Функциональное зонирование территории жилого района

Цель работы: оценить зонирование территории жилого района как средства экологического регулирования проектного решения, обеспечивающего приори­тетность вопросов охраны окружающей среды.

Задание. По предложенному плану и карте города оценить территорию выбранного района города:

1. Оценить местоположение района в структуре городских территорий в соответст­вии с их экологическими характеристиками;

2. Оценить влияние ландшафтных характеристик территории и при­легающих территорий их функциональное зонирование и планировочное решение;

3. Проанализировать влияния основных источников и факторов антропогенного воздействия на архитектурно-планировочную структуру территории жилого района. Выделить важные положительные факторы воздействия на территорию изучаемого района.

План функционального зонирования территории жилого района

1. Эколого-градостроительные требования к проекту планировки жилого района.

1.1.Современный жилой район, как правило, формируется на межмагистральных территориях площадью более 500 га группами кварталов. Границами территории жилого района являются красные линии магистралей обще­городского и районного значения, а в случае примыкания к другим функциональным зо­нам — утвержденные границы и планировочные ограничения (технические зоны и др.).

В структуре территорий жилого района участки или кварталы жилого типа занима­ют более 25% территории, а участки или кварталы других типов менее 25% каждый.

Размещение новых жилых районов осуществляется на свободных и реконструируе­мых территориях.

Нормативами установлены следующие требования к застройке территории селитеб­ного назначения:

—удобный рельеф, допускающий возведение зданий и сооружений, прокладку улиц и дорог, организацию сбора и отвод поверхностных вод, сохранение рельефа мест­ности;

—устойчивые грунты;

—благоприятные условия для организации инженерного обеспечения водоснабже­ния, канализации, теплоснабжения, транспортного обслуживания.

1.2. На территории жилого района размещаются: микрорайоны, жилые кварталы, объекты общего пользования с участками периодического обслуживания, в том числе спортивные сооружения, зеленые насаждения, а также коммунальные объекты, гара­жи-стоянки и др.

1.3. Территория жилого района регламентируется следующими нормативными по­казателями:

—плотностью застройки жилых, смешанных жилых участков (суммы участков), соответствующей требованиям застройки структурной части города;

—удельными размерами территории общего пользования;

—плотностью населения на территории жилого района в межмагистральных терри­ториях площадью: от 500 до 1000 га — 200—280чел./га, более 1000 га — 170—240 чел./га;

—обеспеченностью жителей района озелененными территориями, которая склады­вается из суммы удельных площадей: озелененных площадок придомовой территории, 50% участков детских дошкольных учреждений, 40% участков школ, участков зеленых насаждений общего пользования жилого района (микрорайона).

1.4. Функционально-планировочная организация территории жилого района долж­на учитывать геоморфологические и микроклиматические условия, способствующие рас­сеиванию, вредных примесей в атмосферном воздухе.

1.5. При проектировании уличной сети жилого района необходимо учитывать су­ществующий и перспективный уровень загрязнения атмосферного воздуха отработавшими газами автотранспорта и предусматривать планировочные и технические мероприя­тия по локализации зон загазованности.

1.6. В случае примыкания жилого района к территориям с зелеными насаждения­ми общего пользования следует осуществить организацию их буферной части для обеспечения потребности населения жилого района в озелененных территориях, но не далее, чем в 15-минутной доступности и без уничтожения существующих зеленых насаждений. Расстояние между жилой застройкой и ближним краем лесопаркового массива следует принимать не менее 30 м для лиственных и 50 м для хвойных пород.

Таблица 1

Нормируемые элементы территории жилого района

Элементы территории жилого района     Удельные площади элементов территории жилого района, м2/чел.
        Межмагистральные территории площадью
        500—1000 га более 1000 га
  Территории общего пользования жилого района всего В том числе: участки спортивных сооружений участки зеленых насаждений участки коммунальных объектов участки гаражей-стоянок     не более 14,0   не менее 1,0 не менее 4,0 не более 0,2 не более 0,8     не более 16,0   не менее 1,2 не менее 5,0 не более 0,2 не более 0,8

1.7.Расстояние от края проезжей части скоростных городских дорог до линии жи­лой застройки устанавливается на основании расчета уровня шума.В зоне шумового дискомфорта следует размещать зеленые насаждения, гаражи-стоянки, открытые стоянки, АЭС и другие коммунальные сооружения, отдельные объекты обслу­живания.

В случае примыкания жилой застройки к железной дороге расстояние от жилых до­мов до крайнего рельса устанавливается расчетом уровней шума в соответствии с нормативами. При невозможности обеспечить нормативный уровень шу­ма планировочным разрывом следует применять другие меры защиты от шума.

