Функциональное зонирование территории жилого района
Цель работы: оценить зонирование территории жилого района как средства экологического регулирования проектного решения, обеспечивающего приоритетность вопросов охраны окружающей среды.
Задание. По предложенному плану и карте города оценить территорию выбранного района города:
1. Оценить местоположение района в структуре городских территорий в соответствии с их экологическими характеристиками;
2. Оценить влияние ландшафтных характеристик территории и прилегающих территорий их функциональное зонирование и планировочное решение;
3. Проанализировать влияния основных источников и факторов антропогенного воздействия на архитектурно-планировочную структуру территории жилого района. Выделить важные положительные факторы воздействия на территорию изучаемого района.
План функционального зонирования территории жилого района
1. Эколого-градостроительные требования к проекту планировки жилого района.
1.1.Современный жилой район, как правило, формируется на межмагистральных территориях площадью более 500 га группами кварталов. Границами территории жилого района являются красные линии магистралей общегородского и районного значения, а в случае примыкания к другим функциональным зонам — утвержденные границы и планировочные ограничения (технические зоны и др.).
В структуре территорий жилого района участки или кварталы жилого типа занимают более 25% территории, а участки или кварталы других типов менее 25% каждый.
Размещение новых жилых районов осуществляется на свободных и реконструируемых территориях.
Нормативами установлены следующие требования к застройке территории селитебного назначения:
—удобный рельеф, допускающий возведение зданий и сооружений, прокладку улиц и дорог, организацию сбора и отвод поверхностных вод, сохранение рельефа местности;
—устойчивые грунты;
—благоприятные условия для организации инженерного обеспечения водоснабжения, канализации, теплоснабжения, транспортного обслуживания.
1.2. На территории жилого района размещаются: микрорайоны, жилые кварталы, объекты общего пользования с участками периодического обслуживания, в том числе спортивные сооружения, зеленые насаждения, а также коммунальные объекты, гаражи-стоянки и др.
1.3. Территория жилого района регламентируется следующими нормативными показателями:
—плотностью застройки жилых, смешанных жилых участков (суммы участков), соответствующей требованиям застройки структурной части города;
—удельными размерами территории общего пользования;
—плотностью населения на территории жилого района в межмагистральных территориях площадью: от 500 до 1000 га — 200—280чел./га, более 1000 га — 170—240 чел./га;
—обеспеченностью жителей района озелененными территориями, которая складывается из суммы удельных площадей: озелененных площадок придомовой территории, 50% участков детских дошкольных учреждений, 40% участков школ, участков зеленых насаждений общего пользования жилого района (микрорайона).
1.4. Функционально-планировочная организация территории жилого района должна учитывать геоморфологические и микроклиматические условия, способствующие рассеиванию, вредных примесей в атмосферном воздухе.
1.5. При проектировании уличной сети жилого района необходимо учитывать существующий и перспективный уровень загрязнения атмосферного воздуха отработавшими газами автотранспорта и предусматривать планировочные и технические мероприятия по локализации зон загазованности.
1.6. В случае примыкания жилого района к территориям с зелеными насаждениями общего пользования следует осуществить организацию их буферной части для обеспечения потребности населения жилого района в озелененных территориях, но не далее, чем в 15-минутной доступности и без уничтожения существующих зеленых насаждений. Расстояние между жилой застройкой и ближним краем лесопаркового массива следует принимать не менее 30 м для лиственных и 50 м для хвойных пород.
Таблица 1
Нормируемые элементы территории жилого района
№ | Элементы территории жилого района | Удельные площади элементов территории жилого района, м2/чел. | |
Межмагистральные территории площадью | |||
500—1000 га | более 1000 га | ||
Территории общего пользования жилого района всего В том числе: участки спортивных сооружений участки зеленых насаждений участки коммунальных объектов участки гаражей-стоянок | не более 14,0 не менее 1,0 не менее 4,0 не более 0,2 не более 0,8 | не более 16,0 не менее 1,2 не менее 5,0 не более 0,2 не более 0,8 |
1.7.Расстояние от края проезжей части скоростных городских дорог до линии жилой застройки устанавливается на основании расчета уровня шума.В зоне шумового дискомфорта следует размещать зеленые насаждения, гаражи-стоянки, открытые стоянки, АЭС и другие коммунальные сооружения, отдельные объекты обслуживания.
В случае примыкания жилой застройки к железной дороге расстояние от жилых домов до крайнего рельса устанавливается расчетом уровней шума в соответствии с нормативами. При невозможности обеспечить нормативный уровень шума планировочным разрывом следует применять другие меры защиты от шума.
