобретенных акций (ценные бумаги, обладающие высокой ликвидностью).
Диверсификация портфеля приводит к снижению его суммарного риска. Однако это происходит вследствие сни­жения собственного риска, а рыночный риск остается при­близительно неизменным. Распределяя риски за счет приоб­ретения различных видов ценных бумаг или инвестиций в предприятия различных отраслей или в разные предприя­тия одной отрасли, инвестор минимизирует риски, связан­ные с конкретным сегментом рынка. Практически не всякий риск можно нейтрализовать с помощью диверсификации, в силу того что на предпринимательскую деятельность ока­зывают влияние различные макроэкономические процессы, такие как ожидание подъема или кризиса, движение банков­ского процента и др.

Еще один метод управления риском - это его передача, перевод. Этот способ нейтрализации рисков реализуется по­средством системы страхования. Страхование - один из способов снижения риска, кото­рый используют как юридические, так и физические лица.

Страхование - это финансовая категория, которая не мо­жет физически защитить страхователя от какого-либо вида риска. Она компенсирует (полностью или частично) потери в случае, если данное событие произошло. Предположение о событии и его ожидание являются одними из причин стра­хования. Страхование давно и успешно применяется на За­паде. В России страхование последние годы также довольно успешно внедряется во все сферы хозяйственной жизни.

Риск является одним из основных понятий финансового рынка, поэтому необходимо обеспечить страховую защиту от финансовых рисков. Нейтрализовать возможные потери, связанные с финансовыми рисками, позволяют следующие виды страхования:

• страхование банковских рисков;

• страхование финансовых инвестиций;

• страхование экспортных кредитов;

• страхование валютных операций.

Выбор методов устранения и минимизации риска опре­деляется общей стратегией экономического поведения субъ­екта в условиях неопределенности. Поведение зависит от субъективного отношения индивида к риску и от экономи­ческой целесообразности дополнительных расходов по сни­жению риска.

Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе осуществления предпринимательской деятельности предпринимателю приходится много рисковать и принимать решения в неопределенности. Для повышения эффективности работы предпринимателя ему необходимо принимать меры по снижению и минимизации риска, а также разрабатывать тактику управления риском.

120. Показать адаптивные структуры в менеджменте.

Для адаптивных (гибких, органических) организационных структур характерно отсутствие бюрократической регламентации деятельности органов управления, отсутствие детального разделения труда по видам работ, размытость уровней управления и небольшое их количество, гибкость структуры управления, децентрализация принятия решений, индивидуальная ответственность каждого работника за общие результаты деятельности.

По сравнению с дивизиональными структурами управления адаптивные структуры являются более гибкими, лучше приспособленными к динамичным изменениям и требованиям производства.

Кроме того адаптивные организационные структуры, как правило, характеризуются следующими признаками:

  • способностью сравнительно легко менять свою форму, приспосабливаться к изменяющимся условиям;
  • ориентацией на ускоренную реализацию сложных проектов, комплексных программ, решение сложных проблем;
  • ограниченным действием во времени, т. е. формированием на временной основе на период решения проблемы, выполнения проекта, программы;
  • созданием временных органов управления.

К разновидностям структур адаптивного типа можно отнести проектные, матричные, программно-целевые, проблемно-целевые, структуры, основанные на групповом подходе (командные, проблемно-групповые, бригадные), сетевые организационные структуры.

Проектные структуры - это структуры управления комплексными видами деятельности, которые из-за их решающего значения для компании требуют обеспечения непрерывного координирующего и интегрирующего воздействия при жестких ограничениях по затратам, срокам и качеству работ.

Проектные структуры в компании, как правило, применяются тогда, когда возникает необходимость разработать и осуществить организационные проект комплексного характера, охватывающий, с одной стороны, решение широкого круга специализированных технических, экономических, социальных и иных вопросов, и, с другой стороны, деятельность различных функциональных и линейных подразделений. К организационным проектам можно отнести любые процессы целенаправленных изменений в системе, например, реконструкцию производства, разработку и освоение новых видов продукции и технологических процессов, строительство объектов и т.д.

Под проектной структурой управления понимается временная структура, создаваемая для решения конкретной комплексной задачи (разработки проекта и его реализации). Смысл проектной структуры управления состоит в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников разных профессий для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества и в рамках выделенных для этой цели материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Проектная структура управления предполагает обеспечение централизованного управления всем ходом работ по каждому крупному проекту.

Существует несколько типов проектных структур. В качестве одной из их разновидностей можно привести так называемые чистые или сводные проектные структуры управления, подразумевающие формирование специального подразделения - проектной команды, работающей на временной основе. Временная группа специалистов в сущности представляет собой уменьшенную по масштабам копию постоянной функциональной структуры данной компании.

В состав временных групп включают необходимых специалистов: инженеров, бухгалтеров, руководителей производства, исследователей, а также специалистов по управлению. Руководитель проекта наделяется проектными полномочиями (полной властью и правами контроля в рамках конкретного проекта). Руководитель отвечает за все виды деятельности от начала до полного завершения проекта или какой-либо его части. В его функции входит определение концепции и целей проектного управления, формирование проектной структуры, распределение задач между специалистами, планирование и организация выполнения работ, координация действий исполнителей. Ему полностью подчинены все члены команды и все выделенные для этой цели ресурсы.

В число проектных полномочий руководителя проекта входит ответственность за планирование проекта, за составление графика и ход выполнения работ, за расходование выделенных ресурсов, в том числе и за материальное поощрение работающих. После завершения работ по проекту структура распадается, а персонал переходит в новую проектную структуру или возвращается на свою постоянную должность (при контрактной работе - увольняется).

Управление рисками в предпринимательской деятельности - student2.ru

Рисунок 1. Одна из разновидностей проектных структур управления

Чисто проектные структуры, как правило, используются для решения каких-либо особенно крупномасштабных задач. В случае менее крупных проектов затраты на дублирование уже существующих в компании служб в проектной структуре управления становятся нерациональными. В таких относительно небольших проектах его руководитель может выступать в качестве консультанта высшего руководства фирмы. Или же кто-нибудь из высшего руководящего состава компании координирует реализацию проекта в рамках обычной линейно-функциональной структуры.

В качестве важнейших преимуществ такого вида структур управления можно назвать:

  • интеграцию различных видов деятельности компании в целях получения высококачественных результатов по определенному проекту;
  • комплексный подход к реализации проекта, решению проблемы;
  • концентрацию всех усилий на решении одной задачи, на выполнении одного конкретного проекта;
  • большую гибкость проектных структур;
  • активизацию деятельности руководителей проектов и исполнителей в результате формирования проектных групп;
  • усиление личной ответственности конкретного руководителя как за проект в целом, так и за его элементы.

121. Описать экологический менеджмент.

Экологический менеджмент — часть общей системы корпоративного управления, которая обладает четкой организационной структурой и ставит целью достижение положений, указанных в экологической политике посредством реализации программ по охране окружающей среды.

Наши рекомендации