1.8.Гаражи-стоянки на территории жилого района целесообразно размещать на
участках коммунального и общественного назначения, территориях транспортных сооружений, на участках с резким перепадом рельефа.

2. Оценка общего функционального зонированиятерритории должна учитывать всю совокупность факторов, оказывающих воздействие на проектируемую территорию.

Среди факторов, оказывающих отрицательное влияние, необходимо, прежде всего, выделить воздействие промышленных и энергетических объектов, крупных объектов коммунального хозяйства, транспортных магистралей (автомобильные и железнодорож­ные), мостов, эстакад и других сооружений. Перечисленные объекты могут находиться за пределами проектируемого района, однако их влияние необходимо учитывать при определении зоны эколого-планировочных ограничений.

Важные положительные факторы воздействия — крупные зеленые массивы, реки и большие водоемы, открытые пространства, имеющие контакты с лесопарковой зоной.

2.1. Последовательность проведения оценки функционального зонирования терри­тории жилого района целесообразно принять следующую:

— анализ существующей градостроительной ситуации, положения района в системе городской застройки в соответствии с основными требованиями и положениями разделов «Охрана окружающей среды» в Концепции генерального плана города, территори­альных комплексных оценок и концепций развития административной территории, включающей проектируемый или реконструируемый район;

—анализ ландшафтной ситуации и пригодности территорий, наличия на проектиру­емых или прилегающих участках объектов природного комплекса (лесопарков, парков, водных объектов) и ландшафтно-исторических объектов (охраняемых зон памятников истории и культуры, усадеб, зон охраняемого ландшафта, и др.);

—анализ промышленно-производственных, коммунально-складских, энергетиче­ских и других инженерных объектов, транспортных сооружений, крупных транспортных коммуникаций (в т.ч. авиационных и железнодорожных).

В результате этой работы составляется карта-схема эколого-градостроительного зонирования, которая является основой для организации функционального зонирования территории жилого района.

2.2. В условиях реконструкции жилого района следует осуществлять ряд дополнительных исследований:

—анализ возможностей оптимизации плотности застройки и выделение зон ограниченного использования территории для наземного и подземного строительства;

—анализ существующих и проектируемых красных линий застройки, линий природоохранного регулирования;

—анализ существующей системы озеленения, оценку возможностей его оптимиза­ции за счет сноса ветхого фонда;

—оценку акустического режима территории и выделение территорий и объектов шумового дискомфорта;

—исследование загрязненности почв и воздуха для уточнения размеров санитарно-защитных зон от коммунальных и производственных объектов;

—обоснование предложений по выводу нежилых объектов с территории жилого района.

2.3. Оценка воздействия производственно-коммунальных объектов и улично-дорожной сети, расположенных внутри и на границах проектируемой территории, должна включать:

— функциональные характеристики объектов, целесообразность их сохранения;

— установление границ санитарно-защитных зон и планировочных ограничений.
Оценка воздействия объектов на окружающую среду по отдельным параметрам (шум, вибрация, загрязнения и пр.) и разработка комплексных мероприятий .

2.4. Оценка воздействия существующих транспортных магистралей и объектов,
инженерной инфраструктуры должна содержать:

—анализ связи и взаимовлияние местных транспортных магистралей и инженер­ных коммуникаций с общегородскими системами жизнеобеспечения;

—условия подключения местных сетей и коммуникаций к общегородским систе­мам;

—прогноз изменений структуры и интенсивности транспортных потоков на перс­пективу. Оценка воздействия транспортных магистралей и инженерных коммуникаций по отдельным параметрам (шум, вибрация, загрязнения и пр.) и разработка комплексных ме­роприятий проводится в составе специальных подразделов раздела «Охрана окружаю­щей среды».

2.5. Анализ системы открытых пространств — существенный аспект оценки функционального зонирования территории, так как открытые пространства — важнейшие структурно-планировочные элементы с различными функциональными характеристика­ми. К ним относятся компоненты природного ландшафта (водоемы, озелененные терри­тории общего пользования — бульвары, скверы и др.), свободные территории и т. д. В результате анализа должны быть выявлены тенденции развития и трансформации откры­тых пространств, установлены их планировочные, функциональные и пространственные взаимосвязи с различными элементами жилого района и прилегающих территорий.

Характер застройки, высотность, плотность, композиционно-градостроительное ре­шение должны способствовать активному визуальному раскрытию особенностей естест­венного рельефа, водных и зеленых массивов. Высокое качество функционально-плани­ровочной и архитектурно-пространственной организации жилого района должно рас­сматриваться как существенный экологический фактор, обеспечивающий визуально-эс­тетический комфорт и благоприятность проживания.

Наши рекомендации