1.8.Гаражи-стоянки на территории жилого района целесообразно размещать на
участках коммунального и общественного назначения, территориях транспортных сооружений, на участках с резким перепадом рельефа.
2. Оценка общего функционального зонированиятерритории должна учитывать всю совокупность факторов, оказывающих воздействие на проектируемую территорию.
Среди факторов, оказывающих отрицательное влияние, необходимо, прежде всего, выделить воздействие промышленных и энергетических объектов, крупных объектов коммунального хозяйства, транспортных магистралей (автомобильные и железнодорожные), мостов, эстакад и других сооружений. Перечисленные объекты могут находиться за пределами проектируемого района, однако их влияние необходимо учитывать при определении зоны эколого-планировочных ограничений.
Важные положительные факторы воздействия — крупные зеленые массивы, реки и большие водоемы, открытые пространства, имеющие контакты с лесопарковой зоной.
2.1. Последовательность проведения оценки функционального зонирования территории жилого района целесообразно принять следующую:
— анализ существующей градостроительной ситуации, положения района в системе городской застройки в соответствии с основными требованиями и положениями разделов «Охрана окружающей среды» в Концепции генерального плана города, территориальных комплексных оценок и концепций развития административной территории, включающей проектируемый или реконструируемый район;
—анализ ландшафтной ситуации и пригодности территорий, наличия на проектируемых или прилегающих участках объектов природного комплекса (лесопарков, парков, водных объектов) и ландшафтно-исторических объектов (охраняемых зон памятников истории и культуры, усадеб, зон охраняемого ландшафта, и др.);
—анализ промышленно-производственных, коммунально-складских, энергетических и других инженерных объектов, транспортных сооружений, крупных транспортных коммуникаций (в т.ч. авиационных и железнодорожных).
В результате этой работы составляется карта-схема эколого-градостроительного зонирования, которая является основой для организации функционального зонирования территории жилого района.
2.2. В условиях реконструкции жилого района следует осуществлять ряд дополнительных исследований:
—анализ возможностей оптимизации плотности застройки и выделение зон ограниченного использования территории для наземного и подземного строительства;
—анализ существующих и проектируемых красных линий застройки, линий природоохранного регулирования;
—анализ существующей системы озеленения, оценку возможностей его оптимизации за счет сноса ветхого фонда;
—оценку акустического режима территории и выделение территорий и объектов шумового дискомфорта;
—исследование загрязненности почв и воздуха для уточнения размеров санитарно-защитных зон от коммунальных и производственных объектов;
—обоснование предложений по выводу нежилых объектов с территории жилого района.
2.3. Оценка воздействия производственно-коммунальных объектов и улично-дорожной сети, расположенных внутри и на границах проектируемой территории, должна включать:
— функциональные характеристики объектов, целесообразность их сохранения;
— установление границ санитарно-защитных зон и планировочных ограничений.
Оценка воздействия объектов на окружающую среду по отдельным параметрам (шум, вибрация, загрязнения и пр.) и разработка комплексных мероприятий .
2.4. Оценка воздействия существующих транспортных магистралей и объектов,
инженерной инфраструктуры должна содержать:
—анализ связи и взаимовлияние местных транспортных магистралей и инженерных коммуникаций с общегородскими системами жизнеобеспечения;
—условия подключения местных сетей и коммуникаций к общегородским системам;
—прогноз изменений структуры и интенсивности транспортных потоков на перспективу. Оценка воздействия транспортных магистралей и инженерных коммуникаций по отдельным параметрам (шум, вибрация, загрязнения и пр.) и разработка комплексных мероприятий проводится в составе специальных подразделов раздела «Охрана окружающей среды».
2.5. Анализ системы открытых пространств — существенный аспект оценки функционального зонирования территории, так как открытые пространства — важнейшие структурно-планировочные элементы с различными функциональными характеристиками. К ним относятся компоненты природного ландшафта (водоемы, озелененные территории общего пользования — бульвары, скверы и др.), свободные территории и т. д. В результате анализа должны быть выявлены тенденции развития и трансформации открытых пространств, установлены их планировочные, функциональные и пространственные взаимосвязи с различными элементами жилого района и прилегающих территорий.
Характер застройки, высотность, плотность, композиционно-градостроительное решение должны способствовать активному визуальному раскрытию особенностей естественного рельефа, водных и зеленых массивов. Высокое качество функционально-планировочной и архитектурно-пространственной организации жилого района должно рассматриваться как существенный экологический фактор, обеспечивающий визуально-эстетический комфорт и благоприятность проживания.